Роль центрального банка в денежно-кредитной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно - кредитной политики. В свою очередь, денежно - кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение
Глава I. История создания банковской системы
1.1 Банки. Историческое предназначение
1.2. Зарождение банковской системы в России
1.3 Структура современной банковской системы России
Глава II. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
2.1 Деньги и их функции. Понятие и типы денежных систем
2.2 Денежная масса и денежные агрегаты
2.3 Структура современной денежно-кредитной системы
2.4 Пассивные и активные операции. Валовая и чистая прибыль банка. Ликвидность банка. Банковские резервы
2.5 Создание денег банками. Мультипликатор денежного обращения
2.6 Денежно-кредитная политика
2.7. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России
Глава III. Банк России и его денежно-кредитная политика
3.1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе—сентябре 2010 года
3.2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
3.3 Банковская система на сегодняшний день
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Важнейшими инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского регулирования.

Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением денежно-кредитной политики центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг. В России до финансового кризиса 1998 года существовал довольно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытых рынках в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг.

Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В Росси эта ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Помимо этого используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств. Если снижать процентную ставку в современных условиях, то это приведет к оттоку капиталов из страны, что в свою очередь серьезно ослабит влияние монетарной политики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией.

Центральный банк также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую денежно-кредитную политику.

Следует выделить две разновидности денежно-кредитной политики.

Во-первых, мягкую денежно-кредитную политику (политику «дешевых денег»), когда Центральный банк:

1)     покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

2)     снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам;

3)     снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики путем увеличения денежной массы и снижения процентных ставок.

Во-вторых, жесткую денежно-кредитную политику (политику «дорогих денег»), когда ЦБ:

1)     продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;

2)     повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

3)     повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

 

2.7 Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России

 

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ Основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

В 1994 – начале 1998 г. Наиболее действенным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики – сдерживания инфляции – было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. Разрабатывая эту программу, Банк России исходил из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменение в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов), устанавливал поквартальные предельные величины роста денежной массы, а так же другие целевые показатели. Как результат – замедление темпов инфляции в 1995 - начале 1998 г.

По мнению ведущих российских специалистов, главная причина денежно-кредитного и финансового кризиса 1998 г. – это ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика Правительства и Банка России. Она не была нацелена на подъем и повышение эффективности реальной экономики, т.к. упор делался на весьма жесткий монетаризм. В то же время, реальный сектор (материальное производство) – основа любой экономики – с каждым годом сокращался. Значительная часть капиталов банковской системы использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО и других ценных бумаг.

 

Глава III. Банк России и его денежно-кредитная политика

 

3.1 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе—сентябре 2010 года.

На фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы в целом характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов, снижением процентных ставок и постепенным восстановлением кредитования реального сектора экономики.

Денежный агрегат М2 за 9 месяцев 2010 г. увеличился на 14,1%, в том числе за III квартал — на 4,2% (за январь—сентябрь 2009 г. — на 1,2%). Темп прироста денежной массы в национальном определении на 1.10.2010 по сравнению с 1.10.2009 составил 31,2%, в то время как на 1.10.2009 по сравнению с 1.10.2008 он был отрицательным (–5,0%). В реальном выражении, то есть с учетом инфляции на потребительском рынке, денежная масса М2 за январь—сентябрь 2010 г. выросла на 7,4% (за аналогичный период 2009 г. она сократилась в реальном выражении на 6,5%).

 

 

Денежный агрегат М0 за 9 месяцев 2010 г. возрос на 12,0% (за аналогичный период 2009 г. он сократился на 8,1%). При этом в январе—марте отмечалось сезонное снижение наличных денег в обращении (на 1,3% за квартал), в апреле—июне они росли сравнительно высокими, а в августе—сентябре — умеренными темпами (9,6 и 3,6% за соответствующие кварталы). В годовом выражении темп прироста денежного агрегата М0 на 1.10.2010 составил 29,8%, в то время как на 1.10.2009 он был отрицательным (–10,7%).

    Определенное влияние на динамику наличных денег оказывал спрос населения на иностранную валюту. По итогам 9 месяцев 2010 г. объемы продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам превысили объемы ее покупки немногим более чем на 1 млрд. долл. США (в аналогичный период 2009 г. нетто-продажи составили почти 15 млрд. долл. США). При этом в первом полугодии наблюдались нетто-покупки в объеме 2,4 млрд. долл. США, тогда как в III квартале нетто-продажи составили почти 3,5 млрд. долл. США.

Безналичная составляющая денежного агрегата М2 за 9 месяцев 2010 г. увеличилась на 14,8% (за аналогичный период 2009 г. — на 4,8%). При этом за I квартал безналичные рублевые средства выросли на 3,0%, за II квартал — на 6,8%, за III квартал — на 4,4%. Их скользящие годовые темпы прироста на 1.10.2010 составили 31,7%, тогда как на 1.10.2009 они были отрицательными (–2,9%).

Если средства юридических лиц на рублевых счетах за январь—сентябрь 2010 г. увеличились незначительно — на 3,1%, то средства физических лиц выросли на 27,4% (за 9 месяцев 2009 г. — рост на 1,1% и 9,3% соответственно). В рассматриваемый период депозиты "до востребования" организаций возросли на 15,5% при снижении их срочных депозитов на 10,8%. В то же время у населения опережающими темпами росли срочные депозиты (30,8%) по сравнению с депозитами "до востребования" (14,0%). При этом увеличение депозитов населения было обусловлено как ростом доходов домашних хозяйств, так и ростом их склонности к сбережению.

Общий объем рублевых депозитов "до востребования" за январь—сентябрь 2010 г. увеличился на 15,1% (за аналогичный период 2009 г. он уменьшился на 0,3%), а их скользящие годовые темпы прироста на 1.10.2010 составили 28,7% (на 1.10.2009 они были отрицательными и составили –7,6%). Общий объем срочных рублевых депозитов за рассматриваемый период увеличился на 14,6% (за 9 месяцев 2009 г. — на 8,2%), их годовые скользящие темпы прироста на 1.10.2010 составили 33,6% по сравнению с 0,2% на 1.10.2009.

В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.10.2010 уменьшилась относительно 1.01.2010 на 0,4 процентного пункта (до 25,3%), удельные веса депозитов "до востребования" и срочных депозитов увеличились на 0,2 процентного пункта (до 27,9 и 46,8% соответственно).

http://www.cbr.ru/analytics/print.asp?file=10-09.htm

 

3.2 Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

 

Основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д. Этим законом описаны составляющие банковской системы Российской Федерации, установлен перечень банковских операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, перечислены основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, сформулированы принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, установлен режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного дела в Российской Федерации.

[http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/print.asp?file=bank_laws.htm]

 

3.3 Банковская система на сегодняшний день

Эффективное развитие экономической системы любого государства зависит от множества элементов, которые должны гармонично взаимодействовать в его структуре. При этом бесспорным остается тот факт, что одной из важнейших составляющих совершенствования экономики является банковская система. В последнее время наметились основные тенденции реорганизации данного сектора экономики, а динамика развития финансовых рынков в мировом масштабе вызвала острую необходимость изменений в сфере кредитования, а также самих кредитных учреждений. Это значит, что в будущем году понадобится реорганизация банковского сектора, от которой во многом зависит экономика страны.

Безусловно, необходим своеобразный "скачок" в развитии национальной банковской системы. Это позволит уже в 2011 году стабилизировать некоторые секторы внутреннего экономического пространства. Такие, например, как диверсификация экспортной продукции, повышение уровня ВВП почти в два раза, стабилизация и "выравнивание" различных банковских диспропорций. К слову сказать, такие подвижки в развитии самой системы во многом повлияют на повышение уровня жизни населения, позволят решить проблемы с ипотечным кредитованием, расширят возможности по внедрению социальных программ (рабочей занятости, образования и здравоохранения).

В 2011 году проявятся основные направления деятельности банковской системы в области мобилизации крупных капиталовложений и их перераспределении. Не менее важным также будет регулирование крупных денежных расчетов и значительных товарных потоков. Так, на первое место станет проведение различных кассовых и расчетных операций, не обойдется и без таких важных элементов финансовой деятельности, как кредитование и инвестирование. Постоянное регулирование всей системы банков с помощью законопроектов позволит рационально управлять денежными средствами, аккумулированными при помощи последних социальных изменений.

По прогнозам аналитиков, перспективы развития банковской системы на 2011 год следующие. Поскольку финансовый сектор во многом определяет функционирование экономики страны, то система банков всегда "держит руку на пульсе" многих экономических процессов государства. Особенно это касается периода 2009-2011 годов, как наиболее сложного как для финансовой, так и для социальной системы страны. Мировой финансовый кризис сказался не только на фондовых рынках, но и на банковских системах многих государств. Именно поэтому так важно учесть реально возможные отклонения в финансовом плане и разработать новые стратегии работы.

Однако, по мнению специалистов, не стоит зацикливаться только на проблемах, так как даже в сложные 2009-2010 годы банковская система продолжала динамично развиваться. И тот факт, что она не осталась статичной, а живо отреагировала на все внешнеэкономические изменения, говорит о ее гибкости и жизнеспособности даже в посткризисный год.

Уже проверенная на сегодняшний день устойчивость данной системы позволит решить в будущем году ряд накопившихся проблем. Будут предприняты действия, направленные на привлечение инвестиций, что значительно улучшит деловой климат в 2011 году. Не менее важной проблемой, которая поставлена перед руководством банков, является увеличение эффективности системы страхования вкладов.

Кроме всего прочего, в текущем и следующем году планируется расширить доступ для кредитования, в том числе организациям, которые занимаются выдачей кредитов. Таким образом, по оценкам аналитиков, будет создана конкурентоспособная и устойчивая к внешним воздействиям банковская система. На сегодняшний день уже разработаны и приняты основные положения стратегии развития банковского сектора на период 2010-2012 гг., которые являются важными способами регулирования и контроля в банковской сфере.

Примечательно также то, что банковская система и в 2011 году будет продолжать инспекционную деятельность, касающуюся проверок кредитных организаций. Это во многом усовершенствует нормативно-правовую и методическую системы инспекционной деятельности.

Несколько слов необходимо сказать и о процессе консолидации банков различного уровня в единую структуру с определенным объемом капитала. При этом специалистами в банковском деле называется сумма минимального размера капитала, которая может быть приближена к одному миллиарду рублей. Конечно, такой финансовый уровень для многих мелких банков будет просто недостижим. При этом солидные банковские организации смогут достичь названной ступени, если используют процесс консолидации в свою пользу.

Очевидно, что при таком подходе в 2011-2012 годах крупный капитал сможет организовать качественно новую сеть во многих городах страны. В это же время мелкие банки и организации, предоставляющие не совсем понятные услуги сомнительного качества, будут вынуждены покинуть систему или консолидироваться с лидерами, аккумулируя капитал в составе крупной сети.

И в этом явлении, которое уже начало формироваться, есть свой резон для среднестатистического клиента. Ведь даже процентные ставки у солидных опытных компаний ниже, чем у только начинающих внедряться на рынок мелких банков. Возможно, срок объединения в пределах одной банковской системы будет продлен до 2013-2015 гг., чтобы дать возможность для комфортного скопления необходимых для функционирования средств.

Таким образом, формирование банковской системы в будущем году позволит получить более устойчивую и "прозрачную" платформу для дальнейшей работы и развития. Основываясь на опыте, приобретенном во время кризиса, а также на законодательной базе, банки будут способны продолжить совершенствование и в 2011 году. Приятно осознавать, что улучшение самой системы в течение будущего года должно привести к новому, более совершенному этапу отношений "банк - клиент", а также позволить осуществлять внутри государства новые социальные и экономические программы.

 

 

 

Заключение

Денежно-кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. Монетарные факторы играют существенную роль в развитии современной мировой экономики. Многое при этом зависит от эффективности денежно-кредитной политики. К сожалению, денежно-кредитная политика, проводимая сегодня в нашей стране, недостаточно эффективна и нуждается в серьезной модернизации.

Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования. Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.

В настоящее время стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие поступления больших объемов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков (операциям прямого РЕПО). Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок.

Информация о работе Роль центрального банка в денежно-кредитной политике