Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:45, курсовая работа
Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Все финансовые рынки действуют как глобальные. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками. Страна, как актив, ведет себя особенно лишь при фундаментальных изменениях в ней. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных звеньев финансовой системы; рассмотрение функции финансов; раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений.
Введение 3
Глава 1. Финансы. Организационно-правовые основы 5
1.1. Экономическое содержание и необходимость финансов 5
1.2. Финансовая система РФ, характеристика ее звеньев 6
Глава 2. Состояние финансовой системы Российской Федерации на современном этапе 10
2.1. Государственные финансы и состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации 10
2.2. Основные направления бюджетной и налоговой политики 14
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы Российской Федерации 18
3.1. Обострение структурных проблем финансовой системы
18
3.2. Преимущества и недостатки развития финансовой системы 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Министерство финансов Российской Федерации
Всероссийская государственная налоговая академия
Финансово-экономический факультет
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине экономическая теория
на тему «Российская финансовая система в современных экономических условиях»
Выполнил студент
1 курса
группы НО-106
ФИО
Преподаватель
Соловьев Евгений Николаевич
Введение |
3 |
Глава 1. Финансы. Организационно-правовые основы |
5 |
1.1. Экономическое содержание и необходимость финансов |
5 |
1.2. Финансовая система РФ, характеристика ее звеньев |
6 |
Глава 2. Состояние финансовой системы Российской Федерации на современном этапе |
10 |
2.1. Государственные
финансы и состояние |
10 |
2.2. Основные
направления бюджетной и |
14 |
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы Российской Федерации |
18 |
3.1. Обострение структурных проблем финансовой системы |
18 |
3.2. Преимущества и недостатки развития финансовой системы |
20 |
Заключение |
23 |
Список использованной литературы |
25 |
Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Все финансовые рынки действуют как глобальные. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками. Страна, как актив, ведет себя особенно лишь при фундаментальных изменениях в ней. В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Финансы неотъемлемая часть денежных ресурсов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Объектом исследования в данной курсовой работе является финансы, и финансовая система, так как финансы выражают экономические отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному и имеют свои специфики в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, и имеет свои, присущие ему функции.
Предметом исследования является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных звеньев финансовой системы; рассмотрение функции финансов; раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было государства. Первое крупное деление общества на классы — это деление на рабовладельцев и рабов, и первое государство — рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.
В докапиталистических
формациях большая часть
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Значительное развитие
получили финансы предприятий различных
форм собственности. В развитых зарубежных
странах основной организационно-правовой
формой стали акционерные общества.
Почему же акционерная форма
Финансовая сторона
деятельности акционерных обществ
и предприятий других форм собственности
приобретает все большее значен
Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
• экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
• экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе понятие «финансовая система» определяется как совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Однако следует обратить внимание на ограниченность этого определения, так как оно связывает финансовую систему только с ее институциональными элементами. Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.
Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональный подход к содержанию финансовой системы. Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.
Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, а следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, министерствами, службами, агентствами, социальными группами населения.
Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.
Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию — выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Глава 2. Состояние финансовой системы Российской Федерации на современном этапе
2.1. Государственные финансы и состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации
По отчету Федерального казначейства федеральный бюджет за 2009 год исполнен по доходам в сумме 7337,8 млрд. рублей, или на 109,3% к доходам, утвержденным Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов” (далее — Закон о федеральном бюджете). Вместе с тем уровень доходов к ВВП составил 18,8% и снизился по сравнению с 2008 годом на 3,6 процентного пункта, что в основном явилось результатом изменения налогового законодательства Российской Федерации и снижения по сравнению с 2008 годом цен на нефть.
Расходы федерального бюджета в 2009 году по отчету Федерального казначейства составили 9660,1 млрд. рублей, или 98,1% к расходам, утвержденным Законом о федеральном бюджете, и 24,7% к ВВП, что на 6,4 процентного пункта выше соответствующего показателя 2008 года.
В результате профицит федерального бюджета, наблюдавшийся в последние годы, сменился дефицитом, который составил 2322,3 млрд. рублей, или 74,2% к дефициту, утвержденному Законом о федеральном бюджете, и 5,9% к ВВП.
На рост расходов федерального бюджета по отношению к ВВП повлияли проводимая государственная политика, направленная на поддержание внутреннего спроса, и осуществление дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации.
Информация о работе Российская финансовая система в современных экономических условиях