Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой системы, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
- определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета
1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории
1.2. Функции государственного бюджета
1.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета
2.1. Бюджетная классификация
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета
2.3. Виды расходов
Глава 3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая бюджет.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

     Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

     Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.)

     Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

     При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет  социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

     Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

     Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

     Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

     Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.

     В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

     Бюджет  с помощью налогов выступает  важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

     В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

     Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

     Контрольная функция бюджета выражается и  в том, что, будучи связанным с  народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. Государственный бюджет СССР на всех этапах развития страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обеспечивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны. 

1.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

     Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

     1. Принцип единства  бюджетной системы  Российской Федерации.  Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

     2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

     3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

     а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

     б)  наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;

     в)  законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

     г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

     4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

     Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

     5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

     6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  бюджетов и использовании бюджетных  средств уполномоченные органы и  получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

     7. Принцип гласности.

     Принцип гласности означает опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Декретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

     8. Принцип достоверности бюджета.

     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов  социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 

     9.  Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

     Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Действия  должностных лиц, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Источники формирования  и направления  расходования средств  государственного бюджета

2.1. Бюджетная классификация

     Для  составления  отчетов  об  исполнении  бюджетов  всех  уровней бюджетной     системы     Российской     Федерации     используется     единая бюджетная классификация  РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.

     Бюджетная классификация РФ — это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Основные  принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная  классификация включает:

  1. классификацию доходов бюджетов РФ;
  2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  3. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  4. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  5. классификацию      источников      внутреннего      финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  6. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  7. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  8. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

    Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней. 
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества