Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 11:00, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить понятия рынка, его функции, инфраструктуру, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2).Охарактеризовать четыре основных типа рыночных структур: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
Введение
Раздел 1 Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Инфраструктура рынка
Раздел 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Раздел 3 Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы
1.4 Инфраструктура рынка
Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей её воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоёмкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения. Опыт развитых стран мира свидетельствует, что при наличии развитой инфраструктуры эффективно используется государственная регуляторная политика, современные системы маркетинга и стратегического планирования, достигаются высокие показатели экономического и социального развития.
В состав инфраструктурного
комплекса экономики входит производственная,
социальная, институциональная, персональная
и экологическая
Инфраструктура, существующая в Украине, является не вполне рыночной, переходной, незрелой, причем как в целом (с точки зрения полноты и эффективности выполнения своих основных функций), так и в каждой из своих составляющих. Подгорный В.В. Проблемы развития рыночной инфраструктуры в Украине и пути их решения / Економічний простір, 2009.
Раздел 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
Рынок как механизм ("большой" рынок) состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
Экономические агенты возникают на "большом" рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.
Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.
Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
Выделяют следующие виды рынков:
1. Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.
2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления.
3. Рынок услуг
- здесь приобретают бытовые,
4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.
5. Рынок средств производства - продажа средств производства.
6. Рынок денег
- продажа и покупка валют,
7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции.
8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила.
9. Рынок инноваций
- на нем ведется торговля
Традиционно микроэкономическая теория разделяет четыре основных типов рыночных структур: совершенной конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией и монополией.
Классификацию
четырех основных рыночных структур
традиционно производят при помощи
четырех структурных
2.2 Рынок совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция,
идеальная -- конкуренция между
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.
2.3 Рынок чистой монополии
Монополия - это достигающие монопольного положения на рынке определенного товара или группы товаров крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм. Монополия - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия); естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов; открытую, чистую при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
2.4 Рынок монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г. Микроэкономика - Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa
Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
б) свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
2.5 Рынок олигополии
Слово "олигополия" было сконструировано на греческой основе и введено в европейскую лексику английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (причисленным римско-католической церковью в 1886 г. к лику блаженных и канонизированным в четырехсотлетнюю годовщину его казни, в 1935 г.) в ставшем всемирно известным романе "Утопия" (1516 г., первое русское издание вышло в 1789 г.). Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т. Мор, а как "конкуренцию немногих", подчеркивая тем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий-олигополистов - прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности. Микроэкономика: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. - В 2004.
Особенность олигополии,
как специального типа строения рынка,
заключается во всеобщей взаимозависимости
поведения предприятий-
Прежде всего олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.
Раздел 3 Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.
Производственная эффективность означает, что каждый товар, включенный в состав выпускаемой продукции, производится наименее дорогостоящим способом. Конкурентный рынок вынуждает фирмы в долгосрочном периоде вести производство при минимальных средних издержках. В этом суть производственной эффективности.
Эффективность распределения ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру совокупного производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества. Ресурсы распределяются так, чтобы производилась совокупная продукция, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.
Из сущности издержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производства продукта измеряют цену -- относительную ценность других товаров, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных в производстве единицы этого продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.
Ограниченность рынка чистой конкуренции связана с некоторыми проблемами, которые им не разрешаются.
3.2 Фиаско рынка
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства
рынка связаны с отклонением
от условий, обеспечивающих совершенную
конкуренцию. К тому же рыночная экономика
оказывается неспособной