Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой системы, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
- определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.
Введение
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета
1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории
1.2. Функции государственного бюджета
1.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета
2.1. Бюджетная классификация
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета
2.3. Виды расходов
Глава 3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
Заключение
Использованная литература
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета
Доходы
бюджетов — денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Рис.
1. Структура доходов
бюджета
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины.
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
- От нерезидентов;
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
- От государственных внебюджетных фондов;
- От государственных предприятий и учреждений;
- От наднациональных организаций.
Основная часть доходного потенциала (смотреть в приложении 1) федерального бюджета на 2002 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой — около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления — это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, вводимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги па операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Таковы
основные составляющие, характеризующие
доходную часть федеральною бюджета.
2.3.
Виды расходов
Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
-
обеспечение деятельности
-
функционирование федеральной
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
-
государственная поддержка
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение референдумов и выборов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- федеральный статистический учет;
-
прочие расходы.
Структура и основные составляющие расходной части федерального бюджета на 2002 год рассмотрены в приложении 2.
Спецификой
В федеральном бюджете 2001 года наибольший удельный вес среди всех статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга (20,09%). В федеральном бюджете на 2002 год для этих целей выделяется только 14,64%. Но в то же время существенно возросли расходы на социальную политику. Как видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до 22,10%) по сравнению с прошлым годом расходы, направляемые на социальную политику.
Расходы
федерального бюджета являются общественно
полезными. Активная роль государства
в общественном воспроизводстве
и повышение эффективности экономики,
укрепление обороноспособности обуславливает
многообразие бюджетных расходов федерального
бюджета. Однако при всем многообразии
бюджетных расходов они служат единой
цели — обеспечению финансовыми ресурсами
федеральных потребностей.
Глава
3. Роль государственного
бюджета как финансовой
базы социально-экономического
развития общества
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В приложении 2 перечислены направления деятельности государства, которые обеспечиваются бюджетными средствами.
Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.
Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику — предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.