Рынок олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание

В работе рассмотрены основные черты олигополии. Модели олигополии.

Содержание

Введение
Глава 1. Поведение фирмы на рынке олигополии………………………5
1.1. Основные характерные черты олигополии………………………5
1.2. Модели олигополии………………………………………...……..8
1.3 Лидерство фирмы по цене…………………………………………17
1.4 Лидерство барометрической фирмы……………………………...19
Глава 2. Проблема тайного сговора………………………………………20
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая эконом.теория 1.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Поведение  фирмы на рынке олигополии………………………5

    1.1. Основные характерные черты олигополии………………………5

    1.2. Модели  олигополии………………………………………...……..8

    1.3 Лидерство  фирмы по цене…………………………………………17

    1.4 Лидерство  барометрической фирмы……………………………...19

Глава 2. Проблема тайного сговора………………………………………20

Заключение

Список использованной литературы

 

    Введение

 

    Цель  моей курсовой работы, изучение поведения  фирмы на рынке олигополии. Управление любым предприятием наряду с множеством проблем, таких, как набор квалифицированного персонала, обеспечение бесперебойной работой имеющегося оборудования, своевременная поставка необходимого сырья, сбыт продукции, решает еще одну, важнейшую задачу – как добиться прибыльности производства, и более того, как получить максимальную прибыль. Задача о получении максимальной прибыли давно изучается экономистами, и ее решение найдено и связано с анализом маржинальной выручки и маржинальных затрат. Фирмы, анализируя эти величины, принимают решение о количестве выпускаемой продукции и об устанавливаемой ими цене. Таким образом, стремление фирм к получению максимальной прибыли влияет на рыночное предложение, и в конечном счете, на объем выпуска и на цену.

    Изменения в технологии производства или в  ценах ресурсов приводят к изменениям в маржинальных затратах, а изменения в спросе на продукцию приводят к изменению в маржинальной выручке. Зная алгоритм принятия фирмами решений об объеме производстве и о цене, можно прогнозировать, каким именно будет изменение рыночного предложения, и соответственно, изменения цен и объемов.

    Как свидетельствует статистика, большинство  производимой продукции продается  на рынках, имеющих структуру олигополии. Поэтому важно понять механизм получения  максимальной прибыли на олигополистическом рынке, особенности, выделяющие этот рынок из множества других рыночных структур. Понимание этого механизма позволит лучше прогнозировать поведение фирм, изменения их решений в ответ на изменение каких-либо внешних факторов (например, изменение цен ресурсов, появление на рынке новых продавцов, например, иностранных и т.п.).

    Олигополистические  рынки могут иметь разную структуру, что отражается на механизме максимизации прибыли. Выделяют олигополию со сговором и «конкурирующую олигополию», а  при конкурирующей олигополии могут быть фирмы – ценовые лидеры, либо рынок может быть поделен в примерно равной пропорции. В каждом случае подходы к максимизации прибыли различны. Поэтому необходимо тщательное изучение структуры олигополистического рынка, прежде чем заниматься максимизацией прибыли.

    На  олигополистических рынках продаются  такие важные для деятельности всей экономической системы товары и  ресурсы, как сталь, нефть, уголь, автомобили, и т.д. Таким образом, понимание  механизма получения максимальной прибыли на олигополистическом рынке важно как для отдельных фирм, так и для прогнозирования процессов в экономической системе в целом.

 

    Глава 1. Поведение фирмы  на рынке олигополии

    1. Основные характерные черты рынка олигополии
 

    Олигополия- это ситуация на рынке, характеризующаяся присутствием нескольких (от 3 до 7) крупных фирм, продукция которых может быть как однородной, так и дифференцированной.

    Для рынка олигополии характерно:

- Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий, принципиальным следствием чего являются их особые взаимоотношения, тесная взаимозависимость и острое соперничество во всех сферах деятельности.

- Производство как однородной, так и дифференцированной продукции

    Тип олигополии Чистая, или  однородная олигополия Дифференцированная  олигополия
    Характер  производимой продукции Продукция однородная, товары отрасли являются совершенными заменителями     Продукция дифференцированная, товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями
        Пример     Рынок цемента, стали, алюминия, меди, свинца, газетной бумаги, вискозы     Рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива
 
 

- Высокая монопольная (рыночная) власть отдельной фирмы (больше, чем на конкурентном рынке, но меньше, чем при чистой монополии).

- Высокие барьеры вхождения на рынок, При рассмотрении данной характеристики различают уже сложившиеся и молодые рынки:

  Сложившийся рынок Молодой рынок
Динамика  отраслевого спроса Крайне медленный  рост Быстрое, динамичное расширение спроса
Размер  минимально эффективного производства Очень высокий Относительно  небольшой
Первоначальные  капиталовложения Очень высокие Относительно  небольшие
Характер  дифференциации продукции Господство  хорошо известных торговых марок Активное продвижение новых торговых марок
Возможные последствия роста отраслевого  предложения Сокращение  рыночных цен и падение прибылей Сокращения  цен не наблюдается
Барьеры Очень высокие  барьеры, преодолимые лишь для крупных  конкурентно-способных фирм Относительно невысокие барьеры, возможность появление новых фирм в отрасли
 

    Основная  проблема, с которой сталкиваются все олигополисты, заключается в  необходимости постоянного учета деятельности фирм-конкурентов.

    Теснейшая взаимозависимость фирм на рынке  предопределяет специфику их поведения.

    В отличие от других рыночных структур, олигополист всегда учитывает, что  выбранные им цены и объем выпуска  напрямую зависят от рыночной стратегии  его конкурентов, которая в свою очередь определяется выбранными им решениями.

    В силу этого фирма, действующая на рынке олигополии:

    а) не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную,

    б) не имеет заданной кривой предельного  дохода (также как и 
спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов),

    в) не имеет четкой точки равновесия (подобно тому,  
как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии),

    г) не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

    Многообразие  форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.

    Условно принято разделять олигопольные рынки разделяют на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники:  
 

    Тип олигопольного  рынка Некооперированная олигополия Кооперированная олигополия
        Характер  поведения фирм на рынке     Фирмы        действуют независимо, на свой страх и риск     Фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или каким-либо другим способом
    Основные  экономические модели, описывающие  данный тип рынка Модель Курно, модель ломаной кривой спроса Модель картеля, модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство)
 

    Рассмотрим  эти модели более подробно. 

    1.2 Модели олигополии

    Модель  Курно

 

    Модель  была разработана французским экономистом  и математиком Огюстеном Курно (Augustin Cournot) в 1838 году и описывает рыночное равновесие в условиях некооперированной олигополии.

    Для примера представим небольшой курортный  городок, славящийся своими минеральными источниками. Производство и реализация минеральной воды находятся в  руках двух скважин: одна из них принадлежит фирме1, другая - злейшему конкуренту - фирме2. Многолетняя вражда исключает какие-либо переговоры между руководителями фирм.

    Фирмы схожи как по размерам, так и  уровню своих издержек (для простоты примем постоянные издержки равными нулю, FC1=FС2=0). Минеральную воду фирмы реализуют на местном рынке. Рыночный спрос известен и имеет вид линейной функции, Р=a-bQ. Совокупный объем производства двух фирм Q=Q1+Q2

    Каждая  фирма стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма1 полагает, что возможный объем выпуска второй фирмы равен нулю, Q2=0 (то есть является единственным производителем, и спрос на ее продукцию совпадает с рыночным спросом), то она производит в точке оптимума максимально возможный объем.

    Если  возможный объем выпуска второй фирмы будет больше, то фирма1 скорректирует  свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию второй фирмы) и произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если она полагает, что конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, то оптимальный выпуск первой фирмы будет равен нулю, Q1=0.

    Таким образом, оптимальный объем производства фирмы1 будет меняться в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем выпуска фирмы 2.

    Поскольку мы изначально рассматривали две  схожие по издержкам и выпускаемой  продукции фирмы, то их кривые реакции выражены одинаковыми уравнениями.

    Совокупность  точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной  из фирм при выборе объема своего выпуска  на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска. 

      

    На  представленном рисунке R1(Q2) - кривая реакции фирмы1 на величину выпуска, предложенную фирмой 2, и соответственно R2(Q1) – кривая реакции фирмы 2 на величину выпуска, предложенную первой фирмой.

    Точка пересечения кривых реакции обоих фирм, совмещенных на единых координатных осях, показывает равновесные объемы выпуска в условиях некооперируемой олигополии и называется точкой равновесия Курно

    В точке равновесия ни фирма 1, ни ее конкурент не заинтересованы ы увеличении объемов выпуска в одностороннем порядке. Для того, чтобы определить равновесные объемы выпусков обоих фирм, подставим выражение Q2 в уравнение Q1=(a-c)/2b - 0,5*Q2 и наоборот, и получим:

    Q1*=(a-c)/3b

    Q2*=(a-c)/3b

    Как видно из полученного уравнения  и рисунка, равновесный совокупный объем выпуска обоих фирм, действующих  независимо друг от друга, покрывает лишь 2/3 рыночного спроса, равного Q=(a-c)/b, 

Информация о работе Рынок олигополии