Роль и значение службы занятости населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение проблемы занятости в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные формы, причины, последствия и способы борьбы с безработицей,
- проанализировать состояние рынка труда в современных условиях.

Содержание

Введение ..................................................................................................................... 3
Глава 1. Общая характеристика занятости и безработицы
Государственное регулирование занятости населения в РФ........................... 4
Основные формы, причины и последствия безработицы................................ 6
Основные способы борьбы с безработицей в целях обеспечения полной занятости…………….......................................................................................…10
Глава 2. Роль и значение службы занятости населения в РФ
2.1 Служба Занятости Населения (СЗН) и ее функции......................................... 13
2.2 Социально-психологическая работа в Государственных Центрах Занятости Населения.................................................................................................................. 16
2.3 Занятость населения в Мурманской области................................................... 17
2.4 Мероприятия по организации занятости населения....................................... 19
Заключение................................................................................................................ 20
Список использованной литературы...................................................................... 22

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

1.3 Основные способы борьбы с безработицей в целях обеспечения полной занятости.

     

         Полная занятость представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется право каждого гражданина на труд.

        Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

       Полная занятость - это занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны. При этом под естественным уровнем безработицы понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу - структурная безработица, а также поисками или ожиданием работы  - фрикционная безработица. 5

      Для эффективного осуществления государственной политики в области занятости в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.  Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную или частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную - полную безработицу.

        К сожалению, на сегодняшний день российское законодательство, регламентируя правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит стороной регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им соответствующей социальной помощи и государственного содействия в обеспечении полной занятости. Вместе с тем количество лиц, которые по не зависящим от них причинам не могут трудиться полный рабочий день, огромно. Игнорирование со стороны государства регулирования данных вопросов представляется, как минимум, необоснованным. Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда (МОТ), и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления.

         В ходе борьбы с безработицей очень важно использовать опыт, накопленный в области регулирования рынка труда и мер, направленных на сокращение безработицы в развитых странах, начавших проводить политику занятости уже в 30 -е годы. Комплекс таких мер включает в себя:

1. Развитие государственных программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях;  
2. Улучшение качества информации о наличии рабочих мест и информационного обмена на рынке труда за счет повсеместной организации банков рабочих мест, создания компьютерных баз данных о существующих вакансиях;  
3. Разработку программ по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;  
4. Сокращение сравнительно высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах и повышение географической мобильности трудовых ресурсов за счет выплаты подъемных людям, желающим переехать в регионы с благоприятными возможностями трудоустройства, предоставления им налоговых льгот и кредитов на выгодных условиях;  
5. Организация общественных работ;  
6. Исключение любых видов дискриминации, включая дискриминацию женщин, лиц пожилого возраста, дискриминацию по национальному и расовому признакам;  
7. Организацию служб занятости молодежи, разработку программ ученичества по специальностям и установление стипендий для обучающихся, снижение налогов с предприятий, использующих труд подростков;  
8. Развитие сферы самостоятельной занятости населения, предоставление кредитов на «обзаведение собственным делом» или единовременных пособий;  
9. Разработку новой системы выплат пособий по безработице в целях повышения стимулов к поиску работы;  
10. Снижение возраста выхода на пенсию и увеличение срока получения образования.

         Таким образом, государственное регулирование спроса и предложения на рынке труда сочетает в себе мероприятия в области фискальной, монетарной, социальной политики и политики занятости, направленные на снижение уровня безработицы.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль и значение службы занятости населения в РФ

2.1 Служба Занятости Населения (СЗН) и ее функции 

     Федеральная служба занятости России была создана  в 1991 г. в соответствии с Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно-самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

     В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств — Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ. Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.

          Целью деятельности Службы Занятости Населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона.

     Исходя  из цели, задачи СЗН включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению СЗН, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании. Можно выделить четыре важнейшие задачи СЗН:

1. облегчение адекватного трудоустройства;

2. предоставление социальной защиты;

3. развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение;

4. предоставление информации о рынке труда.

     Для решения этих задач СЗН применяет  различные мероприятия по реализации политики занятости, которые можно объединить в четыре основных блока:

1. Регулирование рынка труда, трудовое посредничество и содействие занятости безработных. Служба занятости информирует обращающихся граждан о возможностях занятий и трудоустройства, а работодателей — о состоянии конъюнктуры рынка труда, о возможностях обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Предоставляет гражданам возможность широкого выбора различных видов и форм занятости, подбирает квалифицированных работников по заявкам работодателей. Проводит ярмарки вакансий для рабочих профессий и специалистов.

2. Меры активной политики занятости. Служба занятости населения организует профессиональную ориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии. Устанавливает им на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку Рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.

3. Социальные гарантии зарегистрированным безработным. Служба занятости населения осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособие по безработице с учетом индексации, содействует досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройства в установленном порядке; предоставляет материальную помощь безработным и членам их семей.

4. Социальные меры, проекты и программы обеспечения занятости и адаптации к рынку труда. Служба занятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения. Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной молодежи; создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан; временное трудоустройство подростков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений. Проводит мероприятия по расширению возможности трудоустройства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы длительное время. 6

            Таким образом, СЗН предоставляет  социальную защиту населению,  информирует, ориентирует и поддерживает  граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Социально – психологическая работа в Центрах Занятости Населения
 

         Идея психологической поддержки в службе занятости основана на том, что человек, потерявший работу, может справиться с некоторыми психологическими проблемами самостоятельно.  Однако есть такие проблемы, при которых лучше обратиться к профессиональному психологу. Рекомендации, полученные психологом, позволят ускорить решение проблемы и в дальнейшем  в подобных ситуациях действовать более уверенно

       Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:

  1. Неприятие статуса безработного,
  2. Потребность в поддержке, сочувствии,
  3. Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах,
  4. Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию,
  5. Конфликтное поведение во время приема,
  6. Профессиональное самоопределение,
  7. Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому,
  8. Выбор профиля переобучения,
  9. Вопросы профессионального становления, карьеры.

         В Центрах Занятости психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии. После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы.

2.3 Занятость населения в Мурманской области.

           Основные черты рынка труда Мурманской области – высокая экономическая активность населения, значительная занятость в промышленности и более высокий уровень безработицы. Высокая экономическая активность (более 72% населения в возрасте 15-72 лет, в РФ - 65%) типична не только для области, но и для всех северных регионов, она обусловлена максимальной долей трудоспособного населения среди жителей.

          Государство остается работодателем для половины занятого населения области, учитываемого статистикой: на предприятиях и организациях государственной формы собственности работает 29% занятых (в среднем по РФ – 21%), муниципальной формы собственности – еще 20% (в РФ – 15%). Численность занятого населения росла только в первые годы экономического подъема, а с 2002 г. она ежегодно сокращается на 2% (данные областного комитета статистики, по данным Росстата, рост продолжался). Показательные изменения численности занятых в отраслях экономики за 1995-2003 гг.: в строительстве – сокращение более чем в 2 раза, в промышленности – на четверть, а на транспорте, в ЖКХ и в социальной сфере сокращения почти не было, несмотря на массовый отток населения. Как везде в России, единственной отраслью с устойчивым ростом числа занятых остается торговля.      

          Отраслевая структура занятых, несмотря на существенные изменения, сохраняет все черты северных индустриальных регионов: более высокую долю занятых в промышленности и на транспорте по сравнению со среднероссийской, повышенную занятость в социальной сфере и сверхвысокую в управлении. В социальной сфере это связано с разреженной сетью и автономностью поселений, а в управлении со сложившимся дробным административным делением области. Спад инвестиций привел к резкому сокращению занятости в строительстве. Мурманская область отличается от других северных регионов только более значительной занятостью в торговле. Это связано с рядом причин: во-первых, торговля концентрируется в городах, а область – самая урбанизированная среди регионов страны (92% городского населения); во-вторых, почти все промышленные предприятия Мурманска так и не вышли из кризиса, поэтому приток занятых в торговлю был очень сильным, как и рост самозанятости.

Информация о работе Роль и значение службы занятости населения в РФ