Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:13, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: раскрыть многогранность понятия «рынок», рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка, изучить рыночную структуру и инфраструктуру, рассмотреть функции рынка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1.СУЩНОСТЬ РЫНКА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ…..………5
2.СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЫНКА. СТРУКТУРА РЫНКА…………………………......10
3.ИНФРАСТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА…………………………………….………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
Государство - еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и предприятиям (фоирмам) свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования, медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей - это государственные денежные выплаты на социальные нужды: пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей - это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.
Структура рынка.
Современный рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками структуры рынка являются: 1) тесная связь между ее элементами; 2) определенная устойчивость этих связей; 3) целостность, совокупность данных элементов.
Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Ключевые элементы структуры рынка включают:
а) количество поставщиков и их относительные масштабы распространения, показывающие степень концентрации продавцов на рынке;
б) количество продавцов и их относительный масштаб распространения, показывающий степень концентрации покупателей на рынке;
в) род и вид продукта, является ли он стандартным продуктом или услугой или дифференцирован несколькими способами;
г) условия доступа на рынок, то есть количество и высота барьеров для доступа, с которыми сталкиваются новички;
д) степень вертикальной интеграции, то есть степень, до которой поставщики удовлетворяют собственные требования в комплектующих при помощи собственного производства, а также количество точек распределения собственной продукции, которыми они владеют.
Эти аспекты структуры рынка, вместе с себестоимостью и условиями спроса, очень существенны, поскольку они оказывают стратегическое влияние на природу и интенсивность конкурентного поведения на рынке и, таким образом, на деятельность на рынке.
Так, например: чем выше степень концентрации продавцов, тем выше степень взаимной зависимости, так что действия одного предприятия будут иметь значительное влияние на рыночную позицию других предприятий, что заставит их ответить собственными действиями. В этой ситуации агрессивная конкуренция может оказаться разоряющей для всех предприятий, может побудить производителей направить свои усилия на стимулирование сбыта и введение новшеств в продукцию (поскольку подобные мероприятия являются более эффективным средством для установления конкурентного преимущества), а чем больше масштаб применения стратегии дифференциации продукта, тем больше выделяется эта область конкуренции. Барьеры для доступа могут образоваться сами собой из-за характеристики поставки на рынок, либо они могут быть созданы компаниями, уже работающими на рынке, для того чтобы отпугнуть конкурентов. В любом случае устоявшиеся предприятия защищены от конкуренции со стороны новичков. Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что структура рынка предоставляет точку отсчета для стратегических действий предприятия, поскольку оно стремится установить конкурентное преимущество перед соперниками, но, что не менее важно, структура рынка может изменяться и контролироваться действиями предприятия. Для иллюстрации: компания может увеличить собственную долю рынка при помощи поглощений и слияний, таким образом, повысив уровень концентрации продавцов.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них (см.таблицу 1):
Таблица № 1.
Классификация структуры рынка
По экономическому назначению объектов рыночных отношений
| • рынок товаров и услуг (потребительский рынок); • рынок ценных бумаг; • рынок труда (рынок рабочей силы); • рынок валюты; • рынок информации; • рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др. |
По товарным группам
| • рынки товаров производственного назначения; • рынки товаров народного потребления; • рынки продовольственных товаров; • рынки факторов производства. |
По географическому положению
| • местные (локальные) рынки; • региональные рынки; • национальный рынок; • мировой рынок. |
По степени ограничения конкуренции
| • монопольный рынок; • олигопольный рынок; • рынок монополистической конкуренции; • рынок совершенной конкуренции. |
По отраслевому признаку | • рынок автомобилей; • рынок нефти; • рынок компьютерной техники; • текстильный рынок; • рынок сельхозпродукции и т.д. |
По уровню насыщения товарами и услугами | • равновесный рынок; • дефицитный рынок; • избыточный рынок. |
По субъектам или их группам | • рынок покупателей; • рынок продавцов; • рынок государственных учреждений; • рынок промежуточных продавцов – посредников и др. |
По степени зрелости | • неразвитый рынок; • развитый рынок; • формирующийся рынок. |
По соответствию законодательству
| • легальный (официальный) рынок; • нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»). |
По характеру продаж
| • оптовый рынок; • розничный рынок. |
Формирование рынков по экономическому назначению объектов рыночных отношений предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли[7].
Формирование рынков по пространственному признаку особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.
Каждый из перечисленных в таблице видов рынка является комплексным, т.е. имеет свою внутреннюю структуру[8].
Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации (который в постиндустриальном обществе приобретает особую значимость[9]).
Рынок информации представляет собой совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых - сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату.
Не менее многолик финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного и валютного рынков.
Разнообразны рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
3. ИНФРАСТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА
Инфраструктура рынка
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами[10].
Таким образом, рыночная экономика представляет собой экономическую систему, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок.
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру, которая является одним из элементов рыночной экономики.
Понятие «инфраструктура» произошло от латинского: «infra» - ниже, под; «structura» - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина «инфраструктура» существуют различные его трактовки:
как совокупности связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования[11];
как системы учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке[12];
как совокупности организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи.
При этом инфраструктурная деятельность включает:
1. деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
2. деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
3. деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 1):
Схема 1.
Функции инфраструктуры рынка.
|
Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование. Исходя из этого, можно выделить следующие основные элементы инфраструктуры рынка в современных условиях:
биржи, аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки, система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные службы; налоговая система; система страхования различных рисков и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов и т.д.
Инфраструктуру рынка также можно представить в графическом виде (см.схему 2)
Схема 2.
Инраструктура рынка
|
Дадим краткую характеристику некоторым элементам инфраструктуры рынка.
Преприятия торговли выступают в качестве первых элементов инфраструктуры рынка, благодаря которым происходит упорядочение движения товарных потоков, собирается необходимая информация о положении дел на отдельных рынках товаров и услуг. В рыночной экономике, торговые предприятия участвуют в различного рода рекламной деятельности, которая влияет на выбор потребителями того или иного товара; способствуют поддержанию конкуренции, принимают участие в формировании издержек производства и розничных цен; от энергичности их действий в значительной степени зависит рост производства соответствующих видов продукции.
Оптовая торговля - торговля партиями товара. Чаще всего, товар, покупаемый у оптового продавца, предназначен для последующей перепродажи. Но также не редко покупателями выступают крупные потребители товара. Такая торговля является посредником между производителем и розничной торговлей. Участвует в ускорении товародвижения, синхронизации производства и потребления.
В отличие от оптовой торговли товар, купленный в системе розничной торговли, не подлежит дальнейшей перепродаже (согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации), а предназначен для непосредственного использования.
Товарные биржи, как правило, формируются по признакам однородности и родственности товарных групп (например, биржи нефти, хлопка). Они содествуют не только реализации уже имеющихся товаров, но и организации сделок под будующие поставки продукции. На товарной бирже продаются и покупаются биржевые контракты на определенные партии товаров, в которых указываются количество товара, его тип и сорт, а также сроки поставки. Задачами такой биржи являются: не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты. Биржа выполняет функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка товарных и сырьевых ресурсов, стимулирования развития рынка, экономического индикатора.
Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Вначале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.