Рынок - сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: раскрыть многогранность понятия «рынок», рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка, изучить рыночную структуру и инфраструктуру, рассмотреть функции рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1.СУЩНОСТЬ РЫНКА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ…..………5
2.СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЫНКА. СТРУКТУРА РЫНКА…………………………......10
3.ИНФРАСТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА…………………………………….………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)


Тема12. Рынок - сущность и функции

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

1.    СУЩНОСТЬ РЫНКА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ…..………5

2.    СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЫНКА. СТРУКТУРА РЫНКА…………………………......10

3.    ИНФРАСТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА…………………………………….………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Выявить в рыночной картине выгодный момент гораздо легче,

чем воспользоваться им». (Марк Даглас)

Формирование рыночных отношений в России повысило практическую значимость теории рыночной экономики.

Объективная необходимость рынка вызвана всеми причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: общественное разделение труда, полиморфизм собственности, характер труда, необходимость тесной связи с мировой экономикой путем внешней торговли, выхода на мировое экономическое пространство.

Рынок не может существовать без системы предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, ценных бумаг и рабочей силы, т.е. рыночной инфраструктуры.

Об актуальности темы можно говорить в силу нескольких причин: во-первых, в современных условиях экономика является, прежде всего, рыночной. Рыночная экономика, основанная на свободном предпринимательстве и совершенной конкуренции, давно доказала свое решающее преимущество по сравнению с другими экономическими системами. А, во-вторых,  кризисные явления 2008-2009 годов затронули без исключения практически все сферы жизни, в том числе и российский рынок.  Кризис негативно отразился на фондовом, кредитном, сырьевом и многих других рынках, рынке недвижимости, также создал давление на рынок труда.

Вопросы теории, посвященные проблемам изучения рынка, исследовались многими зарубежными и отечественными  учеными. Среди зарубежных экономистов значительный вклад в теорию рынка внесли: А. Смит, Кемпбелл Р. Макконелл, Стенли Л.Брю. Хотелось бы отметить, что Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса «Капитал», Ленина «По поводу так называемого вопроса о рынке». Среди отечественных ученых  для изучения данной темы были выбраны труды Журавлёвой Г., Барра Р.

Исходя из выше сказанного, большое значение имеет выяснение сущности такого многосложного понятия как «рынок». В этом выражается цель данной курсовой работы.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: раскрыть многогранность понятия «рынок», рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка, изучить  рыночную структуру и инфраструктуру, рассмотреть функции рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      СУЩНОСТЬ РЫНКА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

 

Сущность рынка

Рынок является одной из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающей его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Рынок многолик и столь же разнообразно его определение.

Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О.Курно. По его мнению, это - любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А.Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену[1].

Наиболее распространенной является трактовка «рынка» в качестве особого механизма взаимодействия между продавцами и покупателями.

Так, Р.Барр понимает под рынком совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства[2]. Похожее толкование предлагают К.Макконелл и С.Брю, рассматривая рынок как механизм или приспособление, осуществляющее контакт между конкурентами или предъявителями спроса и продавцами или поставщиками товара или услуги[3].

Р.О.Халфина полагает, что рынок «является тем звеном, в котором реализуется связь производства и потребления, определяются потребности общества и возможности производителя, происходит общественная оценка эффективности производства»[4].

Существует также определение рынка как совокупности сделок купли и продажи товаров. Как пишет Е.Ф.Борисов, «в такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине»[5]. По сути, рынок сводится к обороту (обращению) товаров. Эта точка зрения получила развитие в российском законодательстве, в соответствии с которым выделяются товарные и финансовые рынки.

П.Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

Суммируя сказанное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами организаций и государством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения; а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

 

Причины и условия возникновения рынка

Рыночная экономика как система базируется на трех основных условиях.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда.

Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои[6].

Таким образом, прослеживается «зародыш»  бартера - одной из простейших форм обмена.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Общественное разделение труда ведет к специализации и обмену.

Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметная (например, автомобильные, тракторные заводы); подетальная (например, завод шарикоподшипников); технологическая - стадийную (например, прядильная фабрика).

Второе условие возникновения рынка - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, экономическая обособленность хозяйственных субъектов.

Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.

Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в свободе для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                      СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЫНКА. СТРУКТУРА РЫНКА.

 

Субъекты и объекты рынка.

При рассмотрении рынка как системы экономических отношений необходимо выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).

Объекты рынка - это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Сюда относятся материальные и нематериальные блага и услу­ги, факторы производства - средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшест­ва и идеи. В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой - имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (путем потребления товаров и услуг).

Предприятия, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель - получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги продаются домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

Информация о работе Рынок - сущность и функции