Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:23, контрольная работа
Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче
приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные
возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых
предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду
конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за
чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.
Введение..................................................................................................... 3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес…………………………………………5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике.................................................... 9
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых
предприятий ……………………………………………..........................12
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность
предприятия………………………………………………………………13
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России.......................... 15
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства............16
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства............................18
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства.......20
Заключение................................................................................................. 25
Список литературы.....................................................................................27
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в
развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и
малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной
государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую
очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов
продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических
центров, развития системы страхования, организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных комплексных программ. [15]
Государственная поддержка малого
предпринимательства
следующим направлениям:
1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства;
2. Создание льготных
условий использования
предпринимательства государственных финансовых материально-технических и
информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных
ресурсов, разработок и технологий;
3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их
продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской
отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства.
4. Организация подготовки,
переподготовки и повышения
для малых предприятий. [15]
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при
проведении политики, направленной
на государственную поддержку
предпринимательства:
1. разрабатывают предложения
по совершенствованию
области государственной поддержки малого предпринимательства;
2. проводят анализ
состояния малого
применения мер по его государственной поддержке;
3. организуют разработку
и реализацию Федеральной
государственной поддержки малого предпринимательства;
4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малого
предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об
использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных
фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при
разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства. [15]
Государством принимается
предпринимательства. Такая программа принималась на 1998-1999г, 2000-2001г.
Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной
программой государственной
региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки
малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством
РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления. [4, стр. 17]
Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит
на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно
предусматривается выделение
реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого
предпринимательства включают в себя основные положения:
· меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого
предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
· перспективные направления развития малого предпринимательства и
приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
· меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития
форм поддержки малого предпринимательства;
· предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению
средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и
т.д.
Финансовое обеспечение
малого предпринимательства
федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных
бюджетов и других источников. [15]
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки малого
предпринимательства.
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства.
Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая
организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и
мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства,
путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации
государственного и
деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе
иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов,
получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе
субъектам малого предпринимательства.
Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. [12,
N12, стр. 4]
Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого
предпринимательства являются:
· Содействие в формировании рыночных отношений на основе
государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции
путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для
реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого
предпринимательства;
· Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а
также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных
программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области
малого предпринимательства, демонополизации экономики, развитии конкуренции,
насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;
· Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные
условия и возможности для
предпринимательства;
· Содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для
реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной
среды и развитию малого предпринимательства;
· Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения
норм законодательства.
Финансовое обеспечение
поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. [12, N12, стр. 5,
6]
Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за
счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г
№ 1184.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком
Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства взаимодейс
государственными и
Основные задачи указанных фондов:
· Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной
основе при осуществлении
производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в
соответствии с действующим законодательством;
· Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по
обязательствам малых
· Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов,
обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных
консультационных организаций и информационных систем поддержки малого
предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы
и сертификации товаров и услуг;
· Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических
структур, защите прав потребителей;
· Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью
указанных фондов и прочее. [12, N12, стр. 7]
3.4. Особенности налогообложения малого предпринимательства
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется
на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная
система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого
предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода.
[5, стр. 21]
Малый бизнес может быть организован
как минимум в следующих
· Индивидуальный предприниматель;
· Организация;
· Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения;
· Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему
налогообложения
Индивидуальный
полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК
РФ).Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших
доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель
вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.
Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их
увеличением, уплачивается единый социальный налог.
Организация. С суммы
полученной прибыли
прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на прибыль
для этих предприятий снижается с 20 до 15% [16]. Конкретная ставка налога
зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена организация.
Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не
уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей
автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации
или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и
приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от
балансовой стоимости
власти, но не более 2%. [5, стр. 22]
Организация и индивидуальный
предприниматель, применяющие
налогообложения.
Участники малого бизнеса могут перейти на применение упрощенной системы
налогообложение, учёта и отчетности.
Такая возможность предоставлен
юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического
лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную
систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого
предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность
работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта
всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового
характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а
также работников представительств, филиалов и других обособленных
подразделений указанного юридического лица.
Не могут перейти на упрощенную
систему налогообложения
занимающиеся производством
созданные на базе ликвидированных
структурных подразделений
предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой
порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации,
страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка
ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая
выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый
налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как
разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами,
понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах,
понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том
случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется
исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того
квартала, в котором произошла его официальная регистрация. [5, стр. 23]
Единый налог на вменённый доход.
По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый
доход для определённых видов деятельности» появился особый режим
налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление
единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных