Россия в системе МРТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание

Международное разделение труда (МРТ) - можно определить как высшую ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на устойчивую экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимовыгодному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….…3
1.Международное разделение труда………………………………..……….….4
2. Россия в системе МРТ…………………………………………….…………..6
3. Меры по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………..…..22
Список литературы……………………………………………………….……..24

Работа состоит из  1 файл

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МРТ.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

     Второе  направление – обеспечение благоприятных  торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.

     Созданию  таких условий будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное  участие в действующих и формирующихся  международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.

     Третье  направление – защита внутреннего  рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила  и использующая все предусмотренные  российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств.

     Четвертое направление – формирование международных  приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части  внешнеэкономической политики.

     При этом основой устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Важно повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях5.

     Основным  инструментом защиты внутреннего рынка  должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.

     Необходимо  расширять экспорт услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий. Необходимо задействовать механизмы регулирования торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.

     Также необходимо налаживание интенсивных  торгово-экономических связей с  зарубежными странами, завоевание рынков сбыта других стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное сотрудничество является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. Рассмотрим основные направления внешнеэкономических связей России.

     Азиатско-Тихоокеанское  направление. Страны АТР бурно развиваются  в последнее время. Экономические  интересы России в регионе АТР  стимулируются наличием в нем  капиталов, технологий, а также нужного стране сырья, относительно дешевых транспортных путей через Тихий океан и по трансарктическим маршрутам. Со своей стороны Россия способна участвовать в региональных интеграционных процессах своими сырьевыми ресурсами, технологиями, предоставлять кратчайшие транзитные пути в Европу, телекоммуникационные системы, свой рекреационный потенциал в Сибири и на Дальнем Востоке, передавать опыт борьбы со стихийными бедствиями и развития малых народов, использовать свой транспортный и рыболовный потенциал в Тихоокеанском бассейне.

     В рамках АТР следует выделить североамериканское направление, которое является сосредоточением  самых передовых технологий, однако пока используется нами в основном для импорта продовольствия. Несмотря на политические разногласия между  Россией и США перспективным является сотрудничество во многих сферах (металлургическая, авиакосмическая, автомобильная, атомная промышленности, научно-техническое сотрудничество и др.).

     Европейское направление. Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям, исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Пора серьезно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). Направления и особенности этих связей будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ.

     Направление СНГ. Как известно, среди приоритетов  российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удается преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в ее внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. Постсоветское пространство продолжает дробиться, возникает все больше разногласий как в политических, так и экономических вопросах. Однако рынки стран СНГ богаты сырьем, продовольствием, дешевой рабочей силой. Также существуют военно-стратегические мотивы сотрудничества. Поэтому недопустимо упускать возможность тесной взаимовыгодной работы с рынками стран СНГ. При наличии продуманной долгосрочной политики России на этом направлении оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к России.

     С развивающимися странами внешнеэкономические  связи России предстают как необходимое  звено в механизме ее внешних  отношений со странами мира. Тем  более что потенциал российских торгово-экономических связей со многими  развивающимися странами в значительной степени не востребован. Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом. По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.

     В рамках работы по налаживанию внешнеэкономических связей России с зарубежными странами потребуется система государственного поощрения отечественных компаний, участвующих в инвестициях за рубежом; необходима качественная инфраструктура для обеспечения торговли между государствами; также нужно проводить работу в дипломатическом аппарате, направленную на помощь отечественному бизнесу6.

     Осуществление активной внешнеэкономической политики предполагает формирование системы  контроля за обеспечением прав России, вытекающих из двухсторонних и многосторонних международных торговых соглашений. Этот инструмент необходим для адекватной реакции на любые случаи нарушения таких прав, дискриминации российских компаний, их товаров и услуг на внешних рынках. Российские экономические операторы должны получить равные возможности защиты своих интересов.

     Важно понимать, что без государственной  поддержки бизнесу чрезвычайно  сложно выйти на зарубежные рынки  и тем более поддерживать высокую  конкурентоспособность.

     Для достижения поставленных целей и  для укрепления своих позиций  в мире Россия должна проводить активную политику в области внешнеэкономических связей и торговых отношений. По мнению премьер-министра РФ, Владимира Путина, "активная внешнеэкономическая политика – один из важнейших факторов долгосрочного роста экономики и эффективный инструмент для ее перехода на инновационный путь развития". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В России форсированными темпами формируется  экономическая система открытого  типа, однако осуществляется это не всегда продуманно и зачастую без  учета экономических интересов страны, что не только не способствует повышению эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности, но и, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны.

     Россия  вывозит крайне мало промышленных потребительских  товаров и еще меньше машин  и оборудования. Это объясняется  рядом причин, в частности, низкой конкурентоспособностью российских промышленных товаров на мировом рынке. Структура  российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер, что свойственно только странам с очень низким уровнем экономического развития. Неблагоприятна также и структура импорта, по которому в страну ввозится в основном продовольственная продукция.

     Все это позволяет констатировать, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции непроизводственного потребления. Такое положение крайне неблагоприятно, так как в мировой практике наблюдается устойчивая тенденция ухудшения условий торговли при обмене сырья на готовую продукцию. В этом и заключается одна из причин постоянно увеличивающегося разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами

      Но  несмотря на имеющиеся трудности  экономического и неэкономического характера, у России имеются все возможности для того, чтобы на равных интегрироваться в мировое хозяйство и занять должное место в системе международных экономических отношений.

     Переход в мировое рыночное хозяйство  для России не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно бороться. В связи с этим на пути интеграции в мировое хозяйство весьма актуальной для нашей страны становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму того ущерба, который может быть нанесен российской экономике вследствие воздействия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективных действий российских политических и экономических субъектов на мировых рынках.

     Таким образом, перспективы России как  полноправного участника в международном  разделении труда наравне с развитыми  постиндустриальными странами будут  зависеть от полноценного и рационального использования ресурсного потенциала страны, развития финансового сектора, создания крепкой институциональной среды (законодательная база, налоговая система, система патентования и страхования) и параллельного проведения научно-технической политики, обеспечивающей непрерывный рост вложений в фундаментальные и прикладные исследования и разработки. 
 
 

                  
 
 
 

Список  литературы.

  1. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник /О.Т. Богомолов. — М.: ЗАО Издательство «Экономика»,2007. — 359 с.
  2. В.К. Ломакин Мировая экономика/учебник для вузов.-Издательство; Юнити-Дана, 2007.-с.433
  3. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 336 с.
  4. Д.Г. Маслов Мировая экономика (Конспект лекций) Пенза 2004
  5. Якобсон А. Я., Максимов И. М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. – Иркутск: ИрГУПС, 2006. – 87 с.
  6. Россия в цифрах. 2006. М.: Федеральная служба государственной статистики. 2006.с. 343-344.
  7. Оболенский В. Россия в международном разделении труда: сохранение или обогащение специализации?//Российский внешнеэкономический вестник.-2007.-№1.-с.32-38.
  8. Оболенский В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов? // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 6.
  9. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения  – 2003. – № 9. – С. 3-12.
  10. Нешитой А. Необходима смена приоритетов// Экономист. – №2. – 2006.
  11. Скобелева О.А., Шаламов А.В.  Россия в международном разделении труда: анализ и перспективы развития // Экономика – 2005. – №3.
  12. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика; учебное пособие.- М.;ТК Велби, Проспект, 2003.-224с.

Информация о работе Россия в системе МРТ