Рыночный механизм.Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..... 3
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие……………………………………………………………………………….. 5
2. Конкуренция как элемент рыночного механизма………………………………….. 13
3. Конкуренция и монополия…………………………………………………………... 15
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России.. 24
Заключение……………………………………………………………………………… 29
Список использованной литературы…………………………………………………. .33
Приложения……………………………………………………………………………....34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 81.53 Кб (Скачать документ)

Монопольная конкуренция - характеризуется большим  числом фирм, разнообразным типом  продукции, существованием небольшого контроля над ценой, сравнительно легкими  условиями вступления в отрасль.

В настоящее  время наиболее распространенным типом  конкуренции является конкуренция  качества, отвечающая в наибольшей мере интересам потребителей и обществу в целом. Она предполагает соперничество  производителей товаров на основе технического превосходства, параметров качества и  надежности товаров и услуг, более  эффективных методов реализации, расширения видов предоставляемых  сбытовых услуг, применения маркетинга.

Конкуренцию также делят на:

1. Функциональную - когда конкурируют фирмы, которые  выпускают непохожие товары, но  эти товары выполняют одну  и ту же функцию для потребителя. 

2. Видовую - предприятие выпускает товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся одним или несколькими принципиально важными параметрами.

3. Предметную - предприятие выпускает по сути идентичную продукцию, отличающуюся только качеством, а может быть даже одинакового качества.

Конкуренция представляет собой регулирующую силу на рынке. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и  повышать ее. Конкуренция вынуждает  экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и  т.д. С помощью установления соответствующих  цен она сообщает об изменениях в  потреблении и вызывает соответствующую  реакцию производителей: сокращать  производство или обновлять и  расширять его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Конкуренция и монополия. 

Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Термин Монополия произошел от греческого слова monos - один, единый, единственный и poleo- продаю5. Монополия - исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это тип рынка, на котором действует один продавец товара или услуги.

Выделяют  несколько характерных черт монополии:

1. Одна  фирма-монополист является единственным  производителем некоторого товара.

2. Продукт  фирмы-монополиста не имеет заменителей.  Это значит, что покупатель будет  приобретать данный товар только  у этой фирмы или не будет  покупать его вообще.

3. Абсолютный  контроль над ценой и над  объемом выпускаемой продукции. 

4. Различные  препятствия (экономические, технические,  юридические и др.) для вступления  в отрасль других производителей.

Различают закрытую, естественную и открытую монополии. Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических  ограничений. Примером является монополия  почтовой службы США на доставку почты  первым классом или патентная  защита, или институт авторских прав.

Естественная  монополия - это состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Это связано с существенным понижением затрат на производство единицы товара по мере увеличения объема его производства. В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года осуществляется регулирование деятельности фирм занятых производством и реализацией товаров в условиях естественно монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, транспортные услуги, услуги электрической и почтовой связи.

При открытой монополии одна фирма, по крайней  мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Примером может служить  фирма, выходящая на рынок с новой  продукцией.

Некоторые фирмы могут относиться сразу  к нескольким типам монополии. Например, телефонные компании, электрические  и газовые компании, которые могут  относиться и к естественной монополии  и к закрытой.

До сих  пор мы рассматривали конкуренцию  и монополию в качестве абстрактных  рыночных моделей, раскрывающих ''арифметику'' поведения субъектов рынка, выбор  ими оптимальных решений относительно объема продаж в условиях, отвлеченных  от множества реальных общественных отношений.

Конкуренция в самом общем значении этого  слова есть соперничество, борьба за получение конкурирующими субъектами для себя наибольших выгод. Монополия  по своей сути означает преимущество, преобладание и в этом смысле выступает  как противоположность конкуренции, поскольку конкуренция предполагает относительное равенство соперников, а монополия - неравенство, преобладание возможностей, позволяющее с наибольшим успехом получать выгоды для себя за счет других.

В обыденном  рыночном сознании конкуренция ассоциируется  с равенством условий экономической  деятельности и, по мнению сторонников  рыночной идеологии, символизирует  справедливость. Поэтому каждый участник рынка ратует за честную конкуренцию, хотя сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные  меры к тому, чтобы стать таковым  в действительности. Как отмечал  еще Адам Смит, когда представители  одной и той же отрасли встречаются  друг с другом, ''беседа между ними завершается сговором против публики  или каким-то маневром с целью повысить цены''. Монополия как общественное экономическое отношение имеет длительную историю. Цеховой строй феодальной эпохи представлял, в сущности, монополистическую систему хозяйства. Для занятия тем или иным промыслом необходимо было вступить в члены цеха, доступ же туда был чрезвычайно затруднен, число членов ограничено. Различные регламенты предписывали многие детали самого процесса производства: качество обрабатываемого материала, величину и вес изготовляемых продуктов, употребление определенных инструментов и т. д. Вплоть до конца XVIII в. в Европе существовала система исключительных монополий, выдаваемых отдельным лицам или компаниям скупщиков на производство того или иного промысла в определенном районе или даже по всей стране. Промышленники обладали исключительными привилегиями при учреждении определенного рода предприятий по производству и сбыту товаров.

В Англии исключительные привилегии отдельных  лиц или ассоциаций промышленников были ликвидированы значительно  раньше, чем в остальной Европе. Но намного дольше сохранялись привилегии, принадлежавшие различным корпорациям  и цехам.

Известно, например, что во время пребывания Адама Смита в Глазго там работал  над своей моделью паровой  машины Джеймс Уатт. Узнав о его  деятельности, корпорация механиков, к  составу которой он не принадлежал, запретила ему продолжать работу. Только в качестве университетского механика, в пределах университета, на который не распространялся надзор корпораций, Уатт мог работать дальше, чтобы довести до практического  результата свое изобретение.

Промышленный  капитал, в конце концов, разбил феодальные оковы в виде средневековых ограничений  и привилегий, но тут же стал себе ковать новые. Эпоха свободной капиталистической  конкуренции не просуществовала  и ста лет. Если в конце XVIII в. еще  сохранялись остатки цеховой  монополии, то уже в середине XIX в. на новой, не существовавшей прежде, крупной промышленной основе начала складываться монополия капиталистическая.

Как любому другому общественному отношению, капиталистической монополии предшествовали качественные изменения в уровне развития производительных сил. Они  заключались в промышленной революции, выразившейся в появлении машин  и возникновении на их основе новой  формы промышленности - фабрики. Быстрое  развитие машинной техники, увеличение размеров машин, переход от применения отдельных машин к кооперации и системе машин дало толчок укрупнению фабрик и невиданному прежде росту  производительности труда.

Машина  сначала технически опрокидывает старую форму разделения труда, на месте  которой создаются новые формы  кооперации и разделения труда, организации  и управления производством. Применение машин и укрупнение фабрик обусловливают  рост концентрации и централизации  капитала. Создается, таким образом, новый способ производства, а именно крупный машинный способ производства. Его специфическими чертами являются высокий и непрерывно растущий уровень  разделения, специализации и кооперации труда в общественном масштабе, концентрация производства и капитала, централизация  капитала.

Концентрацией производства называется процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, обусловленный экономическими преимуществами крупного производства. Происходящее в связи с этим увеличение размеров капитала посредством капитализации части прибавочной стоимости называется концентрацией капитала. Централизацией капитала принято называть увеличение размера капитала посредством поглощения одним капиталом другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных капиталов в форме акционерных обществ. Однако такое определение неточно отражает сущность явления, которая состоит в централизации управления капиталом во все возрастающем масштабе. Управление объединенным капиталом фирм, ранее действующих обособленно, подчиняясь стихии рынка, и потому недостаточно эффективно, является самостоятельным мощным фактором повышения эффективности производства. Поэтому более правильно данное явление называть не централизацией капитала, а централизацией управления капиталом.

Концентрация  капитала и централизация управления им представляют собой два способа  укрупнения капитала, тесно связанных  между собой и опосредуемых друг другом. Быстрый рост капитала вызывается экономическими преимуществами, свойственными  крупному капиталу, которые в конечном счете выражаются в удешевлении продукции и повышении ее качества. Такими преимуществами в сфере производственной деятельности являются: использование крупной высокопроизводительной техники; уменьшение доли постоянных расходов на единицу продукции; возможности специализации рабочих мест; комбинирования производственных процессов; стандартизации и унификации продукции. В сфере торговой деятельности к этим преимуществам добавляется возможность монополизации рынка, а следовательно, и получения монопольной сверхприбыли, оправдывающей материальные затраты и объясняющей нравственные проступки или даже преступления, которые приходится совершать ради завоевания рынка.

Таким образом, процесс монополизации  рынка определяется двумя причинами. Во-первых, общественной выгодой, которую  концентрация производства и централизация  управления им приносит так или иначе каждому члену общества. Во-вторых, частной выгодой, которую получает монополист в виде сверхприбыли, благодаря своему господству на рынке. Эта особенность составляет внутреннее противоречие процесса монополизации. Несомненная общественная польза монополий и столь же несомненный их вред от господства частных интересов над общественными являются двумя противоположностями существования монополий, находящимися в диалектическом единстве и служащими внутренней основой их развития. Одна сторона противоречия обусловливает общественную поддержку развитию монополий, вторая - общественное сопротивление им и необходимость установления над их деятельностью общественного контроля.

Прежде  чем конкуренция превращается в  монополию, она проходит олигополистическую стадию развития. Именно на этой стадии завязываются ожесточенные бои за господство на рынке.

На олигополистическом рынке прибыльность предприятия  зависит не только от соотношения  спроса и издержек, но и от действий конкурирующих фирм. Результатом  воздействия этого фактора на поведение фирм являются так называемые ''ценовые войны'', сущность которых заключается в значительном снижении цены предприятием с целью не допустить на рынок потенциальных конкурентов и вытеснить с него наиболее слабых из действующих конкурентов. Таким образом, как отмечают источники, при олигополии цены и количество продукции могут изменяться не только в результате объективного изменения соотношения спроса и предложения, но и под воздействием чисто субъективных свойств человеческого характера, таких как упрямство, лояльность, терпение и агрессивность.

Всякая  война вынуждает ее участников вступать в разнообразные более или  менее длительные и прочные союзы. Поэтому поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположном направлении. Первая - это заинтересованность каждого  продавца в максимизации собственных  прибылей. Вторая - поиск союзников  для достижения своей главной  цели. Поскольку такие союзы часто  создаются втайне от конкурентов  и покупателей, этот процесс называется сговором. Сговор - это явное или  молчаливое соглашение между предприятиями  отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов  выпуска или в целях ограничения  иным способом соперничества между ними. Сговаривающиеся олигополисты могут вести себя подобно монополисту, устанавливая монопольную цену. Но прочности сговора мешает опасение каждого участника, что другие участники могут нарушить соглашение и с помощью обмана значительно увеличить свои прибыли, немного снижая свою цену и отбирая тем самым часть объема продаж у своих партнеров. Поэтому возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли посредством самостоятельной политики, основанной на недоверии к соперникам, может привести некоторые предприятия к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Но если все предприятия станут вести себя независимо и, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре. Это заставляет их вновь и вновь возвращаться к сговору.

Информация о работе Рыночный механизм.Конкуренция