Рыночная экономика: сущность, критерии, механизмы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: раскрыть сущность рыночной экономики, рассмотреть принципы ее функционирования, проанализировать экономику России.
При изучении данного вопроса я поставила следующие задачи:
- получить четкое представление о закономерностях рыночной экономики;
- выявить плюсы и минусы рыночной экономики;
- оценить состояние рыночной экономики в России;
- рассмотреть тенденции и перспективы развития современного рынка в России.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования рыночной экономики
1.1 Сущность рыночной экономики
1.2 Критерии рыночной экономики
1.3 Механизмы рыночной экономики
1.4 Историческая эволюция рыночной экономики
2 Механизм функционирования рыночной экономики в России
2.1 Рыночно-экономическая политика государства
2.2 Финансовая политика России в условиях рыночной экономики
2.3 Рыночно-экономические процессы в России: проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ааа.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

Социальная  рыночная экономика. Само понятие «социальная  рыночная экономика» появилось в  Германии. Здесь же были разработаны  основные направления концепции социальной рыночной экономики. Поэтому понятие «социальная рыночная экономика» уже многие десятилетия ассоциируется прежде всего с Германией. Однако это не значит, что социальная рыночная экономика свойственна лишь одной стране. Это продукт естественного исторического развития общества, присущий всем странам рыночной экономики.

Социальная  рыночная экономика - это наиболее развитая форма рыночной экономики, в которой  принцип свободы, рыночного хозяйствования сочетается с социальным порядком и социальным прогрессом. Особое внимание следует обратить на то, что социальная рыночная экономика, несмотря на социальную ориентацию хозяйства, является рыночной экономикой.

Таблица 2 - Принципиальные особенности двух моделей рыночной экономики

Либеральная рыночная экономика

Социально направленная рыночная экономика

Доминирование частной собственности

Экономика со значительным частным сектором

Максимальная  свобода субъектов рынка, ограждающая  их от вмешательства государства

Регламентация государством рыночных отношений (как государственных, так и частных структур)

Государственное регулирование главных макроэкономических процессов

Государственное регулирование макроэкономики и  микроэкономики

Отстраненность  государства от решения большинства  проблем жизнеобеспечения населения

Решение государством многих проблем жизнеобеспечения населения

Преобладание  принципа: работающий человек должен обеспечить себя, свою семью и старость сам

Государственное регулирование занятости, доходов  населения, а при определенных условиях и цен

Государственная социальная опека распространяется только на обездоленных и нищих

Государство заботится  обо всех членах общества. Большая  часть национального бюджета расходуется на здравоохранение, образование, науку, культуру, общественный транспорт, социальное и пенсионное обеспечение граждан и др.


 Источник: Е. Куличков. Государственное регулирование рыночной экономики // Экономические стратегии №7-2005.

Немецкий ученый X. Ламперт, определяя сущность социальной рыночной экономики, подчеркивает, что эта модель экономики представляет синтез гарантированной государством свободы, экономической свободы и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью.

Термин «социальная экономика» означает, что:

- рыночная экономика ориентирована на решение как экономических, так и социальных целей;

- рыночная экономика ограничивается там, где она неэффективна и может привести к социально нежелательным результатам.

Социальная  рыночная экономика функционирует  на основе экономического и социального  порядков.

Экономический порядок — это правила, регулирующие организационное строение экономики, происходящих в ней процессов, а  также совокупность институтов, ответственных за управление ею и придание экономике определенной организационной формы.

Экономический порядок включает:

- порядок, регулирующий право собственности;

- конкурентный порядок;

- денежный порядок;

- финансовый порядок;

- налоговый порядок;

- порядок, регулирующий внешнеэкономическую деятельность.

Социальный  порядок — это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами общества.

Социальный  порядок охватывает:

- порядок в сфере труда;

- порядок в системе социальной защиты населения;

- имущественный порядок;

- жилищный порядок;

- экологический порядок и т. д.

Социальной  рыночной экономике присущи различные  модели, обусловленные национальной спецификой. Различают немецкую, шведскую, голландскую, японскую и другие модели социальной рыночной экономики. 

2 Механизм функционирования  рыночной экономики в России

2.1 Рыночно-экономическая  политика государства

Россия после  длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.

Так как существовавшая система не могла обеспечить активного  экономического роста, было принято  решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.

Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.

Причины перехода России к рыночной модели экономики:

- Тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;

- Существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;

- Перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;

- Отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики.

Совокупность  всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального  и политического кризиса. Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике РФ стало коренное изменение отношений собственности.

Таблица 3 - Отдельные  показатели приватизации имущественных  комплексов государственных и муниципальных  унитарных предприятий в РФ

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

Число приватизированных  имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий, единиц

491

444

302

260

366

Число открытых акционерных обществ, созданных  в результате преобразования государственных  и муниципальных унитарных предприятий, единиц

396

386

254

225

355

Количество  выпущенных акций открытых акционерных обществ, миллионов штук

15931

259

994

603

3620

Балансовая  стоимость подлежащих приватизации активов (размер уставного капитала ОАО) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, миллионов  рублей

25393

8929

9995

26456

56964

Размер уставного капитала ОАО, созданных в результате преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий, миллионов рублей

25278

8912

9973

14517

56958

Стоимость земельных  участков, включенных в состав имущественных  комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий, миллионов рублей

507

435

2564

6484

35971


 Источник: Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru.

На всех уровнях  предпринимательской деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги:

- Широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.

- Акционирование, т. е. создание акционерных обществ всех типов.

- Формирование «среднего класса» собственников.

- Повышение степени открытости хозяйственной системы, т.е. развитие внешнеэкономических связей национальной экономики РФ с хозяйственными системами стран ближнего и дальнего зарубежья.

- Создание объектов смешанной экономики — совместных предприятий (СП) и повышение их доли в итоговых результатах деятельности национальной экономики РФ.

- Рост числа и масштабов деятельности в национальном хозяйстве РФ предприятий, являющихся исключительной собственностью иностранных физических и юридических лиц.

- Создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ.

- Создание транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития.

- Включение РФ в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена. Например, во Всемирную торговую организацию, большую «восьмерку», Черноморское экономическое сотрудничество и т. д.

Все это приводит к росту степени  многоукладности национальной экономики  РФ, появлению в ее составе активно  действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпринимателей, к росту степени открытости российской национальной хозяйственной системы, к ее интеграции в сложившуюся систему мирохозяйствования.

 

2.2 Финансовая политика России в условиях рыночной экономики

В 1991-1996 гг. стала  проводиться принципиально новая  финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного  механизма и системе государственного регулирования экономики.

В 1990-х годах финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов:

- Начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ, направленная на создание многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство;

- Обострение политической борьбы за выбор пути трансформации российского общества;

- Распад СССР и неподготовленность отделения финансовой системы России от финансовой системы СССР;

- Обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991 г. из-за недостаточной эффективности эволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.

В 1992-1993 гг. происходит реализация программы экономических  реформ: свободное ценообразование, либерализация торговли. В 1992 г. отпущены цены на большинство товаров, упразднена централизованная система распределения ресурсов, введены меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов и переводу предприятий на полное самообеспечение. Началась приватизация государственной собственности. Либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит, но продолжался спад производства (на 35%), резко снизился уровень жизни населения. Свободные цены выросли в 26,1 раза вместо ожидаемых 3-4. 5 В 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. В 1995-1996 гг. правительство В.С. Черномырдина пыталось стабилизировать уровень жизни населения, оказывая целевую поддержку части наименее защищенных слоев населения.

В 1996-1997 гг. произошли реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы, был отменен ряд налоговых и таможенных льгот.

В августе 1998 г. наступил экономический кризис, основными  причинами которого были:

- Снижение объемов производства. Сокращение доходной базы бюджета с соответствующим увеличением налогового давления привели к невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита.

- Частые смены глав правительств и министров финансов, не способствовавшие выработке реальной и предсказуемой финансовой политики.

- Ошибки в прогнозировании курса рубля, искусственное сдерживание его курса, что привело к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов.

- Быстрый рост внутреннего и внешнего долга.

- Отсутствие стимулов к накоплению, которое привело к конвертации свободных средств населения в доллары и нелицензируемому вывозу капитала.

- Рост неплатежей предприятий, кризис ликвидности коммерческих банков.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Структура внешней торговли России в 1998 г. (% к итогу)

Таблица 4 - Структура внешней торговли России в 1998 г. (% к итогу)Товарные группы

Экспорт

Импорт

Продовольствие  и сырье для их производства(включая  напитки и табак)

3,0

26,2

Топливно-энергетические товары

41,4

6,0

Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные товары

5,1

3,2

Химические  товары

8,4

15,2

Машины и  оборудование (включая оружие и военную  технику)

11,0

35,1

Черные и  цветные металлы

22,1

6,2

Прочие товары (золото и другие драгоценные металлы, драгоценные камни и т.д.)

9,0

8,1

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, критерии, механизмы.