Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:45, курсовая работа
Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Все финансовые рынки действуют как глобальные. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками. Страна, как актив, ведет себя особенно лишь при фундаментальных изменениях в ней. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных звеньев финансовой системы; рассмотрение функции финансов; раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений.
Введение 3
Глава 1. Финансы. Организационно-правовые основы 5
1.1. Экономическое содержание и необходимость финансов 5
1.2. Финансовая система РФ, характеристика ее звеньев 6
Глава 2. Состояние финансовой системы Российской Федерации на современном этапе 10
2.1. Государственные финансы и состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации 10
2.2. Основные направления бюджетной и налоговой политики 14
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы Российской Федерации 18
3.1. Обострение структурных проблем финансовой системы
18
3.2. Преимущества и недостатки развития финансовой системы 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Общий объем таких расходов составил около 700,0 млрд. рублей.
В результате исполнения федерального бюджета за 2009 год на счетах, открытых в Банке России, произошло снижение остатков средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации и остатков средств Резервного фонда, а также замедление роста остатков средств Фонда национального благосостояния в иностранных валютах.
Остатки средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации на счетах, открытых в Банке России, без учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния уменьшились за год на 18,9 млрд. рублей, или на 2,1%, и на 1.01.2010 составили 874,2 млрд. рублей.
Рис. 1. Структура расходов федерального бюджета в 2009 г.
Остатки средств Резервного фонда в иностранных валютах в рублевом эквиваленте уменьшились за год на 2223,8 млрд. рублей, или на 55,5%, и составили 1783,4 млрд. рублей, остатки средств Фонда национального благосостояния в иностранных валютах в рублевом эквиваленте увеличились на 90,0 млрд. рублей, или на 4,0%, и на 1.01.2010 составили 2274,5 млрд. рублей.
Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, по данным Федерального казначейства за 2009 год, составили 13 599,7 млрд. рублей, или 34,8% по отношению к ВВП, расходы — 16 048,3 млрд. рублей, или 41,1% к ВВП, дефицит — 2448,6 млрд. рублей, или 6,3% к ВВП при профиците 4,9% к ВВП за 2008 год. Доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили соответственно 5926,6 и 6255,7 млрд. рублей, дефицит — 329,1 млрд. рублей (15,2; 16,0 и 0,8% к ВВП соответственно).
Доходы государственных
По данным Министерства финансов Российской Федерации, объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2009 год увеличился на 594,9 млрд. рублей, или на 39,7%, и на 1.01.2010 составил 2094,7 млрд. рублей при верхнем его пределе, установленном Законом о федеральном бюджете, в сумме 2515,3 млрд. рублей. Отношение объема государственного внутреннего долга Российской Федерации к ВВП (расчетно) по состоянию на 1.01.2010 составило 5,4%, что на 1,8 процентного пункта больше аналогичного показателя на 1.01.2009.
В структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1.01.2010 государственные ценные бумаги составляли 1837,2 млрд. рублей, или 87,7%, и увеличились за год на 415,7 млрд. рублей, или на 29,2%; государственные гарантии — 251,3 млрд. рублей, или 12,0%, и увеличились в 3,5 раза; другие долговые обязательства Российской Федерации — 6,2 млрд. рублей, или 0,3%, и увеличились на 0,3 млрд. рублей.
Среди государственных ценных бумаг облигации федерального займа с амортизацией долга составили 47,0% (863,4 млрд. рублей), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом — 38,4% (706,4 млрд. рублей), государственные сберегательные облигации — 14,6% (267,4 млрд. рублей).
Объем государственных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, за 2009 год увеличился на 325,7 млрд. рублей, или на 28,5%, и на 1.01.2010 составил 1469,7 млрд. рублей, или 70,2% объема государственного внутреннего долга Российской Федерации при 76,3% на 1.01.2009.
Рис. 2. Расходы федерального бюджета в 2008-2009 гг. (в млрд. рублей)
Рис. 3. Остатки средств федерального бюджета на счетах, открытых в банке России в 2008-2009 гг. (в млрд. рублей)
Удельный вес задолженности Минфина России перед Банком России в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2009 году уменьшился на 19,8 процентного пункта и составил 17,0%. Задолженность Минфина России перед Банком России в валюте Российской Федерации по номинальной стоимости государственных ценных бумаг уменьшилась на 195,3 млрд. рублей, или на 35,4%, и составила 356,3 млрд. рублей с учетом государственных ценных бумаг, приобретенных Банком России по операциям прямого РЕПО. Без учета указанных операций она уменьшилась на 0,4 млрд. рублей, или на 0,1%, и составила 295,3 млрд. рублей.
В составе задолженности Минфина России перед Банком России (без учета государственных ценных бумаг Российской Федерации, при_ обретенных по операциям прямого РЕПО) основной удельный вес занимают облигации федерального займа с уплатой купонного дохода от 0 до 1,95% годовых — 68,1% (201,0 млрд. рублей), облигации федерального займа с уплатой купонного дохода в размере от 5,8 до 13,0% годовых — 31,9% (94,3 млрд. рублей).
Сроки погашения указанных облигаций федерального займа по их номинальной стоимости в сумме 283,1 млрд. рублей составляют от 6,5 до 26 лет (95,9%) и в сумме 12,2 млрд. рублей— менее года и от 1 года до 3 лет (4,1%).
Задолженность Минфина России перед Банком России в иностранной валюте, включаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного внешнего долга Российской Федерации, на 1.01.2010 в рублевом эквиваленте составила 118,0 млрд. рублей по номинальной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте и уменьшилась на 111,5 млрд. рублей, или на 48,6%, с учетом государственных ценных бумаг Российской Федерации, приобретенных Банком России по операциям прямого РЕПО. Без учета этих операций аналогичная задолженность уменьшилась в связи с частичным погашением и продажей указанных ценных бумаг на 20,2 млрд. рублей (14,6%) и составила 117,8 млрд. рублей.
2.2. Основные направления бюджетной и налоговой политики
Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
Бюджетная и налоговая политика в 2011-2013 годах будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными целями бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета
в качестве одного из
2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
3) создание эффективной
налоговой системы,
4) обеспечение долгосрочной
устойчивости и
5) повышение качества человеческого капитала;
6) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
7) реализация Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.
Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,7% к ВВП в 2010 году до 19,7% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.
При этом для развития
экономики инновационного типа планируется
осуществлять государственную поддержку
инновационных проектов и развития
современной инновационной
Решения, принимаемые в области законодательства о налогах и сборах, с одной стороны, будут направлены на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и одновременно – создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков.
Основными задачами реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе помимо обеспечения уровня доходов бюджетной системы, необходимого для достижения планируемой величины бюджетного дефицита, будут являться: создание стимулов для реализации инноваций во всех секторах экономики, общее повышение эффективности налоговой системы (обеспечение налоговых поступлений при снижении административных и прочих издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах) и сокращение возможностей для уклонения от налогообложения.
Сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 923,9 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 827,1 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 700,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 597,4 млрд. рублей.
В среднесрочной перспективе
сохраняется необходимость
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы Российской Федерации
3.1. Обострение структурных проблем финансовой системы
В целом развитие банковского сектора сопровождалось серьезными проблемами, из которых можно выделить две основные:
Ипотечный кризис 2007 г. в США затруднил доступ к международным финансовым ресурсам российским банкам, которые начали испытывать первые трудности с привлечением средств.
Катализатором кризиса российской финансовой системы стало обострение мирового финансового кризиса осенью 2008 г. В сентябре 2008 г. произошло одновременное краткосрочное ухудшение ряда факторов, включая падение цен на нефть, обострение политической ситуации вокруг Северного Кавказа, громкие банкротства американских банков. Все это привело к обострению ситуации в финансовой системе России: инвесторы начали массово покидать страну, переводя свои капиталы в финансовые центры США и Европы, произошел резкий обвал фондового рынка, фактически остановился рынок межбанковских кредитов, не выполнялись обязательства по сделкам РЕПО, обесценились залоги корпораций, предоставленные в ценных бумагах. Российские компании и банки фактически лишились доступа к мировым кредитным рынкам.
К счастью, эффективные и слаженные действия Правительства и Банка России позволили избежать серьезных проблем: удалось справиться с паникой, не допустить массовых банкротств, глобального оттока вкладов населения.
Тем не менее ряд мер имел и оборотную сторону. Очевидно, что привилегированные условия предоставления помощи государственным банкам негативно повлияли на ситуацию в первые недели кризиса. Надо отдать должное монетарным властям: контрпродуктивная мера о выделении средств государственной поддержки только трем банкам с государственным участием была скорректирована в первую же неделю, и к аукционам Минфина России допустили 32 банка, а через пять недель была реализована дополнительная мера - беззалоговые аукционы, и доступ к ресурсам получили уже 116 банков.
Между тем общее состояние экономики страны продолжает оставаться сложным. Из-за кардинального снижения внешнего спроса на основные экспортные товары России резко уменьшилась доходная часть государственного бюджета, произошло сокращение денежной массы и соответствующее резкое снижение внутреннего спроса. Международные резервы сократились с рекордных 598,1 млрд дол. на начало августа 2008 г. до 386,5 млрд дол. к концу января 2009 г. Продолжается рост инфляции. Кризис охватил не только финансовый сектор, но и всю экономику России.
Внешние условия являются необходимым фактором возобновления экономического роста. Однако устойчивость и качество роста будет зависеть от решения структурных проблем. Так, по окончании кризисного периода сохранится разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора. Очевидно, что экономический рост, а тем более рост, основанный на инвестициях, нуждается в банковских кредитах. И внутренних сбережений для этого будет недостаточно. В этой связи встает выбор - и это выбор вектора экономической политики - поддерживать этот дефицит для сохранения высоких темпов роста либо его снижать, добиваясь финансовой устойчивости. В случае выбора в пользу высоких темпов расширения внутреннего спроса для поддержки экономического роста при прочих равных потребуется сохранение высоких темпов роста объемов банковского кредитования. Данный сценарий мы условно называем сценарием форсированного роста. Очевидно также, что он предполагает и сохранение разрыва между внутренними сбережениями и приростом банковского кредитования. В рамках этого сценария вопрос об источниках финансирования данного дефицита сохраняется по меньшей мере в среднесрочной перспективе - до 2012 года. Таких источников два - приток внешнего капитала (как это и было в 2006-2008 годах) либо средства государства. При этом в качестве государственных средств могут выступать как сбережения правительства (в виде части средств Фонда Национального Благосостояния), так и денежная эмиссия в виде кредитов банковской системе и предприятиям. Поэтому в рамках сценария форсированного роста (который фиксирует в качестве направления денежной политики поддержку высоких темпов роста кредитования) рассматриваются две его версии. Они характеризуются одинаковыми темпами роста банковских кредитов (равно как и депозитов нефинансового сектора), их различия состоят в источниках финансирования. Первый вариант предполагает сохранение внешнего финансирования, второй - замещение внешних кредитов внутренними (государственными) ресурсами.
Информация о работе Российская финансовая система в современных экономических условиях