Рыночная экономика: сущность, критерии, механизмы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: раскрыть сущность рыночной экономики, рассмотреть принципы ее функционирования, проанализировать экономику России.
При изучении данного вопроса я поставила следующие задачи:
- получить четкое представление о закономерностях рыночной экономики;
- выявить плюсы и минусы рыночной экономики;
- оценить состояние рыночной экономики в России;
- рассмотреть тенденции и перспективы развития современного рынка в России.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования рыночной экономики
1.1 Сущность рыночной экономики
1.2 Критерии рыночной экономики
1.3 Механизмы рыночной экономики
1.4 Историческая эволюция рыночной экономики
2 Механизм функционирования рыночной экономики в России
2.1 Рыночно-экономическая политика государства
2.2 Финансовая политика России в условиях рыночной экономики
2.3 Рыночно-экономические процессы в России: проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ааа.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

 Источник: Экономика и жизнь. 1999. № 8. С. 28.

Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике  России, потребовали формирования принципиально  новой финансовой политики, способствующей развитию экспорта, сокращению импорта, учитывающей эффект девальвации  рубля.

В современной  России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.6

К основным направлениям (задачам) финансовой политики России на данном этапе можно отнести следующее:

- Устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;

- Снижение государственного долга;

- Стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;

- Развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;

- Переход к среднесрочному планированию;

- Продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 20 долларов за баррель.

Можно отметить, что финансовая политика России является целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга, сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП. Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, что способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.

В то же время остаются проблемы: например, бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требования, государственный сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем, остается низкая экономическая эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно-целевые методы; нет стабильности налогового законодательства. Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий, завершение налоговой реформы потребует немало времени.

 

2.3 Рыночно-экономические процессы в России: проблемы и перспективы развития

Переход на рыночную экономику сопровождался резким уменьшением объёма внешней торговли и изменением ее структуры. В 1994 г  объём внешней торговли уменьшился по сравнению с 1990 г. в 1,5 раза. Доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств стала постоянно снижаться и за последующие 15 лет уменьшилась в 3 раза. В то же время в 1,5 раза увеличился экспорт ресурсов и, прежде всего, энергоносителей.

В стране произошло  о6рушение всей социальной сферы. Стали  закрываться детские сады и лагеря, клубы по интересам, катастрофически упал уровень оплаты труда подавляющего большинства людей и размер пенсий. К тому же как зарплаты, так и пенсии не выдавались вовремя.

В результате низкого  качества отечественной продукции, а также снижения объёмов производства в розничной торговле стал резко увеличиваться импорт.

Резко сократились  инвестиции в основной капитал. Они  падали до 1999 г. Оборудование быстро устаревало. Износ основных фондов в 2004 г. превышал 43%. Всё это резко снижало конкурентоспособность  наших товаров.

Сегодня Россия вновь находится на старте своего обновления, и этот старт не должен завершиться очередным провалом. Наше общество уже устало от нерешительности, неопределенности, а главное –  от недоделанности, половинчатости и  даже непродвижения давно начатых реформ.

С точки зрения оценки перспектив развития российской экономики в будущем возможны три сценария:

- Неопределенная экономическая политика при угасающих темпах экономического роста, дальнейшей утрате страной своих и так уже серьезно ослабленных позиций в мире.

- Частичный возврат к авторитарным методам мобилизационного, командного подстегивания развития экономики, расширения государственного участия в производстве ВВП за счет реприватизации предпринимательства, что вполне может привести к ускорению экономического роста и чисто внешнему статистическому благополучию, как было в СССР.

- Более решительное и ответственное проведение экономических реформ, подобно тому, как это происходило в постсоциалистических странах Восточной Европы, ставших уже в большинстве своем членами ЕС, имманентными участниками общеевропейских и глобализационных процессов, при этом еще и с упором на ценности правового государства и гражданского общества, а также на признание допущенных ошибок.

Мне более предпочтителен третий вариант, развитие, по которому способно вывести нашу страну в число стран со зрелой рыночной экономкой и стабильной демократической системой. Это отзовется не только быстрым ростом жизненного уровня населения, но и повышением конкурентоспособности и инновационности российской экономики, уважением со стороны передовых стран всего мира.

По мере усиления ориентации на качество экономического роста его темпы не должны и не могут быть такими же высокими, как, например, в Китае или Индии. Представляется, что в перспективе до 2017 г. можно ожидать среднего прироста нашего ВВП не ниже 5%. Для экономики США этот темп составит около 3%, точнее — 2.8%, что характерно для длительных отрезков времени в прошлом

 

Рисунок 5 - Темпы  прироста (снижения) ВВП в III квартале 2011 года [Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru]

На основе этих допущений и предпосылок, а также  соотношений ВВП за 2003 г. можно составить прогноз соотношений ВВП России и ряда стран Запада на 2017 г. (Таблица 5.). По этим оценкам, в 2017 г. ВВП России будет в 6 раз меньше американского, отставание от Германии составит 20 процентных пунктов. Зато Россия будет превосходить Францию и Великобританию, занимая второе место в Европе. Доля России в мировом ВВП в 2017 г. составит порядка 3%, что означает 5-6-е место в мире.

Таблица 5 - Прогноз соотношения ВВП России, США и ряда стран Западной Европы на 2017 г., %

Соотношение

2003

2017

Россия/США

12.1

16.3

Россия/Германия

57.9

80.0

Россия/Франция

80.8

113.2

Россия/Великобритания

82.1

115.1

Россия/Западная Европа

12.5

17.5


 Источник: В.М. Кудров. Экономика России в мировом контексте.

Для сравнения  можно изучить таблицы 6 и 7.

 

Таблица 6 - ВВП СССР по отношению к ВВП других стран мира в 1938 г.,  %

Соотношение

ВВП в целом

ВВП на душу населения

Население, млн. человек

СССР/США

36.9

25.7

186.5/130.5

СССР/Германия

91.5

30.6

186.5/62.3

СССР/Великобритания

116.9

29.9

186.5/47.5

СССР/Франция

173.2

38.8

186.5/42.0

СССР/Италия

255.3

59.0

186.5/43.0

СССР/Китай

161.7

433.3

186.5/527.5

СССР/Индия

233.2

371.4

186.5/308.0

СССР/Япония

188.7

72.2

186.5/71.8


Источник: И.С. Королев. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет.

Таблица 7 - ВВП России и главных стран мира в 2003 г.

Страна

ВВП в целом,

млрд. долл.

ВВП в целом, % к уровню США

ВВП на душу населения, долл.

ВВП на душу населения, % к уровню США

Россия

1318.8

12.1

9195

24.6

США

10870.0

100.0

37348

100.0

Китай

6635.4

61.0

5150

13.8

Япония

3582.5

33.0

28162

75.4

Индия

3096.2

28.5

2909

7.8

Германия

2279.1

21.6

27609

73.9

Франция

1632.1

15.0

27327

73.2

Великобритания

1606.9

14.8

27106

72.6

Продолжение таблицы 7

Италия

1559.3

14.3

27050

72.4

Бразилия

1371.7

12.6

7498

20.1

Мексика

934.6

8.6

7767

20.8

Канада

963.6

8.9

30463

81.6

Западная Европа

10550.0

97.1

26838

71.9


 

Источник: Н.А. Косолапов. Россия: территория в пространствах глобализирующегося мира // МЭ и МО. 2005. № 7.

Далее, в числе национальных программ должна быть государственная программа создания инновационной и конкурентоспособной экономики, перехода от традиционной инвестиционной модели развития экономики к современной инновационной.

Однако вместо упора на повышение инновационности  и конкурентоспособности промышленности правительство РФ на передний план выдвигает борьбу с инфляцией. Но инфляция сама снизится при ускорении научно-технического прогресса. Примером успешного перехода к инновационной модели может служить Финляндия, занимающая ведущие позиции в Европе и мире по рейтингу конкурентоспособности. Прорыв Финляндии в этом направлении произошел всего лишь за последние 20-25 лет.

Необходимо формировать и расширять конкурентную среду в экономике, в частности за счет всемерного развития мелкого бизнеса и грамотной антимонопольной политики. Пока на долю мелкого бизнеса у нас приходится лишь около 10% всего производимого ВВП, а крупные монополии в виде финансово-промышленных групп, особенно государственных естественных монополий, унитарных государственных и муниципальных предприятий, формируют социально-экономическую модель.

Пора дать решительный  бой массовому проникновению  чиновников госаппарата в предпринимательскую  среду. В последнее время вмешательство  чиновников в российский бизнес заметно усиливается. Государство проводит национализацию ряда частных корпораций («Автопром», ЮКОС и т.д.), форсирует экспорт не гражданской готовой продукции, а вооружений, как это было в СССР. Мы можем опять «гордиться» своим первым местом в мире по экспорту оружия (6 млрд. долл. в год).

Чиновники и  бизнес должны быть жестко и четко  отделены друг от друга, иначе неизбежно будет развиваться криминальная модель экономики. Надо также объявить кампанию борьбы с растущей криминализацией экономики и общества, поднять престиж честного и прозрачного корпоративного менеджмента. Огромный размах коррупции и иных видов криминалитета сдерживает инвестиционный процесс, тормозит экономический рост и модернизацию давно и сильно устаревшего производственного аппарата. По данным Transparency lnternatгonal, Россия по индексу восприятия коррупции в 2005 г. занимала весьма высокое 90-е место в мире, а в 2006 г. переместилась еще выше, заняв 126-е место в списке из 159 стран. Наши соседи в этом списке — Гондурас, Непал, Филиппины и Руанда. По оценке фонда ИНДЕМ, объем деловой коррупции в России составил в 2005 г. 316 млрд. долл.

Стране нужна  широкая национальная программа  борьбы с бедностью, дальнейшего  и более масштабного повышения  реальных доходов населения. Платежеспособный покупательский спрос — важнейший  источник для поддержания высоких  и качественных темпов экономического роста. Но пока наша провинция, наша деревня сплошь и рядом живут в нищете, еле-еле сводя концы с концами. Правительственные чиновники заботятся об увеличении экспорта газа, используют цены на газ в политических целях, но ни слова не говорят о том, что более половины населения страны не имеет газа в своих домах. Необходимо вновь серьезно заняться освоением Сибири, особенно Восточной и Дальнего Востока, откуда постоянно идет отток населения. Эти районы баснословно богаты природными ресурсами, но там практически отсутствует современная обрабатывающая промышленность, в частности масштабное производство высокотехнологичной продукции. В то же время у соседней Японии такое производство огромно и находится на высочайшем современном уровне. Взаимодополняемость экономик Сибири (сырье) и Японии (машины, электроника) очевидна. Поэтому необходимо налаживать взаимовыгодное сотрудничество наших стран и создавать в Сибири мощную современную промышленность. Оплата труда там должна превышать в 2-3 раза оплату труда на заводах европейской части страны.

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, критерии, механизмы.