Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:22, контрольная работа
Рыночная система прошла длительный процесс эволюции. Возникновение элементов рынка связано с появлением в рамках натурального хозяйства обмена, основанного на прибавочном продукте и общественном разделении труда. Простое и капиталистическое товарное производство экономисты определяют как этапы развития рынка. Развитое рыночное хозяйство характеризуется высоким уровнем технологии, смешанной формой собственности, экономической обоснованностью, свободой предпринимательства и вмешательством государства в экономику.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Причины возникновения рыночной экономики…………………….4
Глава 2 Структура и функция рынка………………………………………….9
Глава 3 Государственные вмешательства в рыночную экономику………..21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………..26
Существование рынка труда предполагает наличие биржи труда, сложной системы подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от характера осуществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешнего и внутреннего. Внешний — это обычный рынок профессий, он ориентирован на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об образовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для внутреннего рынка характерна курсовая система подготовки кадров, она более экономна и рациональна с точки зрения руководства фирмы. Эта система очень нужна в случае возникающей необходимости переобучения рабочих профессий.
Следующим структурным элементом рынка выступает рынок товаров. Реализация товарных ценностей осуществляется в двух основных формах: в форме оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля — это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на свои виды. Так, оптовая торговля может осуществляться через посредство бирж и ярмарок. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. В отличие от бирж на ярмарках ведется торговля сезонными товарами, высокотехнологической продукцией, образцами новейшей техники. Ярмарки применяются также для розничной торговли.
Розничная торговля имеет свои виды. Она производится через универсальные и специализированные магазины, посылочную торговлю, реализацию товаров посредством каталогов и заказов. У нас ныне розничная торговля осуществляется в трех основных формах: государственной, кооперативной и открытой рыночной. Кроме того, существует разветвленная сеть общественного питания.
Товарное
обращение функционирует в
Рынок ценных бумаг предполагает движение облигаций и акций. Облигации представляют собою долговые обязательства, выдаваемые государством на определенных условиях при выпуске внутреннего займа. Продажа облигаций является средством мобилизации доходов трудящихся на нужды народного хозяйства.
Акции — это ценные бумаги, свидетельствующие о вложении определенной суммы денег в развитие предприятий, учреждений или организаций. Доход по акциям колеблется в зависимости от доходности производства. Курс акций находится в прямой зависимости от доходов предприятий и в обратной — от уровня банковского процента. В существующих ныне независимых государствах в достаточной мере отработан механизм продажи облигаций. Что же касается акций, то здесь сделаны первые шаги, хотя и весьма противоречивые из-за высокой инфляции. Развитие рынка ценных бумаг требует четкой работы фондовой биржи, осуществляющей движение названных ценных бумаг.
Инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка представляет собою систему специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.
Ядром рыночной инфраструктуры выступает банковская система. Она представляет собою мощную финансовую организацию, включающую ряд соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит прежде всего государственный (национальный) банк, затем следуют коммерческие и ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.
Центральный (национальный) банк страны осуществляет эмиссию (выпуск) денежных знаков, регулирует денежное обращение, ведет кредитование коммерческих банков, выполняет расчетные операции,
Коммерческие банки выполняют кредитование и расчетные операции. Необходимые для этих целей денежные знаки отчасти получают от Центрального банка, а отчасти — через посредство аккумулирования у себя временно свободных денежных средств, имеющихся у частных лиц, учреждений, организаций, иностранных вкладчиков.
В современных условиях банки все чаще выступают в роли инвесторов, вкладывая свои средства в ценные бумаги, преимущественно в облигации. Посредством этого они как бы кредитуют государство. Коммерческие банки предоставляют гражданам ссуды для приобретения товаров длительного пользования, строительства домов, дач и т.д. Коммерческие банки развивают трастовые (trust — доверие), или доверительные операции. В этой своей роли банки на доверительной основе, выполняя роль опекуна, распоряжаются имуществом физических и юридических лиц. Подобно Центральному, коммерческие банки выполняют множество кассово-расчетных операций для населения, предприятий и организации.
Наряду с банковской системой важным звеном рыночной инфраструктуры выступают биржи. Речь идет о товарных, фондовых биржах и бирже труда. Биржа — это организованный оптовый рынок с аукционной куплей-продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Предысторию бирж образует торговля. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. Первые биржи в мире появились еще в XV — XVI вв. Своей прародиной они имеют Италию, в частности, такие города, как Венеция, Генуя, Флоренция. Однако само слово “биржа” произошло из Нидерландов. Именно там, в г. Брюгге, очень известной в мире была вексельная торговля. На площади города, возле дома знатного менялы и маклера Ван дер Бурсе, где по соседству была гостиница и склады для товаров, собирались купцы из разных стран, но особой популярностью это место пользовалось у итальянцев. Герб на доме этого менялы был представлен в виде трех кошельков, а название кошелька на позднелатинском изречении — bursa. Место возле дома менялы по названию кошелька стало называться биржа. В последующем биржи быстро распространились в Голландии, Англии, Португалии, Испании. В Америке появились знаменитые Чикагская и Нью-йоркская биржи.
В России первая официальная биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1703 г., но до начала XIX в. она не была оживленной. К 1914 г. в России действовало 115 бирж, но в связи с первой мировой войной многие биржи были закрыты, хотя “черные” биржи функционировали вплоть до октябрьской революции. Декретом СНК от 23 декабря 1917 г. биржи и всякие сделки с ценными бумагами были запрещены. В последующем в СССР биржи существовали в период 1921—1930 гг. Становление рыночных отношений в странах СНГ привело к возрождению бирж.
Различают товарные, фондовые и валютные биржи. Товарные биржи могут быть специализированными (торгуют одним-двумя товарами) и универсальными (продаются разнообразные товары). Все зависит от сложившихся в стране традиций. Кроме этого, биржи подразделяются на национальные и международные.
На фондовой бирже осуществляются операции с ценными бумагами. Сейчас в мире функционирует свыше 200 фондовых бирж, которые размещены в более чем 60 странах. Что касается валютных бирж, они не получили достаточного распространения. Имеющиеся валютные биржи размещены в Германии и Франции. В большинстве государств валютные операции осуществляются на межбанковском валютном рынке.
Функции рынка. Функции рынка многообразны. Рассмотрим важнейшие из них. К числу подобных следует отнести функцию регулирования общественного производства. Дело в том, что фирмы, корпорации могут определять ситуацию на рынке лишь посредством экспертных оценок. Фирма может проанализировать конъюнктуру рынка и на этой основе сделать прогноз своих действий. Но окончательная ситуация выяснится после поступления товаров на рынок. Устанавливаемое здесь соотношение спроса и предложения предопределит, какие товары и в каком объеме нужны потребителю, тем самым скорректируется производство относительно нужд и запросов покупателей материальных благ и услуг.
Весьма
важна для экономики ценообразу
С ценообразующей тесно связана информационная функция рынка. Она чрезвычайно важна и для продавца, и для покупателя. Эту информацию получают непосредственные субъекты рыночных отношений, позволяющие принимать тактические и стратегические действия на рынке товаров и услуг. Но информационная функция еще более важна потенциальным участникам рыночных отношений. Она выполняется товарными и фондовыми биржами, снабжая читателей оперативными сведениями об уровне цен, числе состоявшихся продаж и т.д.
Следующей функцией рынка можно назвать конкуренцию, а точнее — конкурентообразующую. Конкуренция — очень важный двигатель научного и технического прогресса, соперничества между производителями и предпринимателями. Важна здесь не фиксирующая сторона дела (она также имеет значение), а то, что рынок посредством своего механизма и выполняемых функций формирует конкурентную среду. Самым мощным оружием конкуренции выступают издержки и цены, а рынок в этом аспекте дает очень четкую и всеобъемлющую информацию. В этом плане вполне оправдан тезис о том, что рынок и конкуренция в известном смысле — синонимы, так как одно без другого не существует. Конкуренция принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста. Но конкуренция обладает и разрушительной силой.
С учетом этого целесообразно выделить санирующую функцию рынка. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет. Не выдерживающие конкуренцию производства сходят со сцены. Конечно, их можно преобразовать, модернизировать, сохранив при этом прежние названия, но на рынке будут выступать не прежние, а новые производители и продавцы. Посредством санирования рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизненных субъектов, но побуждает к развитию молодую, полную жизни производственную поросль.
Рассмотрим рынок общественного питания в России под влиянием кризиса.
Одним
из бурно развивающихся рынков за
последние три года, является рынок
общественного питания. В 2008 году в
крупнейших городах России работало
393 российских и международных сетей
заведений общественного питания (объединяющих
под одним брендом 3 и более точки), а на
10 крупнейших сетей приходилось около
30% от общего количества сетевых заведений
общественного питания, работающих на
территории России.
В последние годы ресторанный бизнес привлекал
все больше инвесторов из самых разных
сфер бизнеса. В условиях экономического
роста страны и благосостояния населения
рынок был достаточно привлекательным.
Значительную долю среди открывающихся
ресторанов в последнее время занимают
японские суши-бары. Для предприятий общественного
питания большое значение имеет наличие
так называемого «якоря», обеспечивающего
постоянный поток клиентов. Именно поэтому
большая часть ресторанов расположена
в центральных районах, что объясняется
привлекательностью центра города для
времяпрепровождения жителей и гостей
города.
Однако
в ресторанном бизнесе есть и
отрицательные стороны. Так, в России
отсутствует серьезный рыночный
опыт в ресторанной сфере и
многолетние традиции. Кроме того,
нет наработанной методологической
базы, помогающий вести бизнес. Еще одна
ошибка инвесторов, пришедших на ресторанный
рынок из других сфер бизнеса, - ставка
на ту кухню, которую знают и понимают.
Однако этого недостаточно. Для того чтобы
ресторан начал приносить прибыль, необходимо
построение грамотной маркетинговой политики,
нацеленной на привлечение и удержание
целевой аудитории.
Поэтому следует заранее проинформировать
население об открытии заведения, а затем
поддерживать постоянный интерес к нему.
Эксперты отмечают, что среднедушевые
затраты на ресторанные услуги в России
значительно ниже аналогичных показателей
других стран. К примеру, в 2007 году в России
среднедушевые затраты на питание вне
дома составили чуть менее 4 тыс. руб. на
одного человека в год. Это значительно
меньше, чем в США (38 тыс. руб. на 2006 год),
Франции (25 тыс. руб. на 2006 год) и Германии
(12 тыс. руб. на 2006 год). Такое отставание
показателей России свидетельствует о
высоком потенциале ресторанного рынка
и его недостаточной насыщенности.
Структура рынка менялась на разных этапах его развития. На протяжении первой половины 1990-х годов безусловными лидерами рынка были киоски и палатки, а также дорогие рестораны. И это точно соответствовало структуре общества, которое делилось на очень богатых и очень бедных.
Последовавший
продолжительный экономический
рост повысил благосостояние и жизненный
уровень среднего класса, который
начал активно наверстывать упущенное.
В результате в последние годы и вплоть
до начала мирового финансового кризиса
основной вклад в развитие рынка вносили
предприятия демократичного сегмента.
При этом наиболее динамично развивался
сегмент фастфуда, а его ежегодный рост
составлял 20-27%. В свою очередь сегмент
элитных ресторанов замедлил темпы роста.
Наблюдалась также тенденция активного
роста рынка в регионах, поскольку наладить
бизнес в Москве сейчас уже достаточно
сложно из-за нарастающей конкуренции,
высоких арендных ставок и недостатка
квалифицированных кадров. Таким образом,
Москва на несколько лет опережает в развитии
другие регионы, и уже успела пройти фазу
интенсивного роста. В связи с этим темпы
роста московского рынка в 2008 году уже
оказались ниже аналогичного показателя
для России.
Индекс
физического объёма оборота общественного
питания за первый квартал 2009 года составил
92,8% к соответствующему периоду предыдущего
года. По итогам 2008 года этот показатель
был равен 112,3% к соответствующему периоду
предыдущего года.
Аналогичный показатель для 2006 и 2007 года
составил 115,8% и 114,7% соответственно (рисунок1),
Информация о работе Рынок, его роль и условия существования. Структура и модели рынка