Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью можно выделить задачи написания работы:
1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации.
2. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики.
3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение 2
1. Рынок и рыночная экономика. Субъекты рыночных отношений. 4
2. Структура и инфраструктура рыночной экономики. 15
3. Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка. 20
4. Особенности формирования рыночных отношений в России 26
Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 7.docx

— 86.15 Кб (Скачать документ)

В этих условиях  правительство принимает решение  несколько отойти от концепции реформы, принятой еще  в конце 1989 года, и реализовать  программу  форсированного перехода к планово-регулируемой  рыночной экономике. Но, поскольку данная программа  предусматривала первоочередную реформу  государственных  розничных, оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой различные цены на товары народного потребления должны были возрасти, она не была принята Верховным Советом СССР.

К осени 1990 года правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета СССР  третий вариант программы с более ”смягченной

Рыночная  экономика — экономика, основанная на принципах:

  • предпринимательства;
  • многообразия форм собственности на средства производства;
  • рыночного ценообразования;
  • договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
  • ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство, равные возможности.

По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем  принято понимать основанную на свободе  договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном  обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой  не более чем одну из исторически  обусловленных и исторически  преходящих форм товарообмена и товаро -распределения.

Основные  черты:

  • отбор наиболее эффективных технологий и организационных систем;
  • многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной);
  • полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
  • свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции;
  • прогрессивная налоговая политика.

Рыночная  экономика эффективна только в условиях не здоровой конкуренции, которые невозможно достичь путем саморегулирования. В остальных других условиях, рыночная экономика не защищает интересы потребителей, а загоняет их в безысходное положение, когда приходится выбирать дорогое из дорогого и плохое из плохого.

Рыночная  экономика имеет  свои преимущества и  недостатки.

К преимуществам  следует отнести следующее:

  • способствует более эффективному использованию ресурсов;
  • вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптировать к изменяющимся условиям производства;
  • создает условия по оптимальному использованию НТП при создании новых товаров, внедрению современных технологий. Методов организации и управления производством;
  • обеспечивает свободу выбора, действий потребителей и производителей;
  • нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг.

К недостаткам  следует отнести следующее:

  • не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов;
  • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
  • не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного пользования;
  • не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования;
  • не гарантирует прав на труд, отдых, доход;
  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости;
  • не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
  • экономика подвержена нестабильному развитию, возникновению инфляций.

Субъекты  рыночных отношений.

    Рыночный  механизм потребительского рынка представляет сложную систему из:

    - объектов рынка (товары, услуги, деньги);

    - субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной  власти);

    - предпринимательской силы;

    - связей между субъектами (кооперация, конкуренция);

    - ценового механизма (механизма  формирования потребительских цен  и распределения экономических  ресурсов);

    - средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования);

    - информации о решениях принимаемых на рынке потребителями, производителями, государством).

    Объектами рынка являются товары потребительского назначения и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и  факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при  этом обычно рассматриваются все  финансовые активы, важнейшими из которых  являются сами деньги.

    Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей  выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

    Взаимодействие  всех субъектов наглядно реализуется  в модели кругооборота ресурсов, продуктов  и доходов.

      Существуют следующие виды субъектов рынка:

  1. Домашнее хозяйство.
  2. Банки.
  3. Предприятия.
  4. Государство.

    Рассмотрим  подробнее каждый из субъектов рыночной экономики:

    1. Домашнее хозяйство (экономическая  единица в составе одного или  нескольких человек) -  с одной  стороны, является покупателем  товаров и услуг, с другой  – имеет в своем распоряжении  факторы производства (труд, землю,  которую можно продать или  сдать в аренду).

    Они обеспечивают производство и воспроизводство  человеческого капитала. Они могут  владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами  средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей. Немаловажно то, что они самостоятельно принимают решения на потребительском рынке.

    2. Банки - это особая, финансово-кредитная  организация, которая на потребительском  рынке регулирует движение денежной  массы, необходимой  для нормального  функционирования рынка.

    Основная  функция банков - сосредоточивать у себя денежные средства и предоставлять их в ссуду.

    Виды  банков:

    • Центральный банк
    • Коммерческие банки
    • Специализированные банки

    Наконец, сейчас для банковской системы характерно быстрое расширение безналичных  расчетов. Можно предположить, что  в будущем подавляющая часть  всех платежей будет проводиться  с помощью банковских чеков, кредитных  и дебетовых карточек и “электронных денег”.

    3. Предприятие - это экономическая единица, которая:

    - использует факторы производства  для изготовления продукции с  целью ее продажи;

    - стремится к увеличению прибыли;

    - самостоятельно принимает решения.

    В хозяйственной практике понятия  «предприятие» и «фирма» имеют  некоторое отличие. Предприятие  выражает технологические и организационные  аспекты хозяйственной деятельности субъекта. Фирма – более общее  понятие, включающее помимо указанных  аспектов и правовой.

    В развитой рыночной экономике предприятия  разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; мелкие (численность работников 10-15 человек);  средние  (численность  50-500 человек);  крупные (численность 500 человек, как правило, акционерные общества).

    4. Государство - на потребительском  рынке оно представлено правительственными  учреждениями, которые осуществляют  политическую и юридическую власть, в целях осуществления общественных  потребностей. Государство является  императивным субъектом рынка,  его распоряжения обязательны  для всех остальных.

      Государство в условиях рыночной  экономики выполняет регулирующее  воздействие следующими средствами:

    • Правовое регулирование.
    • Финансовое регулирование.
    • Государственное предпринимательство.
    • Социальное регулирование.
    • Поддержка средств массовой информации.

    Взаимосвязь всех участников рыночной деятельности неоспорима. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника  рынка зависит от благополучия других.

    Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют  свои экономические интересы, которые  могут совпадать или противоречить  интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально  удовлетворить свои желания и  потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного  разделения труда и, чтобы реализовать  свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

  1. Структура и инфраструктура рыночной экономики.
 

Рынок имеет сложную структуру и  охватывает своим влиянием все сферы  народного хозяйства.

Экономическая структура рынка  определяется:

  • функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
  • структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;
  • особенностями сферы товарного обращения;
  • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;
  • видами торговли.

Эти особенности  накладывают своеобразный отпечаток  на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и многосубъектности хозяйствования) приобретает свои специфические черты.

По  структуре рынки  можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

  • рынки предметов потребления и услуг;
  • рынки средств производства;
  • рынки научно-технических разработок;
  • рынки ценных бумаг;
  • рынки рабочей силы.

Информация о работе Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики