Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:22, контрольная работа
Рыночная система прошла длительный процесс эволюции. Возникновение элементов рынка связано с появлением в рамках натурального хозяйства обмена, основанного на прибавочном продукте и общественном разделении труда. Простое и капиталистическое товарное производство экономисты определяют как этапы развития рынка. Развитое рыночное хозяйство характеризуется высоким уровнем технологии, смешанной формой собственности, экономической обоснованностью, свободой предпринимательства и вмешательством государства в экономику.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Причины возникновения рыночной экономики…………………….4
Глава 2 Структура и функция рынка………………………………………….9
Глава 3 Государственные вмешательства в рыночную экономику………..21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………..26
Рисунок 1. Индекс физического объёма оборота общественного питания в 2006 – 2008 годах
Наступивший кризис оказал влияние и на перераспределение долей между игроками различных ценовых сегментов рынка. Так, доходы ресторанов верхнего ценового сегмента с ноября 2008 года по март 2009 года снизились на 20-30%, а низкого – выросли на тот же порядок. Относительно стабильным является средний ценовой сегмент, который продолжит свой рост после исчезновения последствий кризиса.
В
первом квартале 2009 года рынок вырос
незначительно по сравнению с
аналогичным показателем
Кризис ударил по общепиту премиум-класса
и помог недорогим заведениям. Торговый
оборот дорогих ресторанов снизился на
25-30%.
Между тем, в сетевых ресторанах и кафе
средней ценовой категории, а также в небольших
точках общепита с доступными ценами количество
посетителей не уменьшилось, а где-то даже
увеличилось.
Так, в сегменте фастфуда посетителей меньше не стало, хотя средний чек и уменьшился на 4%.
Основные
проблемы, которые приходится решать
владельцам сетей общественного питания
следующие: дефицит персонала, рост цен
на продукты и слабое развитие франчайзинга
в России.
Но главная проблема рынка – поиск помещения,
отвечающего необходимым параметрам и
расположенного в месте c высокой проходимостью.
Открытию заведений в отдельных зданиях препятствуют высокие цены на недвижимость. Подходящие помещения найти несложно, но аренда слишком дорога. Этим объясняется интерес владельцев данной отрасли к торговым центрам (ТЦ) – наличием площадей и высоким потоком посетителей.
Спрос
на питание вне дома трудно назвать первоочередным,
поэтому из-за кризиса население начинает
экономить на питании вне дома. Игроки
рынка это понимают и завлекают посетителей
скидками и акциями. Чаще предприятия
быстрого питания закрываются, когда их
тянут за собой соседи по аренде. Если,
например, офисный центр опустел, то и
фудкорт там больше не нужен. По некоторым
данным, в 2008 году в Москве было закрыто
215 ресторанов и кафе, за два месяца 2009
года - еще 25. При этом с начала прошлого
года открылось 358 таких заведений и чистый
прирост составляет 118 заведений. Если
выживание и даже укрепление фастфуда
в кризис было предсказуемо, то ресторанам
среднего сегмента многие прочили гибель.
Однако пока никаких громких разорений
не было. Эксперты называют рынок общественного
питания в России одним из наименее пострадавших
от кризиса, в том числе из-за менталитета
российских потребителей: для европейца
абсолютно нормально экономить на еде
ради новой машины или дома, а россиянину,
попробовавшему хорошей жизни, психологически
тяжело изменить приобретенным социально-гастрономическим
привычкам.
Те заведения, которые продолжают функционировать,
активно разрабатывают антикризисные
программы.
Среди основных антикризисных мер следует выделить:
1. Снижение затрат. Около 45 процентов заведений уже перешли на отечественное сырье. Почти две трети демократичных кафе и ресторанов уменьшили закладки мясных и рыбных ингредиентов. Проблема цены сырья не обходит стороной и фастфуд. Закупка картошки в "Крошке-картошке" подорожала не меньше, чем рыбы — в дорогих японских ресторанах. Калиброванный картофель весной приходится покупать в Голландии: наш просто не может долежать до апреля. В целом, не менее 30% сырья в сети — импорт, соответственно, оно и подорожало на треть вместе с валютой. И то, что закупается у нас, стало дороже: в отечественных продуктах велика зарубежная составляющая.
2.
Снижение торговой наценки.
3.
Пересмотр штатного расписания.
Например, в Санкт-Петербурге, почти
треть предприятий питания
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Глава 3
Государственные
вмешательства в
рыночную экономику
Необходимость государственного регулирования рынка. Проведенный в предыдущих разделах анализ показал, что рынок выступает наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Но ее не следует абсолютировать. Дело в том, что для успешного функционирования рыночной системы необходимы определенные разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе определиться не может, его должно установить государство. Или другой пример: рынок предполагает свободу предпринимательской деятельности, но каждый гражданин воспринимает экономическую свободу по-своему. Если эту свободу не регламентировать законодательством, в обществе не будет никакой свободы, а возникнет анархия и беспредел. Государство необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, оно должно отработать механизм, стимулирующий трудовую деятельность людей.
Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается ходом производства или воспроизводственным процессом. Возьмем для примера проблемы циклических колебаний в экономике. Резкие спады производства, инфляция, безработица не могут быть устранены или в крайнем случае в социально допустимых пределах не могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не способен возвратить экономику в необходимое рыночное равновесие, а наоборот, готов ввергнуть ее в еще более жесткие потрясения. Без регулирующей роли государства здесь просто не обойтись. Так, на грань катастрофы привел экономику мировой кризис 1929—1933 гг. и только государственное вмешательство в рынок, по рецепту Дж.Кейнса, спасло хозяйствующие системы многих цивилизованных стран. Несовершенства рыночных отношений уже давно компенсируются экономическими функциями государства, к сожалению, наши многие не только теоретики, но и практики именно в рынке видят панацею от всех хозяйственных бед.
Анализ следует дополнить тем, что многие сферы социально-экономической жизни вовсе не приемлют рыночный механизм отношений. Это в значительной степени относится к сфере социальной жизни общества. Как, например, можно решить жизненные проблемы инвалидов, престарелых, больных тяжелыми болезнями? Как можно в наших условиях решить без вмешательства государства судьбы пенсионеров? Можно привести в пример и позитивные факторы. Япония на рубеже нынешних веков предполагает осуществить переход к обязательному высшему образованию. Естественно, что без государственного вмешательства это осуществить невозможно. Нельзя реализовать космические программы без активного содействия государства. Это еще раз подчеркивает тезис о том, что государство и рынок в своей деятельности неразделимы.
Границы вхождения государства в рынок. Конкретные действия государства в случае разбалансированности рынка прогнозировать заранее трудно, иногда и невозможно. Они требуют оценки ситуации. Поэтому допустим, что рыночный механизм успешно саморегулирует экономические процессы и попытаемся для этих условий определить, где и в каких масштабах должны осуществляться при этом регулирующие функции государства.
Обратим внимание на то, что любое общество имеет сферы деятельности, доступные исключительно государству. Сюда относится политическая сфера, оборона страны, в ведении государства обычно находятся такие базовые отрасли экономики, как добывающая промышленность, энергетика, коммуникации, охрана общественного порядка, медицинская безопасность населения и т.д. Здесь границы вмешательства государства должны определяться экономическими возможностями и социальными потребностями.
В ряде случаев рынок не в состоянии обеспечить равновесие в силу очень сложных или очень масштабных экономических или социальных дефектов. Возникают так называемые внешние эффекты, на которые рынок просто не реагирует. Для Республики Беларусь таким внешним эффектом явилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Для всего цивилизованного мира таким внешним эффектом является загрязнение окружающей среды. Здесь социальные затраты становятся намного больше рыночных и эту разницу должно покрывать государство за счет общественных средств.
Развитие
фундаментальных научных
Есть и вовсе исключительная сфера деятельности государства. Речь идет о защите интересов национальной экономики на международном рынке, куда входят мероприятия по контролю за миграцией капиталов, рабочей силы, обеспечение платежного баланса страны, поддержание курса валюты и т.д. Не следует при этом также упускать из вида такую важную регулирующую функцию государства как правильную организацию денежного обращения.
Модели рыночной экономики. Для стран цивилизованного мира подобные модели уже отработаны. При переходе к рынку можно избрать какую-то из уже действующих моделей и ориентироваться на нее при осуществлении рыночных преобразований. Для многих может оказаться приемлемой либерально-демократическая модель рынка США. Она предоставляет много прав саморегулированию субъектов рыночных отношений. Такая система обычно внешне привлекательной кажется начинающему свое дело бизнесу. Но где больше прав, там обычно больше и ответственность. Это положение мало кем учитывается, поэтому при первой встрече с реальными фактами терпит неудачу: разоряется или вступает в противоречие с законом.
Для многих западных развитых стран (Германия, Швеция, Австрия) типична социально ориентированная рыночная экономика. Рыночное саморегулирование в ней ограничено. Ведущую позицию в жизни общества занимает государство. Приоритет здесь отдается социальным проблемам над экономическими и другими проблемами. Государство под свой непосредственный контроль взяло проблемы занятости населения, подготовки и переподготовки кадров, образования, медицинского обслуживания, культуры и т.д. Оно регулирует эти процессы и достигнуто здесь многое. Так, образование, как и медицинское обслуживание в основе своей бесплатное. Гарантированы населению социальные блага, что привлекает простого обывателя. Поэтому многих привлекает так называемая “шведская модель социализма”.
Однако
следует отметить, что каждая страна
должна избирать свой путь движения к
цивилизации и прогрессу, опираться на
свои возможности и национальные особенности.
Критерием для движения к саморегулирующемуся
рынку или регулируемой государством
рыночной системе должна быть эффективность.
Если дешевле государственное регулирование,
следует избирать его, но в случае более
эффективного саморегулирования рынка
надо идти по этому пути.
Заключение
Проблема изучения современной теории рынка важна, т.к. экономика всех практически современных стран функционирует на основе рынка. По мере развития общественного производства развивается рынок, степень развитости обмена определяется глубиной общественного разделения труда, которое позволяет на конкретном историческом этапе развития преодолеть ограниченность, редкость экономических ресурсов.
Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи раскрывает его структура и инфраструктура. Экономика представляет собой постоянное движение массовых потоков товаров, которые производятся и доставляются потребителям. Поэтому структура рынка представлена совокупностью рынков, классифицируемых по объектам рынка и его субъектами.
Сущность же рынка определяется его основными экономическими функциями, к которым относят: функцию регулирования общественного производства, ценообразующую, информационную, стимулирующую, санирующую.
Степень
же развитости связей в рыночной организации
характеризует уровень
Информация о работе Рынок, его роль и условия существования. Структура и модели рынка