Региональная политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:32, доклад

Описание

Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. И я уверена, что есть существенное сходство между региональными проблемами в странах, которые по масштабам территории, социально-экономическому развитию, культурным традициям , этническому составу населения , государственному устройству и другим признакам сильно отличаются друг от друга.

Работа состоит из  1 файл

сша.docx

— 36.28 Кб (Скачать документ)

     Органы  исполнительной власти в штате возглавляет  губернатор, который в большинстве  штатов избирается сроком на 4 года. Во всех штатах губернатор имеет право  переизбираться на два срока и  более. Кандидат должен быть гражданином  США не менее определенного срока (от 2 до 20 лет).Устанавливается также возрастной минимум (в большинстве штатов губернатор должен быть не моложе 30 лет, в отдельных — не моложе 21 и 25 лет). В двух штатах кандидат должен быть не моложе 35 лет. Конституции штатов, за исключением одного, предусматривают возможность смещения губернатора в порядке импичмента. В 12 штатах определена процедура отзыва губернатора избирателями.

     По  конституциям штатов, к числу обязанностей губернатора относится надзор за соблюдением в штате законов. В большинстве штатов губернатор самостоятельно назначает членов управлений и комиссий. В отдельных штатах губернатору также предоставляется  право освобождать должностных  лиц от занимаемой ими должности.

     В большинстве штатов в качестве главы  исполнительной власти губернатор ответствен за подготовку и представление в  законодательный орган штата проекта бюджета. Формально законодательный орган штата вправе изменить проект бюджета по своему усмотрению, однако в конституциях штатов финансирование многих программ предусмотрено в твердо зафиксированной форме. В некоторых штатах до 50 % бюджетных поступлений распределяются подобным образом.

     В конституции всех штатов, кроме одного, губернаторы наделены правом вето на решения законодательного органа власти. Для преодоления вето необходимо квалифицированное большинство  каждой из палат законодательного органа.

     Губернатору непосредственно подчиняется полиция  или национальная гвардия штата. Во многих штатах губернатору принадлежит  право помилования осужденных судами штата.

     В системе исполнительной власти штата  важная роль отводится канцелярии, которой ведает исполнительный секретарь  губернатора, ответственный за ее организацию  и деятельность. В состав канцелярии входит также секретарь по связям с общественностью, секретарь по связям с законодательным органом, секретарь, ответственный за связь с департаментами и др. Государственный секретарь штата хранит архивы и подтверждает правильность и законность публикуемых государственных актов штата, а также осуществляет надзор за выборами и утверждает законность всех связанных с ними действий, ведает лицензиями штата и статистическими данными и справочниками. Казначей штата в большинстве штатов является избираемой должностью. Казначей имеет право определять, в каком банке должны храниться денежные средства штата, во многих штатах собирает налоги и осуществляет наблюдение за правильностью их взимания. В целом система органов управления в штатах очень сложна. В среднем в штатах насчитывается около 40 постоянных органов и часто столько же временных. По наиболее важным вопросам, связанным с управлением, на постоянной основе создаются департаменты, комиссии, лицензионные бюро и комиссии, агентства и ведомства, а также комитеты при губернаторе, в состав которых входят главы основных департаментов и ведомств.

     Формы участия губернатора в законодательном  процессе закреплены в конституциях штатов. Губернатор обязан направлять в представительный орган доклады  о положении дел в штате, обозначая  контуры дальнейшей законодательной  работы. Губернатор имеет право непосредственно  обращаться к законодательному органу со специальными посланиями, предлагая  принятие законов или выполнение ими программ. В большей части  конституций предусмотрено право  губернатора созывать специальные  сессии представительного органа власти.

     Органы  региональной законодательной власти представлены в основном двухпалатными  парламентами. Численный состав сенатов  штатов колеблется от 20 человек на Аляске до 67 в Миннесоте. Члены палаты представителей избираются в основном на два года и их число колеблется от 40 человек на Аляске до 400 в Нью-Хемпшире. Работа осуществляется на сессиях, в комитетах и комиссиях. Основные функции представительных органов власти согласно региональным конституциям:

     — утверждение бюджета;

     — принятие законов;

     — формирование аппарата исполнительной и судебной власти;

     — контроль за деятельностью правительственного аппарата;

     — регулирование межправительственных соглашений;

     — осуществление квазисудебных функций.

     Региональный  законодательный орган в США  утверждает бюджет штата, который разрабатывается  и представляется на рассмотрение законодательными советами — специальными самостоятельными образованиями, состоящими из представителей законодательной, либо законодательной  и исполнительной власти штата.

     Эксперты  отмечают заметное усиление контроля легислатур за деятельностью судебного  и административного аппаратов. Например, широко используются законы о создании административных ведомств на определенный срок — 4, 6 и 8 лет. Если к моменту истечения срока  действия не издан новый акт, продлевающий их полномочия, соответствующие органы управления должны быть распущены. Тем  самым, существование многих подразделений  исполнительной власти зависит от законодателей, что вынуждает администрацию  более осторожно и внимательно  относиться к запросам и требованиям  представительного органа власти.

     Суды, в первую очередь Верховный суд  штатов наделены правом конституционного толкования и надзора, что позволяет  жестко контролировать деятельность законодательной  и исполнительной ветвей власти региона  и активно вмешиваться в решение  экономических, политических и социальных проблем.

     Центр активно проводит региональную политику путем реализации федеральными агентствами  специальных федеральных программ.

     Несмотря  на то, что функции государственного управления штатов и местного управления в США полнее, чем в любой  из других стран мира, учитывают  территориальную дифференциацию, экономическое  развитие США географически очень  неоднородно. Часто динамично развивающиеся  районы с относительно высоким уровнем  благосостояния соседствуют с депрессивными  районами бедности.

     Федеральное правительство еще в XIX веке было вынуждено осуществлять вмешательство  в экономическое развитие штатов, стимулируя заселение западных районов  страны. До середины XX века такое вмешательство  носило эпизодический характер и  сопровождалось соответствующими законодательными актами. Основной целью вмешательства  являлась ликвидация разрывов в социально-экономическом  развитии региона долины реки Теннесси по сравнению с другими более  развитыми частями страны. Так, в  1933 г. был принят закон об организации государственной корпорации — Администрации долины Теннесси.

     Уже с 60-х годов региональная политика в США становится обязательной функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны как для федерального правительства, так и для отдельных штатов. Данная политика обусловлена не только желанием устранить региональные противоречия, но и стимулировать экономический рост с изменением структуры хозяйства.

     С данной целью был принят ряд законов:

     — в 1965 году закон об общественных работах  и экономическом развитии (определены основные направления помощи депрессивным районам);

     — в 1965 году закон о создании Аппалачской  региональной комиссии, (о целевом  развитии региона Аппалачских гор, депрессирующего более 30 лет);

     — в 1968 году закон о межправительственном сотрудничестве, (регламентировано распределение  полномочий по региональному регулированию  между органами власти федерации, штатов и муниципалитетов);

     — в 1972 г. закон о сельском развитии (определены основные направления федеральной политики в отношении сельскохозяйственных районов);

     — в 1974 г. закон о жилищном строительстве и городском развитии (определена федеральная политика в отношении городских районов);

     — в 1975 г. закон о региональном развитии.

     До 60-х годов региональная политика в США осуществлялась только штатами  и местными органами, что препятствовало согласованию государственных мероприятий  регионального характера в масштабах  всей страны. Позже произошло перераспределение  компетенции регионального развития в пользу федеральных органов  власти. Так, были значительно расширены  полномочия федерального правительства  в сфере социально-экономического развития и охраны окружающей среды.

     Основной  формой реализации региональной политики в США являются различного рода целевые  региональные программы. Общегосударственные  региональные программы рассматриваются  на уровне федеральной законодательной  и исполнительной власти США и  финансируются из федерального бюджета. Наиболее важные решения по таким  программам принимаются конгрессом США, который определяет генеральные  цели региональных программ, совокупность частных программных мероприятий, максимально допустимые размеры  ассигнований из федерального бюджета, а также устанавливает права  и обязанности органов, на которые  возлагается руководство проведением  программных мероприятий. Периодически конгресс проводит слушания о ходе реализации осуществляемых программ.

     Согласно  закону о межправительственном сотрудничестве 1968 года президент США получает право  устанавливать правила, определяющие формулирование, оценку и порядок  рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих влияние на экономическое развитие того или иного района.

     В выработке и координации политики регионального развития на федеральном  уровне участвует большое число  подразделений: управление по разработке политики и Административно-бюджетное  управление при президенте, межведомственный координационный совет, федеральный  консультативный совет по экономическому развитию, федеральные региональные советы при правительстве. Кроме  того, созданы соответствующие комиссии при конгрессе США. Руководство  региональными программами осуществляют не сами регионы, а система специальных  независимых учреждений в системе  федерального правительства и специально созданных совместных федерально-штатных  органов.

     Заключение 

     В США эволюционирует модель децентрализованного  федерализма, Конституция, принятая в 1787г.,закрепляет свое верховенство, а также верховенство федеральных законов над конституциями и законами штатов, определяет полномочия только федерации, а также «совпадающие» полномочия. Предметы ведения штатов, кроме запрещений, не закрепляются федеральным законодательством. Преобладающей тенденцией в региональной политике США является передача все большей части государственных функций от центра к регионам.

     В структуре центрального бюджета  доля прямых расходов на региональное развитие, кроме трансфертов, невысока. В 1997г.она составляла 0,8%, эта доля эквивалентна половина всех доходов бюджета РФ, 13млрд.долл.

     На  федеральном уровне ответственность  за разработку  и реализацию региональной политики достаточно рассредоточена. Выделяется роль Администрации экономического развития, входящей в состав Министерства торговли. Основная деятельность этого  органа связана с реализацией  программ развития отстающих и депрессивных районов («реконструируемых ареалов», «округов экономического развития», «зон предпринимательства» и т.д.)

     Также в Америке распространена практика создания траст-фондов. Они и по источникам формирования, и по расходам строго привязаны к решению определенных задач. Известен положительный опыт Постоянного фонда Аляски. Его  основная задача-  гарантировать в будущем получение устойчивых доходов от добываемых в настоящее время нефти и др. полезных ископаемых. Постоянный фонд ежегодно выплачивает дивиденд каждому постоянному жителю штата ( до $1000).

     В США региональные корпорации осуществляют комплексные мероприятия по стимулированию регионального развития, прежде всего  путем сооружения и модернизации объектов инфраструктуры. Мировую известность  получила государственная корпорация  по развитию долины реки Теннесси на юго-востоке страны, федеральная программа регионального развития Аппалачей. В США действуют еще 8 междуштатных региональных комиссий , подобных Аппалачской. Они разрабатывают планы регионального развития, как правило, на 5 лет. Эти планы включают анализ исходного социально-экономического положения, оценку выполнения предыдущих программ, формулировки целей развития, прогноз основных показателей, стратегию взаимодействия властей, оценку необходимых финансовых ресурсов и их целевое распределение. В своей работе региональные комиссии тесно взаимодействуют с администрациями штатов и органами местного самоуправления.

 

      Список литературы 

  1. А.Г. Гранберг  Основы региональной экономики, М. 2000, ГУ-ВШЭ
  2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития, М.: УРСС, 1977
  3. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.:Наука, 1993
  4. Чепурин М.Н.,Киселева Е.А. «Курс экономической теории», учебник ,Киров, «АСА», 2004
  5. Skinner Q. The State. – Political Innovation and Conceptual Change. Camb. 1988, p.90–131; Idem. The Foundation of Modern Political Thought. Camb. 1978
  6. http://www.i-u.ru
  7. http://www.strana.ru/
  8. http://www.vremya.ru
  9. http://www.natii.ru/
  10. http://www.humanities.edu.ru/

Информация о работе Региональная политика США