Региональная политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:32, доклад

Описание

Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. И я уверена, что есть существенное сходство между региональными проблемами в странах, которые по масштабам территории, социально-экономическому развитию, культурным традициям , этническому составу населения , государственному устройству и другим признакам сильно отличаются друг от друга.

Работа состоит из  1 файл

сша.docx

— 36.28 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Эссе  по региональной экономике:

     «Региональная политика США» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2007 г.

 

      Введение 

     Выбранная мной тема эссе «Региональная политика США» является не новой и достаточно изученной, но в то же время, актуальной и значимой. Конечно, интересно было бы рассмотреть региональную политику любой страны мира и сделать выводы, обобщения, найти сходства с Россией  и т.д., т.к. каждая страна является уникальной и по-своему интересной для изучения. Но я выбрала для рассмотрения именно Соединенные Штаты Америки, так как во-первых я имела возможность  посмотреть на эту страну «изнутри»  и имею небольшое представление  о проблемах, с которыми сталкиваются американцы, во-вторых, я считаю что  Россия и Америка имеют сходные  черты по территориальному устройству и численности населения, и в-третьих, США- одно из самых развитых государств мира и гражданам России не будет хуже от того, что они поучатся решать региональные проблемы у США.

     Региональные  проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. И  я уверена, что есть существенное сходство между региональными проблемами в странах, которые по масштабам  территории, социально-экономическому развитию, культурным традициям , этническому составу населения , государственному  устройству и другим признакам сильно отличаются друг от друга.

     Один  из парадоксов современного мира заключается  в том, что большие различия между  странами  в целом  сочетаются со значительным сходством между  определенными типами регионов в  разных странах. Отсюда и наличие  многих общих черт в подходах разных государств к своим внутренним региональным проблемам. Поэтому исследования  и регулирование регионального развития в России можно и нужно  проводить с учетом богатейшего мирового опыта.

     Большие развитые страны дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это проблемы изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации, реструктуризации старопромышленных  и аграрных регионов, сближения регионов по уровню социально-экономического развития, освоения периферийных  регионов с богатыми природными ресурсами, ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций, регулирования миграции между городами и сельской местностью, модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах, стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.  

 

      Региональная политика США 

     Играющая  видную роль в функциональном механизме  мировой экономики и политики, США, в силу территориальной удаленности  от Западной Европы, специфических  размеров территории и природных  особенностей, а также исторической судьбы,  отличается некоторым своеобразием региональной политики. В послевоенные годы это государство добилось реальных успехов в сглаживании региональных диспропорций, чего так и не удалось сделать СССР, имевшем в своем распоряжении богатейший опыт территориального планирования. Отсюда напрашивается вывод, что прежние утверждения советских экономистов о том, что общегосударственное экономическое и региональное планирование ведущих капиталистических государств носит бессмысленный, декоративный характер, представляются необоснованными. Конечно, подобно тому, как сохранились проблемы Юга в Италии или в Канаде не исчезла проблема Северных территорий, США не удалось избежать гипертрофированного роста мегаполисов от Бостона до Вашингтона, от Сан-Франциско до границы с Мексикой, от штата Висконсин до штата Индиана в районе оз. Мичиган и др. Не смогла эта  развитая страна добиться желаемых целей и в области нивелировки пространственных диспропорций в социальной сфере. Однако при этом не следует забывать о том, что в условиях отсутствия региональной политики такие диспропорции были бы, несомненно, еще острее.

     Одним из важнейших принципов государственного устройства США является гарантированная  Конституцией республиканская форма  правления штатов. При этом основной закон США содержит действенные  механизмы поддержания целостности  страны. По Конституции закреплено верховенство федерального права. Должностные  лица штатов обязаны принимать присягу  за неверность Конституции США. В  случае необходимости Конгресс имеет  право лишить не подчиняющиеся федеральным  законам штаты права представительства  в нем. Для защиты от внутренних беспорядков  и защиты федеральных законов  президент имеет право отдать приказ о вводе войск на территорию не подчинившихся штатов.

     Штаты могут защищать свои конституционные  права в Верховном суде, либо, по решению представителей не менее 3/4 штатов внести изменения в Конституцию.

     В Конституции США выделен перечень вопросов находящихся в исключительном ведении конгресса, к важнейшим  из которых могут быть отнесены:

     — регулирование внутренней и внешней  торговли;

     — учреждение федеральных органов  власти;

     — набор и содержание армии и  военно-морского флота;

     — организация почтовых служб;

     — выпуск денег;

     — регламентация финансового, авторского права и вопросов натурализации;

     — управление территориальными владениями США.

     Конгресс  США имеет права издавать все  законы, необходимые для осуществления  полномочий, предоставленных правительству  США Конституцией, устанавливать  уголовно-правовые санкции для обеспечения  соблюдения федерального права. Конгресс также имеет право устанавливать  и взимать налоги с доходов, без  распределения этих налогов между  штатами и безотносительно к  каким-либо переписям или оценкам  числа их населения. Однако данное правило  запрещено распространять на прямые налоги. Федерации не разрешается  вводить дискриминационные косвенные  налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.

     К числу предметов совместного  ведения федерального правительства  и штатов могут быть отнесены:

     — вопросы налогообложения;

     — регламентация деятельности корпораций;

     — обеспечение благосостояния населения.

     Конституция США не устанавливает четкий перечень предметов ведения штатов. Штаты  имеют право решать все вопросы, не отнесенные к исключительному  ведению Федерации и не включенные в число специальных ограничений  и запрещений.

     Таким образом, полномочия органов управления штатов включают весьма обширный перечень:

     — уголовное право;

     — процессуальное право;

     — гражданское право;

     — вопросы собственности и обязательственного права;

     — семейное право;

     — вопросы здравоохранения и социального  обеспечения;

     — вопросы регулирования профессиональной деятельности, малого бизнеса, страхования, сельского хозяйства;

     — вопросы организации и деятельности центральных и местных органов  власти,

     — разработка природных ресурсов для  внутреннего рынка и др.

     В соответствии с Конституцией США  исполнительная власть на федеральном  уровне власти предоставляется президенту Соединенных Штатов на четыре года, который занимает свою должность  вместе с вице-президентом и не имеет права переизбираться более  двух раз. Президент является главнокомандующим  США. Он может затребовать в письменном виде от высших должностных лиц мнение по любому вопросу, касающемуся их обязанностей по должности. Президент имеет право  помилования и отсрочки исполнения приговоров за преступления против Соединенных  Штатов, за исключением дел по импичменту. Президент может направлять в  конгресс законодательные проекты.

     Ежегодно  президентом направляется в парламент  три главных послания: доклад-отчет  о состоянии страны, бюджетное  послание и доклад об экономическом положении государства, целью которых является формулирование законодательной программы администрации, обозначение президентских приоритетов во внутренней и внешней политике.

     Президенту  подчиняется исполнительный аппарат, выполняющий следующие основные функции:

  • ежедневное организационное обслуживание и помощь президенту в связях с общественностью, конгрессом и прессой;
  • определение бюджетной политики и координация позиций исполнительной власти перед конгрессом;
  • оказание помощи президенту в планировании и разработке приоритетных направлений, контролировать развитие кризисных ситуаций, особенно в области национальной безопасности;
  • обеспечение процесса принятия президентом решений. Исполнительный аппарат президента состоит из следующих структурных подразделений:
  • служба Белого дома;
  • служба вице-президента;
  • административно-бюджетное управление;
  • национальный совет безопасности;
  • совет экономических консультантов;
  • совет по качеству окружающей среды;
  • административная служба;
  • управление по науке и технике;
  • управление специального представителя на торговых переговорах;
  • надзорный совет по разведке;
  • совет по стабилизации заработной платы и цен;
  • служба по вопросам внутренней политики и др.

     В системе исполнительной власти кабинет  министров выполняет в основном консультативные функции. Исполнительными  органами кабинета министров являются: Государственный департамент, Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и  социальных служб, Министерство жилищного  строительства и городского развития, Министерство транспорта, Министерство труда, Министерство образования и  военные департаменты.

     Особый  интерес с точки зрения опыта  регионального управления представляют так называемые независимые агентства, которые наделяются либо чисто административными, либо квазизаконодательными, либо квазисудебными полномочиями. Среди них следует отметить агентства, регулирующие экономическую деятельность, например Комиссия по междуштатной торговле, государственные корпорации, управляющие собственностью федерального правительства, например, Администрация долины р. Теннесси и т.п.

     Вся полнота законодательной власти на федеральном уровне принадлежит  конгрессу США, состоящему из сената и палаты представителей. От каждого  штата избирается по два представителя  в сенат Соединенных Штатов, сроком на шесть лет. Выборы в сенат проводятся каждые два года, но переизбирается только 1/3 сенаторов, что обеспечивает преемственность в работе верхней  палаты парламента. Председателем сената является вице-президент США, но он не имеет права участвовать в  голосовании, если только голоса сенаторов  не разделились поровну. Члены палаты представителей также избираются раз  в два года. Места представителей распределяются между отдельными штатами  пропорционально численности их населения.

     Спорные вопросы, которые исполнительная и  законодательная власти не могут  разрешить, становятся предметом разбирательства  в федеральных судах.

     Судебная  власть представлена Верховным судом  и нижестоящими судами, количество которых устанавливается конгрессом. Хотя формально закон, признанный решением суда неконституционным, не отменяется и продолжает оставаться в официальных  публикациях законодательства, такой  закон объявляется недействительным и теряет всякую правовую силу.

     Воздействие института судебного контроля на законодательство очень велико. Благодаря  институту конституционного контроля Верховный суд имеет своеобразное вето по отношению к законодательным  актам, которое, в отличие от вето президента, не ограничено сроком давности. Так, по подсчетам американских юристов, за 190 лет Верховный суд признал  неконституционными 122 федеральных  закона, аннулировал около 950 законов  штатов или отдельных положений  их конституции.

Информация о работе Региональная политика США