Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть сущность рыночной экономики, рассмотреть принципы ее функционирования, проанализировать экономику России.
При изучении данного вопроса я поставила следующие задачи:
- получить четкое представление о закономерностях рыночной экономики;
- выявить плюсы и минусы рыночной экономики;
- оценить состояние рыночной экономики в России;
- рассмотреть тенденции и перспективы развития современного рынка в России.
Введение
1 Теоретические аспекты исследования рыночной экономики
1.1 Сущность рыночной экономики
1.2 Критерии рыночной экономики
1.3 Механизмы рыночной экономики
1.4 Историческая эволюция рыночной экономики
2 Механизм функционирования рыночной экономики в России
2.1 Рыночно-экономическая политика государства
2.2 Финансовая политика России в условиях рыночной экономики
2.3 Рыночно-экономические процессы в России: проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованных источников
Источник: Экономика и жизнь. 1999. № 8. С. 28.
Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, потребовали формирования принципиально новой финансовой политики, способствующей развитию экспорта, сокращению импорта, учитывающей эффект девальвации рубля.
В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.6
К основным направлениям (задачам) финансовой политики России на данном этапе можно отнести следующее:
- Устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;
- Снижение государственного долга;
- Стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;
- Развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;
- Переход к среднесрочному планированию;
- Продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).
Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 20 долларов за баррель.
Можно отметить, что финансовая политика России является целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга, сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП. Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, что способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.
В то же время остаются проблемы: например, бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требования, государственный сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем, остается низкая экономическая эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно-целевые методы; нет стабильности налогового законодательства. Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий, завершение налоговой реформы потребует немало времени.
2.3 Рыночно-экономические процессы в России: проблемы и перспективы развития
Переход на рыночную экономику сопровождался резким уменьшением объёма внешней торговли и изменением ее структуры. В 1994 г объём внешней торговли уменьшился по сравнению с 1990 г. в 1,5 раза. Доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств стала постоянно снижаться и за последующие 15 лет уменьшилась в 3 раза. В то же время в 1,5 раза увеличился экспорт ресурсов и, прежде всего, энергоносителей.
В стране произошло о6рушение всей социальной сферы. Стали закрываться детские сады и лагеря, клубы по интересам, катастрофически упал уровень оплаты труда подавляющего большинства людей и размер пенсий. К тому же как зарплаты, так и пенсии не выдавались вовремя.
В результате низкого качества отечественной продукции, а также снижения объёмов производства в розничной торговле стал резко увеличиваться импорт.
Резко сократились
инвестиции в основной капитал. Они
падали до 1999 г. Оборудование быстро устаревало.
Износ основных фондов в 2004 г. превышал
43%. Всё это резко снижало
Сегодня Россия
вновь находится на старте своего
обновления, и этот старт не должен
завершиться очередным
С точки зрения оценки перспектив развития российской экономики в будущем возможны три сценария:
- Неопределенная экономическая политика при угасающих темпах экономического роста, дальнейшей утрате страной своих и так уже серьезно ослабленных позиций в мире.
- Частичный возврат к авторитарным методам мобилизационного, командного подстегивания развития экономики, расширения государственного участия в производстве ВВП за счет реприватизации предпринимательства, что вполне может привести к ускорению экономического роста и чисто внешнему статистическому благополучию, как было в СССР.
- Более решительное и ответственное проведение экономических реформ, подобно тому, как это происходило в постсоциалистических странах Восточной Европы, ставших уже в большинстве своем членами ЕС, имманентными участниками общеевропейских и глобализационных процессов, при этом еще и с упором на ценности правового государства и гражданского общества, а также на признание допущенных ошибок.
Мне более предпочтителен третий вариант, развитие, по которому способно вывести нашу страну в число стран со зрелой рыночной экономкой и стабильной демократической системой. Это отзовется не только быстрым ростом жизненного уровня населения, но и повышением конкурентоспособности и инновационности российской экономики, уважением со стороны передовых стран всего мира.
По мере усиления ориентации на качество экономического роста его темпы не должны и не могут быть такими же высокими, как, например, в Китае или Индии. Представляется, что в перспективе до 2017 г. можно ожидать среднего прироста нашего ВВП не ниже 5%. Для экономики США этот темп составит около 3%, точнее — 2.8%, что характерно для длительных отрезков времени в прошлом
Рисунок 5 - Темпы прироста (снижения) ВВП в III квартале 2011 года [Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru]
На основе этих допущений и предпосылок, а также соотношений ВВП за 2003 г. можно составить прогноз соотношений ВВП России и ряда стран Запада на 2017 г. (Таблица 5.). По этим оценкам, в 2017 г. ВВП России будет в 6 раз меньше американского, отставание от Германии составит 20 процентных пунктов. Зато Россия будет превосходить Францию и Великобританию, занимая второе место в Европе. Доля России в мировом ВВП в 2017 г. составит порядка 3%, что означает 5-6-е место в мире.
Таблица 5 - Прогноз соотношения ВВП России, США и ряда стран Западной Европы на 2017 г., %
Соотношение |
2003 |
2017 |
Россия/США |
12.1 |
16.3 |
Россия/Германия |
57.9 |
80.0 |
Россия/Франция |
80.8 |
113.2 |
Россия/Великобритания |
82.1 |
115.1 |
Россия/Западная Европа |
12.5 |
17.5 |
Источник: В.М. Кудров. Экономика России в мировом контексте.
Для сравнения можно изучить таблицы 6 и 7.
Таблица 6 - ВВП СССР по отношению к ВВП других стран мира в 1938 г., %
Соотношение |
ВВП в целом |
ВВП на душу населения |
Население, млн. человек |
СССР/США |
36.9 |
25.7 |
186.5/130.5 |
СССР/Германия |
91.5 |
30.6 |
186.5/62.3 |
СССР/Великобритания |
116.9 |
29.9 |
186.5/47.5 |
СССР/Франция |
173.2 |
38.8 |
186.5/42.0 |
СССР/Италия |
255.3 |
59.0 |
186.5/43.0 |
СССР/Китай |
161.7 |
433.3 |
186.5/527.5 |
СССР/Индия |
233.2 |
371.4 |
186.5/308.0 |
СССР/Япония |
188.7 |
72.2 |
186.5/71.8 |
Источник: И.С. Королев. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет.
Таблица 7 - ВВП России и главных стран мира в 2003 г.
Страна |
ВВП в целом, млрд. долл. |
ВВП в целом, % к уровню США |
ВВП на душу населения, долл. |
ВВП на душу населения, % к уровню США |
Россия |
1318.8 |
12.1 |
9195 |
24.6 |
США |
10870.0 |
100.0 |
37348 |
100.0 |
Китай |
6635.4 |
61.0 |
5150 |
13.8 |
Япония |
3582.5 |
33.0 |
28162 |
75.4 |
Индия |
3096.2 |
28.5 |
2909 |
7.8 |
Германия |
2279.1 |
21.6 |
27609 |
73.9 |
Франция |
1632.1 |
15.0 |
27327 |
73.2 |
Великобритания |
1606.9 |
14.8 |
27106 |
72.6 |
Продолжение таблицы 7 | ||||
Италия |
1559.3 |
14.3 |
27050 |
72.4 |
Бразилия |
1371.7 |
12.6 |
7498 |
20.1 |
Мексика |
934.6 |
8.6 |
7767 |
20.8 |
Канада |
963.6 |
8.9 |
30463 |
81.6 |
Западная Европа |
10550.0 |
97.1 |
26838 |
71.9 |
Далее, в числе национальных программ должна быть государственная программа создания инновационной и конкурентоспособной экономики, перехода от традиционной инвестиционной модели развития экономики к современной инновационной.
Однако вместо
упора на повышение инновационности
и конкурентоспособности
Необходимо формировать и расширять конкурентную среду в экономике, в частности за счет всемерного развития мелкого бизнеса и грамотной антимонопольной политики. Пока на долю мелкого бизнеса у нас приходится лишь около 10% всего производимого ВВП, а крупные монополии в виде финансово-промышленных групп, особенно государственных естественных монополий, унитарных государственных и муниципальных предприятий, формируют социально-экономическую модель.
Пора дать решительный
бой массовому проникновению
чиновников госаппарата в
Чиновники и бизнес должны быть жестко и четко отделены друг от друга, иначе неизбежно будет развиваться криминальная модель экономики. Надо также объявить кампанию борьбы с растущей криминализацией экономики и общества, поднять престиж честного и прозрачного корпоративного менеджмента. Огромный размах коррупции и иных видов криминалитета сдерживает инвестиционный процесс, тормозит экономический рост и модернизацию давно и сильно устаревшего производственного аппарата. По данным Transparency lnternatгonal, Россия по индексу восприятия коррупции в 2005 г. занимала весьма высокое 90-е место в мире, а в 2006 г. переместилась еще выше, заняв 126-е место в списке из 159 стран. Наши соседи в этом списке — Гондурас, Непал, Филиппины и Руанда. По оценке фонда ИНДЕМ, объем деловой коррупции в России составил в 2005 г. 316 млрд. долл.
Стране нужна широкая национальная программа борьбы с бедностью, дальнейшего и более масштабного повышения реальных доходов населения. Платежеспособный покупательский спрос — важнейший источник для поддержания высоких и качественных темпов экономического роста. Но пока наша провинция, наша деревня сплошь и рядом живут в нищете, еле-еле сводя концы с концами. Правительственные чиновники заботятся об увеличении экспорта газа, используют цены на газ в политических целях, но ни слова не говорят о том, что более половины населения страны не имеет газа в своих домах. Необходимо вновь серьезно заняться освоением Сибири, особенно Восточной и Дальнего Востока, откуда постоянно идет отток населения. Эти районы баснословно богаты природными ресурсами, но там практически отсутствует современная обрабатывающая промышленность, в частности масштабное производство высокотехнологичной продукции. В то же время у соседней Японии такое производство огромно и находится на высочайшем современном уровне. Взаимодополняемость экономик Сибири (сырье) и Японии (машины, электроника) очевидна. Поэтому необходимо налаживать взаимовыгодное сотрудничество наших стран и создавать в Сибири мощную современную промышленность. Оплата труда там должна превышать в 2-3 раза оплату труда на заводах европейской части страны.
Информация о работе Рыночная экономика: сущность, критерии, механизмы.