Роль малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:23, контрольная работа

Описание

Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче
приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные
возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых
предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду
конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за
чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.

Содержание

Введение..................................................................................................... 3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес…………………………………………5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике.................................................... 9
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых
предприятий ……………………………………………..........................12
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность
предприятия………………………………………………………………13
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России.......................... 15
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства............16
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства............................18
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства.......20
Заключение................................................................................................. 25
Список литературы.....................................................................................27

Работа состоит из  1 файл

Роль малых предприятий.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и кооперацию,

без которых немыслима его высокая  эффективность. Во-вторых, он способен не

только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и

сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое  главное), он создает ту среду и  дух

предпринимательства, без которых  рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве

отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия  способны в больших масштабах  обеспечивать

работой незанятые трудовые ресурсы  говорит то, что в США в мелких фирмах в

1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей  силы. В этом

заключается социальная роль предприятий  мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть  научного потенциала сосредоточена  на

крупных компаниях, малые и средние  фирмы по широкому кругу продукции  чаще

начинают разработку и выпуск новых  товаров.

Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами.

Углубление специализации в  научных разработках привело  к тому, что во многих

случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути,

работают в неперспективных  отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за

освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально

нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися

направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как  можно скорее

наладить массовое производство. Тем  самым, значение разработок, проводимых

мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения

расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно

стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения

(вновь рожденного) спроса, мотивируемого  разработками, проводимыми фирмами

малого и среднего предпринимательства.

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то

нередко оно оказывается результатом  работы отдельных ученых или мелких фирм.

Однако последующее внедрение  осуществляется компаниями, обладающими

необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [6, стр. 33,

56]

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое

предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных

отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка,

повышения квалификации и степени  приобщенности все более и  более широких

слоев населения к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы,

производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в

отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по

несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и

технической помощью монополий.

Важность малых предприятий  еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную

борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к

текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать, надо получать средства к

существованию, а значит, быть лучше  других, чтобы прибыль доставалась именно

им.

Массовый выпуск промышленных изделий  длительного потребления (автомобилей,

холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает

потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и

обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых предприятий  в менее развитых районах западноевропейских

стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая

предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность

труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в

дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников

(сырья) и обеспечивает при  этом большую занятость. Они  увеличивают размеры

поступлений в бюджеты, стимулируют  НТП, выполняют другие важные для  хозяйства

функции. На современном этапе повышение  роли предприятий малого бизнеса  в

экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а

необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории. [6, стр. 26]

            2. Правовые основы деятельности  малых предприятий           

     2.1. Создание, государственная  регистрация и ликвидация малых  предприятий

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О

предприятиях и предпринимательской  деятельности", его глава IV.

Предприятие может быть создано  либо по решению собственника имущества  или

уполномоченного им органа, либо по решению  трудового коллектива.

Учредительными документами предприятия  являются устав предприятия, а также

решение о его создании или договор  учредителей. В уставе предприятия

определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес,

органы управления и контроля, порядок  распределения прибыли и образования

фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав

предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно  с

трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со

дня его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]

Государственная регистрация предприятия  независимо от его организационно-

правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения

предприятия. Деятельность незарегистрированного  предприятия запрещается.

Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через

суд и направляются в местный  бюджет.

Решение о регистрации или отказ  в регистрации предприятия должно быть принято

не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых  для этого

документов, договора учредителей  и свидетельства об уплате госпошлины. О

регистрации предприятия держатель  реестра объявляет в местной  печати не

позднее чем в недельный срок со дня регистрации. [15]

Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в виде его

ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение,

преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и

реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа,

уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива

либо по решению суда.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой

собственником имущества предприятия  или уполномоченным им органом, совместно

с трудовым коллективом. [15]

Закон РСФСР о предприятиях и  предпринимательской деятельности разрешает

организацию и создание предприятий  и ведение предпринимательской  деятельности

на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один

человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое

хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать

акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать

предприятие и без образования  общества. И если такое предприятие  будет

создано с соблюдением установленных  правил, иметь свой устав и

зарегистрировано в установленном  порядке, оно признается юридическим  лицом. А

это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать

договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по

личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по

обязательствам предприятия. Таким  образом, учредители рискуют только тем

своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е.

сделали имуществом предприятия. [3, стр. 18]

     2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность  предприятия.

Управление предприятием осуществляется учредителем,

являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.

Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем

назначается директор предприятия, действующий  на основании и в пределах

доверенности, выданной от имени предприятия  его высшим органом.

С приглашенным директором заключается  контракт (трудовой договор).

Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в

качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы

деятельности предприятия. [15]

Предприятие самостоятельно планирует  свою деятельность, определяет

перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия

самостоятельно в соответствии с законодательством о труде  определяет порядок

найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда,

распорядок рабочего дня, сменность  работы, порядок предоставления выходных

дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с

действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное

медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает

работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами

и нормами.

Предприятия могут приобретать  необходимые ему ресурсы, реализовывать  свою

продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не

противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать

расчетный и другие счета в любом  банке и осуществлять все виды расчетных,

кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно

осуществлять внешнеэкономическую  деятельность в соответствии с

законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в

соответствующем банке.

Прибыль, остающаяся у предприятия  после уплаты налогов и других платежей в

бюджет (чистая прибыль), поступает  в полное его распоряжение. Направления

использования чистой прибыли определяются учредителем. [4, стр. 6, 9]

     3. Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса

         3.1. Проблемы  становления малого бизнеса в  России        

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов  как Россия

малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать

лишь связующим звеном, которое  обеспечило бы бесперебойную работу крупных

промышленных предприятий. Поэтому  для начала следует определить те отрасли и

сферы экономики, в которых предприятия  малого бизнеса играют решающую роль.

Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая

ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные

услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные

операции, а также посредническая деятельность. [3, стр. 28]

Поэтому одним из решающих условий  углубления проводимых в России

экономических реформ, способных вывести  страну из кризиса, добиться

эффективного  функционирования производства и сферы  услуг, является развитие

малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую

атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения

рыночной конъюнктуры, заполнять  образующиеся ниши в потребительской  сфере,

создает дополнительные рабочие места, является основным источником

формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и

материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег",

быстро перекочевали в сферу  улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в

другие коммерческие структуры. Источниками  товаров для торговли стали

импортные закупки, челночные рейсы  в развивающиеся страны, а также  товары из

государственной торговли, включая  продукты питания. Уходя от

налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,

культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности  для

обогащения. [13, стр. 35]

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий,

работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см.

Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий,

зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров

народного потребления, оказания различных  услуг), но, тем не менее,

занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование -

все это затрудняет продолжение  эффективной деятельности и вынуждает

направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за

выживание.

Все это приводит к тому, что  часть зарегистрированных предприятий  малого

бизнеса оказывается не в состоянии  приступить к реальному производству

продукции.

3.2. Государственная поддержка малого  предпринимательства

Информация о работе Роль малых предприятий