Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой системы, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
- определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета
1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории
1.2. Функции государственного бюджета
1.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета
2.1. Бюджетная классификация
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета
2.3. Виды расходов
Глава 3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая бюджет.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

2.2. Особенности формирования  доходной части  бюджета

     Доходы  бюджетов — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

     

     Рис. 1. Структура доходов  бюджета 
 
 

    Согласно   действующей   бюджетной   классификации   все   доходы бюджетов делятся на следующие виды:

    1. Налоговые доходы, которые включают в себя:

-   прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

-   налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

-   налоги на товары и услуги;

-   налоги на имущество;

-   платежи за использование природных ресурсов;

-   налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

-   прочие налоги, сборы и пошлины.

    2. Неналоговые   доходы,   к   которым   в   соответствии   со   ст.   41 Бюджетного кодекса относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

    3. Безвозмездные перечисления  (ст.  45  Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

-  От нерезидентов;

- От  других уровней власти (дотации,  субвенции, средства, перечисленные  по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

-   От государственных  внебюджетных фондов;

-   От государственных  предприятий и учреждений;

-   От наднациональных  организаций.

    Основная  часть доходного потенциала (смотреть в приложении 1) федерального бюджета на 2002 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой — около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.

    В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления — это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Необходимо  отметить, что ряд федеральных  налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, вводимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги па операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

     Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

     Таковы  основные составляющие, характеризующие  доходную часть федеральною бюджета. 
 

2.3. Виды расходов 

    Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое   обеспечение   задач   и   функций   государства   и   местного самоуправления.

    Различаются бюджетные расходы по следующим  направлениям:

  1. Расходы федерального бюджета;
  2. Расходы бюджетов субъектов РФ;
  3. Расходы местных бюджетов.

    Рассмотрим   виды   расходов,   финансируемых   исключительно   из федерального бюджета:

- обеспечение деятельности Президента  РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

-   функционирование федеральной судебной  системы;

-   осуществление   международной   деятельности   в   общефедеральных интересах;

-   национальная    оборона    и    обеспечение    безопасности    государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

-   фундаментальные   исследования   и   содействие   научно-техническому  прогрессу;

-   государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

-   государственная поддержка атомной  энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

-   исследование и использование  космического пространства;

-   содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

-   формирование федеральной собственности;

-   обслуживание и погашение государственного долга РФ;

компенсация   государственным   внебюджетным  фондам  расходов  на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

-    пополнение    государственных     запасов    драгоценных    металлов    и драгоценных камней, государственного материального резерва;

-    проведение референдумов  и выборов РФ;

-    федеральная инвестиционная  программа;

- обеспечение реализации  решений федеральных  органов государственной  власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления  отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-   финансовая поддержка  субъектов РФ;

-   федеральный статистический учет;

-   прочие расходы. 

      Структура и основные составляющие расходной  части федерального бюджета на 2002 год рассмотрены в приложении 2.

          Спецификой федерального бюджета РФ является финансирование за сет    этого    бюджета    общегосударственных    расходов,    в    том    числе фиксирование   расходов    на   оборону,    на   фундаментальные   научные исследования,      международную      деятельность,      предупреждение      и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание  государственного долга.  Значительную долю расходов в бюджете    составляет    финансирование    государственного    управления, правоохранительной деятельности.

    В федеральном бюджете 2001 года наибольший удельный вес среди всех статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга (20,09%). В федеральном бюджете на 2002 год для этих целей выделяется только 14,64%. Но в то же время существенно возросли расходы на социальную политику. Как видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до 22,10%) по сравнению с прошлым годом расходы, направляемые на социальную политику.

    Расходы федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве  и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели — обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.  Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества 

    Роль  государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В приложении 2 перечислены направления деятельности государства, которые обеспечиваются бюджетными средствами.

    Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

    Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

    Роль  государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1. Государственный  бюджет является инструментом  воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику — предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

Информация о работе Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества