Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 19:11, контрольная работа
Международное разделение труда (МРТ) - можно определить как высшую ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на устойчивую экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимовыгодному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях
Введение………………………………………………………………….…….…3
1.Международное разделение труда………………………………..……….….4
2. Россия в системе МРТ…………………………………………….…………..6
3. Меры по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………..…..22
Список литературы……………………………………………………….……..24
Второе
направление – обеспечение
Созданию
таких условий будет
Третье направление – защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств.
Четвертое направление – формирование международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики.
При этом основой устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Важно повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях5.
Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.
Необходимо расширять экспорт услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий. Необходимо задействовать механизмы регулирования торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.
Также необходимо налаживание интенсивных торгово-экономических связей с зарубежными странами, завоевание рынков сбыта других стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное сотрудничество является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. Рассмотрим основные направления внешнеэкономических связей России.
Азиатско-Тихоокеанское направление. Страны АТР бурно развиваются в последнее время. Экономические интересы России в регионе АТР стимулируются наличием в нем капиталов, технологий, а также нужного стране сырья, относительно дешевых транспортных путей через Тихий океан и по трансарктическим маршрутам. Со своей стороны Россия способна участвовать в региональных интеграционных процессах своими сырьевыми ресурсами, технологиями, предоставлять кратчайшие транзитные пути в Европу, телекоммуникационные системы, свой рекреационный потенциал в Сибири и на Дальнем Востоке, передавать опыт борьбы со стихийными бедствиями и развития малых народов, использовать свой транспортный и рыболовный потенциал в Тихоокеанском бассейне.
В рамках АТР следует выделить североамериканское направление, которое является сосредоточением самых передовых технологий, однако пока используется нами в основном для импорта продовольствия. Несмотря на политические разногласия между Россией и США перспективным является сотрудничество во многих сферах (металлургическая, авиакосмическая, автомобильная, атомная промышленности, научно-техническое сотрудничество и др.).
Европейское направление. Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям, исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Пора серьезно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). Направления и особенности этих связей будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ.
Направление СНГ. Как известно, среди приоритетов российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удается преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в ее внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. Постсоветское пространство продолжает дробиться, возникает все больше разногласий как в политических, так и экономических вопросах. Однако рынки стран СНГ богаты сырьем, продовольствием, дешевой рабочей силой. Также существуют военно-стратегические мотивы сотрудничества. Поэтому недопустимо упускать возможность тесной взаимовыгодной работы с рынками стран СНГ. При наличии продуманной долгосрочной политики России на этом направлении оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к России.
С развивающимися странами внешнеэкономические связи России предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован. Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом. По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.
В
рамках работы по налаживанию
Осуществление активной внешнеэкономической политики предполагает формирование системы контроля за обеспечением прав России, вытекающих из двухсторонних и многосторонних международных торговых соглашений. Этот инструмент необходим для адекватной реакции на любые случаи нарушения таких прав, дискриминации российских компаний, их товаров и услуг на внешних рынках. Российские экономические операторы должны получить равные возможности защиты своих интересов.
Важно понимать, что без государственной поддержки бизнесу чрезвычайно сложно выйти на зарубежные рынки и тем более поддерживать высокую конкурентоспособность.
Для
достижения поставленных целей и
для укрепления своих позиций
в мире Россия должна проводить активную
политику в области внешнеэкономических
связей и торговых отношений. По мнению
премьер-министра РФ, Владимира Путина,
"активная внешнеэкономическая политика
– один из важнейших факторов долгосрочного
роста экономики и эффективный инструмент
для ее перехода на инновационный путь
развития".
Заключение
В
России форсированными темпами формируется
экономическая система
Россия вывозит крайне мало промышленных потребительских товаров и еще меньше машин и оборудования. Это объясняется рядом причин, в частности, низкой конкурентоспособностью российских промышленных товаров на мировом рынке. Структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер, что свойственно только странам с очень низким уровнем экономического развития. Неблагоприятна также и структура импорта, по которому в страну ввозится в основном продовольственная продукция.
Все это позволяет констатировать, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции непроизводственного потребления. Такое положение крайне неблагоприятно, так как в мировой практике наблюдается устойчивая тенденция ухудшения условий торговли при обмене сырья на готовую продукцию. В этом и заключается одна из причин постоянно увеличивающегося разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами
Но несмотря на имеющиеся трудности экономического и неэкономического характера, у России имеются все возможности для того, чтобы на равных интегрироваться в мировое хозяйство и занять должное место в системе международных экономических отношений.
Переход в мировое рыночное хозяйство для России не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно бороться. В связи с этим на пути интеграции в мировое хозяйство весьма актуальной для нашей страны становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму того ущерба, который может быть нанесен российской экономике вследствие воздействия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективных действий российских политических и экономических субъектов на мировых рынках.
Таким
образом, перспективы России как
полноправного участника в
Список литературы.