Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным путем, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.
Введение_____________________________________________3
1.Рынок труда________________________________________5
1.1 Рынок труда в постиндустриальном обществе___________7
1.2 Особенности рынка труда____________________________10
1.3 Характерные черты конкурентного рынка труда_________12
2. Безработица________________________________________14
2.1 Причины безработицы_______________________________16
2.2 Основные виды безработицы_________________________17
2.3 Издержки безработицы______________________________21
3. Экономические и социальные последствия безработицы_21
4.Государственная политика занятости_________________26
Эссе_________________________________________________29
1.Факторы, способствующие безработице в России_________29
2. Пути решения проблемы безработицы__________________30
Контрольные задания_________________________________36
Заключение__________________________________________37
Список литературы___________________________________38
Проведение активной политики государства в области занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
Эссе на тему:
« Особенности безработицы и
политики занятости в
(на основе статистических данных последних трех лет)
1. Факторы, способствующие безработице в России
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
Анализ
официальной статистики в сфере
занятости показывает, что органы
государственной власти игнорируют
проблемы дискриминации. Имеющаяся
статистика отслеживает уровень
безработицы по признакам пола; возраста;
семейного положения (при этом учитывается
факт состояния в браке, а не наличия
или отсутствия детей); инвалидности.
Не находит отражения в
Между тем,
практически во всех регионах отмечается
дискриминация женщин, особенно в
связи с беременностью и
Дискриминация
в связи с занятием профсоюзной
деятельностью или
2. Пути решения проблемы безработицы
При анализе
проблемы безработицы в России следует
учитывать, что переход к рыночным
отношениям происходит в очень трудных
условиях, обусловленных экономической
нестабильностью, тяжелым наследием
административно-командной
Наиболее
угрожающим фактором роста безработицы
и массового высвобождения
Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.
Следует
сказать о характере кризиса,
порождающего безработицу в России.
Это не циклический кризис, действующий
в экономике стран с
Многие сходятся на том, что правительству
удастся снизить безработицу, если
оно сможет предотвратить или
снизить колебания
Многие также соглашаются с
тем, что правительство может
снизить уровень безработицы
с помощью соответствующей
Было бы логичным предположить, что правительство могло бы снизить уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных работников по поиску новой работы и таким образом сократило бы период поисков. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что слишком короткий поиск работы будет такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.
Государственная политика в области
содействия занятости населения
и процессов на рынке труда
в целом в современных
В целях содействия полной, продуктивной
и свободно избранной занятости
населения государство призвано
осуществлять: разработку мер финансово-кредитной,
инвестиционной и налоговой политики,
направленных на рациональное размещение
производительных сил, повышение мобильности
трудовых ресурсов, развитие временной
и самостоятельной занятости, поощрение
применения гибких режимов труда
и других мер, способствующих сохранению
и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области
занятости на основе соблюдения законных
прав и интересов граждан и
соответствующих
Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.
Существуют три уровня программ
обеспечения занятости
Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов.
Региональный аспект государственной
политика занятости реализуется
через ежегодно принимаемые субъектами
РФ территориальные программы
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
На данный момент в регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.
Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству – решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.
Самые популярные виды социального труда – уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.
Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.
В 2009 году около 200 тысяч человек
получили новую профессию. Планируется
развивать это направление и
в 2011-м. Хотя темпы регистрируемой безработицы
снижаются, прогноз по безработице
на конец года остается прежним, и
правительство продолжит
Службы занятости также
Контрольные тестовые задания.
1. Измеряемая безработица может быть ниже, чем фактическая,
так как:
а) измеряемая безработица не включает фрикционных безработных;
б) некоторые рабочие хотели найти работу, но отчаялись и пре-
кратили ее поиски;
в) некоторые из тех, кто называет себя безработным, просто
не занимаются поиском работы всерьез;
г) измеряемая безработица не включает подростковую безработицу.
Ответ: б,в,г.
2. Закон Оукена показывает:
а) зависимость между отклонением фактического ВВП от потен-
циального и уровнем структурной безработицы;
б) зависимость между отклонением фактического ВВП от потен-
циального и динамикой циклической безработицы;
в) зависимость между отклонением номинального ВВП от реаль-
ного и динамикой циклической безработицы;
г) зависимость между отклонением потенциального ВВП от фак-
тического и динамикой естественного уровня безработицы.
Ответ: г.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов. До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Также существуют издержки безработицы, такие как недополученный выпуск продукции - отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП); сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ; прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей; рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных.