Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:23, контрольная работа
Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче
приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные
возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых
предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду
конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за
чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.
Введение..................................................................................................... 3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес…………………………………………5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике.................................................... 9
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых
предприятий ……………………………………………..........................12
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность
предприятия………………………………………………………………13
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России.......................... 15
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства............16
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства............................18
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства.......20
Заключение................................................................................................. 25
Список литературы.....................................................................................27
мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию,
без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не
только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и
сравнительно быстро окупаться. В-третьих,
- создавать атмосферу
В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух
предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве
отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать
работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в
1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом
заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на
крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще
начинают разработку и выпуск новых товаров.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами.
Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих
случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути,
работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за
освоение оригинальных нововведений,
поскольку при выпуске
нового изделия снижается значе
направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее
наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых
мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения
расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно
стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения
(вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами
малого и среднего предпринимательства.
Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то
нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм.
Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими
необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [6, стр. 33,
56]
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое
предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных
отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка,
повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких
слоев населения к системе
Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы,
производящие для них
отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по
несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и
технической помощью монополий.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены
постоянно развиваться и
текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к
существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно
им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей,
холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает
потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и
обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.
Деятельность малых
стран - это основа всей их социальной
и экономической жизни и
предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими
затратами удовлетворяют
дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников
(сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры
поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства
функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в
экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а
необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории. [6, стр. 26]
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
2.1. Создание, государственная
регистрация и ликвидация
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О
предприятиях и
Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или
уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.
Учредительными документами
решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия
определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес,
органы управления и контроля, порядок
распределения прибыли и
фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав
предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с
трудовым коллективом.
Предприятие считается утвержденным
и приобретает права
дня его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]
Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-
правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения
предприятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается.
Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через
суд и направляются в местный бюджет.
Решение о регистрации или отказ
в регистрации предприятия
не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого
документов, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О
регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не
позднее чем в недельный срок со дня регистрации. [15]
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его
ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение,
преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и
реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа,
уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива
либо по решению суда.
Ликвидация предприятия
собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно
с трудовым коллективом. [15]
Закон РСФСР о предприятиях и
предпринимательской
организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности
на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один
человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое
хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать
акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать
предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет
создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и
зарегистрировано в
это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать
договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по
личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по
обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем
своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е.
сделали имуществом предприятия. [3, стр. 18]
2.2. Управление предприятием;
хозяйственная и иная
Управление предприятием осуществляется учредителем,
являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.
Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем
назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах
доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.
С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор).
Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в
качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы
деятельности предприятия. [15]
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет
перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия
самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок
найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда,
распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных
дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с
действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное
медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает
работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами
и нормами.
Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою
продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не
противоречащим
расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных,
кредитных кассовых и иных операций.
Предприятие может
осуществлять
законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в
соответствующем банке.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в
бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления
использования чистой прибыли определяются учредителем. [4, стр. 6, 9]
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
3.1. Проблемы становления малого бизнеса в России
Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия
малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать
лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных
промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и
сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.
Во-первых, это вся сфера услуг,
в том числе технические
ремонт и техническое
услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные
операции, а также посредническая деятельность. [3, стр. 28]
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России
экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться
эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие
малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую
атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения
рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере,
создает дополнительные рабочие места, является основным источником
формирования среднего класса.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и
материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег",
быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в
другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали
импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из
государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от
налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,
культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для
обогащения. [13, стр. 35]
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,
работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см.
Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как
народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее,
занимающихся торгово-
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование -
все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает
направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за
выживание.
Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого
бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству
продукции.
3.2. Государственная поддержка