Рынок: сущность, функции, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1). Определить понятия рынка, его функции, инфраструктуру, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.

2).Охарактеризовать четыре основных типа рыночных структур: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.

Содержание

Введение

Раздел 1 Рыночный механизм и его функции

1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка

1.2 Функции рынка

1.3 Рыночная экономика

1.4 Инфраструктура рынка

Раздел 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме

2.1 Виды рынков

2.2 Рынок совершенной конкуренции

2.3 Рынок чистой монополии

2.4 Рынок монополистической конкуренции

2.5 Рынок олигополии

Раздел 3 Эффективность и фиаско рынка

3.1 Эффективность конкурентных рынков

3.2 Фиаско рынка

3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

saya.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Рынок не способен противостоять монополистическим  тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические  структуры, ограничивающие свободу  конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и  укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты  искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования  цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается  несостоятельным, связана с так  называемыми общественными благами. Общественные блага отличаются от частных, благ следующими двумя характеристиками: прежде всего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. Вторая особенность общественных благ, получившая название неисключаемости, состоит в невозможности воспрепятствовать их потреблению. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага. Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Общественные  блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок. Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм  непригоден для устранения внешних  (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста  общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными  сторонами без внешнего вмешательства  может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не  обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный»  рынок порождает ненормальные пропорции  распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм  порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты -- производители и потребители -- обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной  информации, неполнота и неравномерность  ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных  структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

3.3 Роль государства  в формировании рыночной инфраструктуры

Роль государства  в современной рыночной экономике  не следует недооценивать.

Прежде всего, государство устанавливает правила  экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

Другая очень  важная функция государства - управление денежной системой. В настоящее время  во всех странах в обращении находятся не "полноценные" деньги (золотые или серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т. д.). Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики. Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, недостаток денег в экономике может привести к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк, который в большинстве стран, по сути дела, является государственным органом, регулирует размеры денежной массы, управляет всей банковской системой страны.

Стремясь к  максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и  повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и  ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке. В результате монополист наносит определенный ущерб обществу. Важное значение поэтому имеет разработка и применение антимонопольного законодательства.

Но государственную  политику по отношению к монополиям нельзя сводить только к борьбе с ними. В случаях естественной монополии обычно государство устанавливает фиксированные цены на продукцию и услуги.

В некоторых  случаях экономически оправдано  предоставление государством монопольных  прав отдельным экономическим субъектам.

Заключение

Рынок представляет собой систему отношений, в которой  связи покупателей и продавцов  столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию  быстро выравниваться.

1. Рынок -- это  многосложная сфера взаимодействия  покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

2. Рынок как  развитая система отношений товарного  обмена представляет собой совокупность  отдельных рынков, прежде всего  рынков ресурсов. Рынки классифицируются  в зависимости от объектов  обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.

3. Функции рынка  определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы:  что, как и для кого производить?  Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и  санирующую функции.

4. Конкуренция -- одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Конкурентный  рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды.

5. Экономическая  деятельность связана с неопределенностью  и риском. Неопределенность выбора  обусловливается неполнотой и  неточностью информации, неизбежностью  ошибок в процессе прогнозирования.  Не существует «патентованных»  рецептов снижения риска. Повышению надежности выбора могут служить диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемых решений.

6. Позитивные  функции рынка делают его в  принципе достаточно эффективной  системой. Вместе с тем рынок  нуждается в институциональном  регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка.

7. Рынок не  способен противостоять монополистическим  тенденциям. Он непригоден для  устранения внешних эффектов. Рынок  не заинтересован и не может  производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному расслоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.

Список использованной литературы

1. Басовский  Л.Е АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ / Введение в экономику статья от 24.12.09 (По материалам Курса лекций для ТГПУ): /http://myfinbook.ru/publications/econteor/14-analizregulir.html?start=1

2. Булатов А.С.  Экономика: учебник http://polbu.ru/bulatov_economy - : электронный учебник

3. Гальперин  В. М., Игнатьев С. М., Моргунов  В. И. Микроэкономика В 2-х  томах. Институт "Экономическая  школа", Санкт-Петербург, 2004. - Электронный  учебник : http://microeconomica.economicus.ru/index1.php?file=9

4. Ивашковский  С. Н. / Микроэкономика: Учеб. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Дело, 2001. --416с.

5. Лекционные  материалы по Экономике; Лектор: Бондин январь 2004г

6. Нуреев Р.  М. Курс микроэкономики: Учебник  для вузов. -- 2-е изд., изм. -- М.: Издательство  НОРМА, 2002. -- 572 с.

7. Подгорный В.В. Проблемы развития рыночной инфраструктуры в Украине и пути их решения / Економічний простір. №23/1, 2009. - с. 279-291

8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: ИНФРА-М,2007. -- 495 с. -- (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

9. Селищев А.  С. Микроэкономика. -- СПб:. Питер, 2002. -- 448 с: ил. -- (Серия «Учебники для  вузов»).

10. Фролова Т.А  Микроэкономика: конспект лекций - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006: http://www.aup.ru/books/m174/ - электронная книга.

11. Экономика.  Издание 3-е, переработанное и  дополненное. Учебник под редакцией  доктора экономических наук профессора  А. С. Булатова/ Ю Р ИСТЪ, Москва, 1999.

12. Экономическая  теория. Задачи, логические схемы,  методические материалы / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 448 с.: ил.

13. http://50.economicus.ru/

14. http://www.f-site.ru/vid.php

15. http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0072/

Информация о работе Рынок: сущность, функции, виды