Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 20:14, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории цикличности, больших циклов коньюктуры, их причин и особенностей.
На основе выше поставленной цели были предопределены следующие задачи:
Задача разработки и основных положений теории длинных волн.
Задача теории цикличной динамики, методов ее моделирования и измерения, а также экономического равновесия.
Задача формирования и ход антициклической политики.
Объектом исследования выступают циклические колебания развития экономики, которые характеризуются восстановлением, длинным подъемом, большим кризисом и т. д.
Введение стр.5
Глава I Основы теории длинных волн стр.6
1.1. Разработка теории длинных волн стр.6
1.2.Структура экономического цикла стр.9
1.3. Антициклическая политика стр.14
Глава II Российский бизнес разных размеров перед вызовами смены длинных волн стр.17
Заключение стр.23
Список литературы стр.25
Глава II Российский бизнес разных размеров перед вызовами смены длинных волн
В какой мере размерная
По оценке авторов «Эксперта», типовая средняя фирма 2006 года производит защищенные торговыми марками и знаками изделия, имеющие заметные отличия от аналогичной продукции других производителей. Она быстро увеличивает свой основной капитал. Одновременно она создает или ставит под контроль «дочки», обеспечивающие ее критически важными комплектующими и/или обслуживающие сбыт готовой продукции. Для развития компании все активнее привлекаются кредиты. При этом как кредиторская, так и дебиторская задолженность по отношению к выручке стабильны, что позволяет компании сохранять финансовую устойчивость. Наконец, средняя фирма занялась исследовательской или внедренческой деятельностью. Типичные параметры компании среднего бизнеса на 2006 год: 45 млн долларов — оборот, 7–8 млн долларов — основной капитал, 25–28% доля кредиторской задолженности в выручке, 20–22% — отношение дебиторской задолженности к выручке. Как производитель товаров и услуг средний бизнес лишь немногим уступает крупному — 44,4% против 55,6%. На этом основании утверждается, что доля среднего бизнеса (при всех различиях в терминологии) находится на сопоставимом уровне с развитыми странами.
Из среднего бизнеса выделяется элита, которую называют вторым эшелоном. Типичные параметры элитной компании: размеры выручки примерно 100 млн долларов, основной капитал — 40–50 млн долларов, рентабельность — 13%, доля дебиторки в выручке — 16–17%, отношение кредиторки к выручке — 17%. Внимание акцентируется на темпах роста этого эшелона. Если в 2001−м, 2002−м и 2003 годах он лишь ненамного обгонял остальных, то в 2005−м и 2006 годах темпы его роста в реальном выражении вышли в диапазон 25–30%. По мнению авторов «Эксперта», компании второго эшелона способны стать каркасом растущей экономики.[3]
Уместно напомнить, что в 80−х годах прошлого века американский экономист Дэвид Берч назвал компании среднего бизнеса, демонстрирующие темпы роста как минимум в 20% ежегодно не менее четырех лет, компании «газелями» по имени этих быстрых и выносливых животных. Сколь выносливы отечественные фирмы-газели? Некоторый ответ на этот вопрос получен Аналитическим центром «Эксперт-Урал», завершившим очередное исследование в рамках проекта «Уральские “газели”». В качестве «газелей» рассматривались компании, которые как минимум сохранили в 2009 году объемы выручки на уровне 2008 года, но до 2009 года поддерживали темпы роста не менее 30% в год в течение минимум четырех лет. Такой подход исходит из ситуации, когда при спаде валового регионального продукта в субъектах федерации на территории Урала и Западной Сибири в 10—20% произошло сжатие самых динамичных рынков, на которых работали «газели» (на 5—15% потребительского и 30—60% сервисного и строительного). Исследование показало, что по итогам 2009 года только 18% от общего количества остались «газелями», оказались действительно выносливыми. «Смертность», если понимать под ней выбытие из группы, составила около 80%. Основная масса выживших - компании розничной торговли. Вместе с тем, среди выживших есть компании отраслей, наиболее пострадавших от кризиса. В частности СКБ Контур (представляет ИТ-рынок, который просел в среднем на 15—20%), Уральский завод железнодорожного машиностроения (машиностроение в России по итогам 2009 года упало на 20%), а также некоторые лизинговые, транспортные, геологоразведочные компании (Перечнева, Толмачев, 2010).[10]
Кризис выявил как слабые, так и сильные стороны «газелей». Благодаря мобильности, «газелям» в условиях кризиса удалось не просто избавиться от неквалифицированной рабочей силы, но и набрать грамотный персонал, высвобождаемый с других предприятий. Это помогло Уральскому заводу железнодорожного машиностроения получить заказ на поставку электровозов для РЖД. Обладающие креативным качеством «газели» способны к поиску нестандартных ходов в кризисной ситуации. Другое дело, что генераторами оригинальных идей чаще всего выступают лидеры, вокруг которых и вертится бизнес. Если они покидают компанию, то и перспективы ее становятся неопределенными. Как следствие, креативность оказывает неоднозначное влияние на доступность для «газелей» банковских ресурсов. Это обстоятельство, особенно при сосредоточенности газели на узком сегменте рынка, делает проблематичным превращение небольшой «газели» в крупную компанию.
Пока быстро растущие средние фирмы, которые часто называют «газелями», не выглядят готовыми к прыжку в экономику новой волны, они скорее напоминают накачанных гормонами роста куриц. Тем важнее выявление в среднем бизнесе действительно работающих на перспективу фирм, оценка условий, в которых они находятся, и мер целесообразной поддержки. Пока примеры таких отечественных фирм носят единичный характер.
Одним из известных примеров является компания НТ-МДТ. С момента основания и по сей день основное направление ее деятельности — создание научного оборудования для нанотехнологических исследований, включая сканирующие зондовые микроскопы (СЗМ), предназначенные для исследования свойств поверхности в масштабе нанометров. Международное маркетинговое исследование, проведенное аналитическим агентством «Future Market Inc.» в 2009 году, показало, что компания НТ-МДТ уверенно удерживает вторую позицию на международном рынке производителей СЗМ. За 2009 г. рыночная доля НТ-МДТ увеличилась с 10 до 14%.[1]
Оценки
среднего бизнеса, представленные в
журнале «Эксперт» заметно
В докладе ГУ-ВШЭ отмечается, что по сравнению с результатами опроса 2005 года масштаб вертикальной интеграции на предприятиях-респондентах снизился, а их внутренняя структура упростилась. В журнале «Эксперт» рисуется иная картина, по крайней мере, в отношении среднего бизнеса говорится об ускоренном вложении средств в выстраивание полной бизнес-цепочки, включающей не только производство, но и бренды (патенты, лицензии, товарные знаки), логистику и распространение продукции, плюс приобретение необходимых сопутствующих активов и инвестирование в капитал других фирм. Доклад же ГУ-ВШЭ выглядит более пессимистичным в отношении принципиальных нововведений, поскольку они чаще требуют укрепления, а не ослабления сотрудничества с поставщиками.
Следует отметить, что ориентиром для выделения среднего бизнеса в этом докладе служит не размер выручки, а численность занятых. Говорится о том, что к среднему бизнесу в российских условиях объективно следует относить фирмы с численностью занятых не до 250, а до 1000 работников. Однако и при таком расширении границ среднего бизнеса в выборке ГУ-ВШЭ он оказался несколько мельче чем в базе данных журнала «Эксперт», где оборот типичной компании среднего бизнеса в 2006 году составляет 45 млн долларов.[3]
Исследование ГУ-ВШЭ подтверждает, что отечественная экономика из сферы товарной экспансии все больше становится сферой экспансии капитала лидирующих стран, технологическое развитие которых достигло фазы зрелости и вступает в фазу распространения на периферию. Доля акционерных обществ с иностранным владением за четыре года выросла абсолютно во всех видах экономической деятельности. Предприятия с иностранным участием ориентированы на лидерство на рынках, их отличают более высокая склонность к стратегическому поведению и инвестиционная активность. Эти предприятия стремятся налаживать отношения со стратегическими партнерами, в первую очередь зарубежными. Участие иностранцев в капитале присуще каждому десятому хозяйственному обществу выборки 2009 года, и больше половины из них имеют контролирующих иностранных собственников, владеющих более чем половиной акций (паев). Можно заключить, что зарубежные собственники в России обычно стремятся иметь достаточно крупный пакет акций, чтобы ослабить угрозу возникновения конфликтных ситуаций при реализации своих стратегических интересов.[12]
Наличие в экономике достаточно мощных фирм - фактор и активного заимствования технологий, и лидерства в подготовке очередной технологической революции. Рейтинг крупнейших компаний мира – это еще и своеобразный индикатор обоснованности претензий разных стран на такое лидерство. Рейтинг демонстрирует как сохранение здесь сильных позиций США, так и успехи Китая по укреплению корпоративного ядра своей экономики. Для решения этой задачи Китай активно использует возможности участия государства в корпоративном капитале.
В связи с тем, что Россия продает природные ресурсы страны, такие как газ, нефть, они продаются за доллары США – видна прямая зависимость от экономики США. Ведь если США не сможет закупаться у нас, то наша экономика пошатнется. Ниже приведен график длинных волн Кондратьева для США. Синей линией показана первичная рецессия, а красной линией показаны оптовые цены в стране.
Далее хочу представить прогноз цен на нефть.
Таким образом, в 2011 году нефть все
равно будет дорожать, и среднегодовая
цена составит порядка 102-106 долларов США
за баррель. А вот потом с развитием
кризиса удорожание прекратится, и
цены будут падать.
Заключение
Целью данной работы было изучение больших циклов коньюктуры, исследование причин и особенностей циклов в экономике. Цель была достигнута при помощи исследования работ Н.Д. Кондратьева, Шум-петора и других ученых, изучавших явление длинных волн, а также взгляд на эту проблему современных экономических журналов.
В работе мы представили основные положения теории больших циклов, их особенности, фазы, характеристика фаз и состояние экономики на тот или иной момент цикла. Также была представлена антициклическая политика и теория равновесия.
После проработки использованного материала, можно сделать вывод, что долговременные колебания в экономике носят регулярный, циклический характер. Н.Д. Кондратьев выделил комплекс социально - экономических процессов, развитие которых, по его мнению, характеризуется долговременной периодичностью, и предположил наличие внутренней взаимосвязи между ними. Можно выделить три основные группы факторов, определяющие коньюктуру рынка:
1. Постоянно действующие факторы нециклического свойства (научно-технический прогресс, демографические факторы, расходование природных ресурсов).
2. Постоянно
действующие циклические
3. Случайные
и временно действующие
Увеличение спроса вызывает инфляционный рост цен как на продукцию, так и на Ресурсы. Для расширения производства фирмы берут в банках кредиты. Увеличение спроса на заемные средства ведет к росту банковской процентной ставки и цены кредита. В конце концов, некоторые фирмы сталкиваются с трудностями сбыта продукции, например из-за ее высокой цены, и не могут вернуть кредиты. Волна банкротств прокатывается сначала по реальному сектору экономики, а затем и по банковскому. Не получив деньги с дебиторов (должников), банки не могут рассчитаться со своими кредиторами. В результате часть фирм и банков уходит с рынка, люди теряют работу. Совокупный спрос сокращается вследствие уменьшения совокупных доходов, и цены падают. Исчезают и излишки продукции (если они были). После того как уровень совокупного предложения сравнивается с уровнем совокупного спроса, падение цен прекращается. На плаву остаются лишь немногие, но самые сильные фирмы и банки. Затем мультипликатор расходов снова расширяет инвестиции, и совокупное предложение опять начинает расти, постепенно обгоняя совокупный спрос. Начинается новый цикл.
Информация о работе Российский бизнес разных размеров перед вызовами смены длинных волн