Рынок труда и безработица. Виды безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа

Описание

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным путем, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Содержание

Введение_____________________________________________3
1.Рынок труда________________________________________5
1.1 Рынок труда в постиндустриальном обществе___________7
1.2 Особенности рынка труда____________________________10
1.3 Характерные черты конкурентного рынка труда_________12
2. Безработица________________________________________14
2.1 Причины безработицы_______________________________16
2.2 Основные виды безработицы_________________________17
2.3 Издержки безработицы______________________________21
3. Экономические и социальные последствия безработицы_21
4.Государственная политика занятости_________________26
Эссе_________________________________________________29
1.Факторы, способствующие безработице в России_________29
2. Пути решения проблемы безработицы__________________30
Контрольные задания_________________________________36
Заключение__________________________________________37
Список литературы___________________________________38

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика, контрольная работа..docx

— 132.98 Кб (Скачать документ)

- формально занятые, но фактически  безработные лица; в результате  спада производства рабочая сила  используется не полностью, но  и не увольняется;

- наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в  качестве безработных. Отчасти  скрытая безработица представлена  людьми, переставшими искать работу.

Сумма фрикционной и структурной  безработицы составляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости, который считается нормальным явлением в современной экономике, порождаемым увеличением времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице и относительной устойчивости заработной платы.   Безработицу характеризуют показатели ее уровня.

 

                                                              Общая численность

                                                                   безработных 


 Уровень общей безработицы  =   100%


                                             Численность экономически

                                                          активного населения 

Безработица обладает негативными  экономическими и социальными последствиями. Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет  ряд позитивных последствии.

                                     Последствия безработицы

 

          Позитивные 

             Негативные 

 

  • Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать  при расширении производства
  • Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции
  • Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

 

  • Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального
  • Снижение уровня жизни населения:

-создаются предпосылки для сокращения  доходов; работающих по найму;

-потерявшие работу получают  лишь пособия по безработице;

-сокращается потребительский спрос,  уровень сбережений

  • Потеря профессиональных  знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
  • Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности

        2.3. Издержки безработицы.

  • недополученный выпуск продукции — отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);
  • сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;
  • прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;
  • рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.

 

3.Экономические и социальные                          последствия безработицы.

В ряду новых социально-экономических  реалий, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования, формирующиеся в странах СНГ рынки труда и рынки рабочей силы фокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходных обществ: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, катастрофическое падение уровня реальных доходов населения. Эти проблемы оказывают растущее воздействие на политическую и экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста. Трансформируясь в сознании людей в отношение к власти и проводимому курсу реформ, усиливают их негативное восприятие, большинством населения, создавая реальную угрозу социальной стабильности в обществе.

Ситуация  на рынке труда отличается особой остротой и напряженностью. Приверженность монетаристским методам реформирования, непоследовательность и нерешительность проводимой экономической политики, медленное формирование новых механизмов государственного экономического регулирования и саморегулирования экономики привели к нарастанию кризисных, разрушительных тенденций в экономике страны, деградации ее производственного и трудового потенциала.

Решение проблем, выработка эффективных  мер экономической и социальной политики, призванных нейтрализовать негативные тенденции переходного периода, обеспечить прогрессивные изменения в структуре занятости и качестве рабочей силы, уровне доходов населения и мотивации к труду во многом зависят от глубины научных представлений о сущности рынка труда, условиях его функционирования, механизме само регуляции и степени необходимого социального контроля, оптимальных параметрах экономической эффективности и социальной надежности.

Несмотря  на растущий интерес ученых и практиков к различным аспектам рынка труда, комплексная разработка его проблем, особенно теоретико-методологических вопросов, осуществляется недостаточно. Большинству публикаций свойственна противоречивость в понимании сущности рынка труда, его структуры, характера взаимосвязей, складывающихся как между элементами данного рынка, так и в системе более широких социально-экономических отношений, что свидетельствует о расплывчатости и неопределенности методологических оснований исследования, недостаточной обоснованности предлагаемых теоретических конструкций и идей.

Следовательно, актуальность исследования социально-экономических  аспектов рынка труда в условиях становления рыночной экономики предопределяется как практическими задачами реформирования, так и потребностями теории, нуждающейся в уточнении методологического инструментария, согласовании позиций и выработке нового, более глубокого понимания его сущности. Социально-экономические преобразования , начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

Учитывая  сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них — проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто  оценивается лишь экономический  эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес , поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Положительные

  1. Повышение социальной ценности рабочего места.
  2. Увеличение личного свободного времени.
  3. Возрастание свободы выбора места работы.
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия  безработицы

Отрицательные

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.

 

Положительные

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

4. Государственная политика занятости.

Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Выделяют европейскую, скандинавскую и американскую модели политики занятости.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и как следствие росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособия для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или иной модели влияет на политику занятости на макро– и на микроуровне. На макроуровне  новые подходы в политике занятости  способствуют повышению гибкости рынка  труда, уменьшению расходов на рабочую  силу, ведут к свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы  подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие  места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении  проблем занятости. Других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной плат, удлинения продолжительности  рабочей недели. Более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления  обостряются.

Государственная политика в области  содействия занятости населения  направлена на:

  1. развитие людских ресурсов для труда;
  2. обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  3. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  4. поддержку трудовой и предпринимательских инициатив граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию способностей к производительному, творческому труду;
  5. обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  6. предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  7. поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  8. сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  9. координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  10. координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

Информация о работе Рынок труда и безработица. Виды безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика занятости