Рынок олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание

В работе рассмотрены основные черты олигополии. Модели олигополии.

Содержание

Введение
Глава 1. Поведение фирмы на рынке олигополии………………………5
1.1. Основные характерные черты олигополии………………………5
1.2. Модели олигополии………………………………………...……..8
1.3 Лидерство фирмы по цене…………………………………………17
1.4 Лидерство барометрической фирмы……………………………...19
Глава 2. Проблема тайного сговора………………………………………20
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая эконом.теория 1.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

    В этих условиях одна из фирм отрасли  становится ценовым лидером не потому, что она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу умения правильно отслеживать  изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие).

    Таким образом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъектуры. Вместе с тем, отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии - подождем и увидим.

    Привлекательность ценового лидерства  в любой из его  форм заключается в возможности устранять перегиб кривой спроса

    Фирма, являющаяся полным и признанным ценовым лидером может быть уверена, что конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен. Даже для барометрической фирмы, за которой конкуренты следуют не всегда, вероятность выпрямления ломанной кривой спроса очень высока.

 

Глава 2. Проблема тайного  сговора

    Тайный  сговор – негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

    Если  между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию, и все кривые спроса сливаются в одну. Объем продаж определяется точкой В, где MR=MC. Проекция этой точки на кривую D, т. е. точка А, позволяет определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль (площадь Р0ACN). 

    

    

    

    

      

      

Максимизация  прибыли при тайном сговоре 

    Однако  тайный сговор не может быть прочным  длительное время. Высокий уровень  прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем  больше число участников, тем труднее им договориться между собой. По мере развития производства и насыщения рынка все сильнее сказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора. Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным путем. К объективной дифференциации производителей добавляется субъективный фактор – мошенничество. В обход соглашения осуществляются тайные продажи на льготных условиях. Все эти явления особенно дают о себе знать в условиях спада производства, когда каждый хочет выжить за счет других. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.

    Поэтому в современном мире, чаще всего  встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах).

    Центральная проблема анализа олигополий состоит в предсказании того, в каком случае будет иметь место сговор. Это требует прогноза ситуаций, в условиях которых фирмы будут в состоянии как договориться об ограничении соперничества, так и предотвратить нарушения данного соглашения. Экономисты еще не решили эту проблему полностью, но они выявили целый ряд факторов, делающих сговор более или менее вероятным.

    1. Вероятность сговора тем выше, чем в большей степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничения объема производства. Одна, редко встречающаяся в жизни, крайность состоит в том, что сговор легко достижим в том случае, если контракты между соперничающими продавцами, которые определяют цену и объемы выпуска, будут осуществляться в принудительном порядке через суды. В этом случае угроза судебного разбирательства может удерживать соперников от обмана. Если не существует правовых препятствий для соглашений по ценам и объемам выпуска, но суды не будут осуществлять поддержку исполнения договорных соглашений, то стремящиеся к сговору фирмы должны искать какие-то иные меры защиты от обмана. Наконец, если явный сговор является противозаконным, как в Соединенных Штатах, то заключить договорное соглашение рискованнее и труднее.

    2. Вероятность сговора тем выше, чем меньшее число фирм должно  быть к нему причастно. Когда  в некое дело вовлечено множество  лиц, договориться труднее, и  труднее выявить нарушения в рамках договорного соглашения, когда в нем участвуют много продавцов. К примеру, фермеры США время от времени предпринимают попытки к ограничению выпуска тех или иных видов продукции, но без государственной помощи эти попытки к сговору неизменно проваливаются, поскольку каждый индивидуальный фермер знает, что он может продавать сверх предназначенной для него квоты, не оказывая влияния на рыночную цену, и, таким образом, обманывать, не будучи уличенным. Однако если продавцов всего несколько, то все они находятся в поле зрения друг друга, и в этом случае вероятность того, что обман выявится, выше. Следовательно, высокая концентрация продавцов делает сговор более вероятным, но ни в коем случае не обязательным.

    3. Вероятность сговора выше в  том случае, когда фирмам легко договориться о наилучших совместных действиях и когда соглашение такого рода должно достигаться лишь время от времени. Например, различия в издержках затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене, так как фирмы с высокими издержками хотят установления более высоких рыночных цен, чем фирмы с низкими издержками. При различиях а продукции могут потребоваться соглашения по целому ряду цен. Быстрые изменения в издержках или объемах спроса требуют частых пересмотров договорных соглашений.

    4. Вероятность продления договорных соглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения. Выявление подобных нарушений является трудным делом, если фирмы не могут отслеживать назначаемые их соперниками цены или продаваемые ими количества продукции. Фирмам редко удается договориться не конкурировать друг с другом путем объединения расходов на рекламу или на исследования по большей части потому, что такого рода расходы трудно отследить. С другой стороны, если к фирмам могут быть приписаны постоянные покупатели, возможно, посредством предоставления каждой фирме монопольного положения в некотором географическом регионе, то обман относительно легко выявляется. Например, крупные международные химические компании в период между мировыми войнами поделили между собой весь мир, и каждая продавала в “своих” странах.

    5. Сговор обусловливает повышение  цен и прибылей и тем самым  привлекает новые фирмы. Чтобы  сговор был прибыльным в долгосрочной  перспективе, необходимо предотвратить  проникновение новых продавцов на рынок. В одних случаях имеют место барьеры входа, которые обеспечивают это автоматически; в других — продавцы — участники сговора могут предпринимать действия по оттеснению или устранению новичков. Но время от времени приток новых фирм все же происходит и двигает цены в сторону конкурентного уровня, ограничивая монопольную власть участвующих в сговоре фирм.

 

    Заключение

    Итак, олигополия- это ситуация на рынке, характеризующаяся присутствием нескольких (от 3 до 7) крупных фирм, продукция которых может быть как однородной, так и дифференцированной.

    Основными характеристиками олигополии являются:

    1.  Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий, принципиальным следствием чего являются их особые взаимоотношения, тесная взаимозависимость и острое соперничество во всех сферах деятельности;

    2.  Производство как однородной, так и диверсифицированной продукции;

    3. Высокая монопольная (рыночная) власть отдельной фирмы (больше, чем на конкурентном рынке, но меньше, чем при чистой монополии);

    4.  Высокие барьеры вхождения на рынок

    Основная  проблема, с которой сталкиваются все олигополисты, заключается в  необходимости постоянного учета деятельности фирм-конкурентов. Теснейшая взаимозависимость фирм на рынке предопределяет специфику их поведения.

    Обобщая основные, существенные черты моделей олигополии, следует принять целевую установку на максимизацию прибыли. Этот выбор оправдан не только тем, что прибыль (как целевой фактор) используется в большинстве известных моделей политики предприятия, но и тем, что ориентация на нее как на стоимостной показатель эффективности производства наиболее адекватна механизму функционирования рыночной экономики.

    Более того, в практике следует использовать многопериодный подход к моделированию олигополии. Существует несколько моделей олигополии:

    1. Модель Курно, которая описывает рыночное равновесие в условиях некооперированной олигополии;
    2. Модель ломанной кривой спроса, объясняющая жесткость цен в условиях некооперированной олигополии;
    3. Модель картеля, представляющая крайний случай кооперированной олигополии;
    4. Модель ценового лидерства, основанного на политике сознательного параллелизма.

    Фирма   является лидером по цене при наличии следующих условий:

    1) если фирма контролирует часть  производства и продаж  и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений;

    2) если ее издержки производства являются наименьшими в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т.д.);

    3) если ее продукция выгодно отличается в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т.д.

    Существует два важных преимущества многопериодных моделей.

    Первое  — возможность «самообучения» фирм, когда каждая фирма имеет возможность изучить историю конкурентных действий своих оппонентов и может моделировать их будущие объем выпуска и цены на основе прошлых временных рядов. Для этого можно использовать механизм математических ожиданий. Второе — это то, что общая идея «реагирования» становится более значимой и, самое главное, осуществимой. Наилучший (максимизирующий собственную, но не совместную, прибыль) шаг фирмы в одном периоде может быть «наказан» конкурентами в последующие периоды.

    Олигополия  старается получить высокие экономические прибыли, ограничивая выпуск продукции ранее достижения точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей цены. С другой стороны, крупные олигополистические фирмы необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса, т.е. с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению товара, более низкой себестоимости единицы продукции и в результате — более низким ценам и большему объему производства, чем при действии той же самой отрасли на полностью конкурентных началах.

 

    При изучении фирмы на рынке олигополии и обобщая основные существенные черты моделей олигополии прослеживается их необходимость:

- в получении высокой экономической прибыли;

- в достижении быстрых темпов научно-технического прогресса;

- показатель эффективности производства адекватен механизму

  функционирования рыночной экономики.

    Тайный  сговор – негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

    Проблема  тайного сговора в том, что он не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли привлекает новых производителей в эту отрасль, обостряет конкуренцию, сильнее сказываются различия в спросе и издержках производства участников сговора и становится невозможным строить новые договоренности.

 

Список  используемой литературы

 
  1. Гольдман  Г.Я. Учебное пособие. «Монополия, олигополия, конкуренция» 1998г.
  2. Коноков Д.Г., Рожков К.Л. «Организационная структура предприятий» 1999г.
  3. В.Д. Камаев "Экономическая теория" 2003 г.     
  4. Октай Молидов "Современная экономика" 2003 г.
  5. Щетинин О.А. «Особенности поведения фирмы на рынке олигополии» 1996 г.
  6. Зелтынь А. «Основные направления эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике» 1995г.
  7. Черемисина Т.  «Предприятия в новых условиях: не очерняя и не приукрашивая» 1997г.
  8. Л.П. Кураков "Экономическая теория" 1999 г.
  9. Л.И. Абалкин "Вопросы экономики" 2002 г.
  10. Ю.И. Ребрин «Ценовое лидерство. Поведение фирмы – лидера» 1999г.

     

Информация о работе Рынок олигополии