Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью можно выделить задачи написания работы:
1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации.
2. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики.
3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение 2
1. Рынок и рыночная экономика. Субъекты рыночных отношений. 4
2. Структура и инфраструктура рыночной экономики. 15
3. Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка. 20
4. Особенности формирования рыночных отношений в России 26
Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 7.docx

— 86.15 Кб (Скачать документ)

Формирование  таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим  инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных  баз, коммерческих центров, системы  предприятий оптовой торговли.

2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:

  • рынки товаров производственного назначения;
  • рынки товаров народного потребления;
  • рынки продовольственных товаров;
  • рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья  формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения общественных потребностей страны в продовольствии, а также  для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских  товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса населения, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

  • внутрирегиональные;
  • межрегиональные;
  • республиканские;
  • межреспубликанские;
  • международные (мировые).

Формирование  таких рынков особенно актуально  в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.

По степени  ограничения конкуренции различают монопольный, олигополь-ный, межотраслевые рынки.

По  видам субъектов  рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

  • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
  • рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями – отдельные граждане;
  • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).

Оптовая торговля существует в двух видах:

Первый  – это установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Обычно такого рода связи устанавливаются  в рамках устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия).

Второй  вид оптовой торговли – установление связей через оптовые базы, коммерческие центры, биржи, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими  потребителями (предприятие, выпускающее  различные подшипники, которые необходимы сотням и тысячам предприятий  и организаций). Переход к оптовой  торговле возможен при создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и  т. п.).

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».

Виды  рынков. Исследование структуризации рынков позволяет выделить основные виды рынков:

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.

Финансовые  рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального  продукта – инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные  рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

  1. деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
  2. деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
  3. деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
  4. Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка.

Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях:

Первая  и одна из главных функций рынка  – ценообразование.

Механизм  установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за

усилия  в предпринимательстве, или беспощадным  наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях. Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура  выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их

предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики. Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является  «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле

синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса. Также  к важнейшим функциям относятся:

1.     Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется

в том, что при росте спроса на товар  производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться.

2.     Стимулирующая функция. При понижении цен производители

сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

3. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях

бездефицитного  производства (когда покупатель имеет  выбор, отсутствия

монопольного  положения в производстве, наличия  нескольких производителей и состязательности между ними).

4.     Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макро-пропорции в экономике, в производстве и обмене.

5.     Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов

самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия  происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. 

  Механизм функционирования рынка

Фактически  речь идёт о целой системе, совокупности принципов, исполнение

которых с учётом их взаимной связи и взаимодействия и является механизмом действия рыночной экономики. 
 

Таблица1. Принципы функционирования рынка               

           
   
       
       
     
       
         
 

    

               

     Несовершенство  рынка.  

     Итоги долгого развития экономической  теории можно свести к двум простым  утверждениям: 
       1). рынок способен решать главные экономические проблемы; 
       2). рынок не способен решать ряд задач, важных для общества. 
       Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали, что: 
       1). после создания крупного масштабного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач; 
       2). дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка – на основе составляемых государством централизованных планов. 
       Однако исследования учёных, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в России, показали, что: 
       - механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить; 
       - централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов. 
       Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечества. Надо лишь научиться компенсировать слабости (несовершенства) рынка и смягчать последствия порождаемыми этими слабостями ошибок. 
       Слабость (несовершенство) рынка –неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще, или наилучшим образом. Причины слабости рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удаётся соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества. 
       Назовём наиболее важные из них: 
       1). никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка; 
       2). среди продавцов с одной стороны, или покупателей, с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок; 
       3). всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нём (кто, что, где, когда и по какой цене продаёт); 
       4). все затраты по любой сделке должны покрываться только её участниками и им же должны доставаться и все выгоды от неё; 
       5). государство и общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам. 
       Если условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежно начинают работать с ошибками. 
       И когда возникает необходимость во вмешательстве в экономическую жизнь общества государства. 
       Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берёт на себя решение нескольких задач: 
       1). устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка; 
       2). смягчение неравенства доходов и богатства за счёт их частичного перераспределения. 
       Слабости (несовершенства) рынка проявляются в: 
       1). возможности монополизации рынков; 
       2). трудности создания общественных благ на коммерческой основе; 
       3). возникновение внешних эффектов или внешних затрат; 
       4). образование социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

Информация о работе Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики