Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:48, курсовая работа
Цель работы – выявить сущность рынка труда и проанализировать его государственное регулирование в современной экономике России.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
раскрыть сущность и механизм функционирования рынка труда;
рассмотреть рынок труда в Российской Федерации и особенности его регулирования;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА….6
1.1 Сущность рынка труда…………………………………………………………..6
1.2 Механизм функционирования рынка труда…………………………………....7
2. РЫНОК ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………………………………...14
2.1 Особенности Российского рынка труда………………………………………14
2.2 Механизм саморегулирования рынка труда………………………………….16
2.3 Государственное регулирование рынка труда в России……………………..20
2.4 Трудовое законодательство и иные правовые акты как форма государственного регулирования трудовых отношений………………………...23
2.5 Роль профсоюзов на рынке труда……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы ……………………………………………..31
Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Равновесие на рынке труда означает, что спрос на труд удовлетворяется полностью, а предприниматели готовы платить соответствующую заработную плату. Пересечение кривых спроса и предложения демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и есть равновесная цена труда, или заработная плата (рисунок № 3).
ЗП/Ц
СТ А ПТ А – превышение предложения
ЗП/Ц Р
Рисунок 3.Формирование равновесия на рынке труда.
Любые отклонения от равновесной точки будут свидетельствовать о нарушении состояния полной занятости: т. А – превышение предложения над спросом, т. В – превышение спроса над предложением труда.
Таким образом, под действием
механизма спроса и предложения
рынок труда выполняет
В регулировании занятости населения играет важную роль государство. Оно имеет дело как с безработицей, так и с созданием новых рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.
Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются в активных, а не в пассивных формах, то есть когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по безработице. Подобный подход позволяет, с одной стороны, умерить иждивенческие настроения у части безработных, с другой – быстрее ввести трудовые ресурсы в хозяйственный оборот.
Что касается занятости, то государство, проводя те или иные мероприятия, содействуют повышению профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов. Профессиональная мобильность зависит, во-первых, от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность); во-вторых, от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита; в-третьих, от развития сети системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Пространственная мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологиям.
Существуют некоторые
особенности функционирования рынка
труда. Они связаны с характером
воспроизводства и
Неотделимость права собственности на товар – труд от его владельца. На рынке труда покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частично распоряжения способностями к труду – рабочий слой в течение определенного времени.
При покупке товара «труд» взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, скажем, продовольственных товаров.
Наличие большого числа
институциональных структур особого
рода (разветвленной системы
Различный профессионально квалификационный уровень рабочей силы, разнообразие технологий и т.д. вызывает необходимость высокой индивидуализации сделок при покупке товара «труд».
Наличие своеобразия в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара.
Из пятой особенности вытекают два следствия:
Для работника играют важную роль неденежные аспекты сделки, а именно:
2. РЫНОК ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
2.1 Особенности российского рынка труда
Еще совсем недавно рабочая
сила в нашей стране не рассматривалась
в качестве товара. Несомненно, однако,
что в реальной жизни, не очень
сопряженной с политэкономическ
Прежде всего, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.
Другой особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах. Данные, существующие на сей счет, противоречивы, однако, по оценкам, доля таких работников в совокупной занятости в 90-х гг. была не менее 15% (для сравнения, в США — 6%). Подобная ситуация нередка для небогатых стран с относительно образованной рабочей силой.
Главной особенностью российского рынка труда является то, что как и в советские времена, в стране по-прежнему существует в больших масштабах скрытая безработица, т.е. большой избыток на предприятиях работников, которые используются крайне нерационально, но уволить их сложно по различным социальным причинам. Определенное представление о масштабах этого явления дают сведения о численности работников, переведенных на неполный рабочий день и отправленных в отпуска (часто неоплачиваемые) по инициативе администрации. По разным оценкам число таких работников составляет от 4 до 5 млн человек, или 9—10% от среднесписочной численности занятых.
Наконец, рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными. Так, в целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышает спрос на нее, в то же время в Москве ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих некоторых специальностей.
Анализ данных позволяет сформулировать ряд проблем в Российской Федерации в области занятости и использования трудовых ресурсов, решение которых, несомненно, будет способствовать тому, чтобы трудовая сфера не была тормозом экономического развития, а, напротив, способствовала переходу к экономическому росту и обеспечению конкурентоспособности предприятий и организаций. В перечне этих проблем необходимо упомянуть следующие:
2.2. Механизм саморегулирования рынка труда.
К основным рычагам саморегулирования
рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного
спроса на него и его предложение и конкуренция.
На рынке труда ценой труда является заработная
плата. Она привлекает на рынок труда ту
часть населения, которая не имеет других
источников к существованию. Высокий уровень
заработной платы увеличивает предложение
труда во всех сегментах рынка труда: расширяет
потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном
повышается оплата труда за рост его продолжительности
и эффективности. Повышение общего уровня
реальной заработной платы повышает общий
уровень жизни работоспособных наемных
работников. Увеличиваются налоговые
поступления от заработной платы, страховые
взносы и отчисления в различные фонды,
что расширяет возможности социальной
защищенности населения. Опыт развитых
стран показывает, что в значительной
степени благосостояние их населения
связано с высоким уровнем заработной
платы на рынке труда. Колебания цены труда
в сторону ее снижения приводят к обратным
результатам: ограничивается приток рабочей
силы на рынок труда, уменьшается его предложение,
снижаются налоговые поступления и т.д.
Резкие диспропорции в оплате труда по
отношению к производительности в России
сложились не сегодня. Еще в советские
годы уровень заработной платы был крайне
низок не вообще, а по отношению к низкой
производительности труда.
Мы всегда отставали, да и сейчас отстаем по уровню производительности труда от передовых стран Запада. Но то, что происходит с заработной платой в России в настоящее время, никакими ссылками на более низкую производительность труда оправдать нельзя. Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже 3$ выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которым начинается разрушение трудового потенциала, исчезают мотивации к производительному труду и достижению позитивных результатов. Средняя заработная плата в России в 3 раза ниже этого порогового значения, а внутренние цены на продукцию и услуги близки или уже сравнялись с мировыми.
Такой чудовищной эксплуатации труда и прежде всего интеллектуального не знала ни одна цивилизованная страна мира. За годы реформ ничего не было сделано для того, чтобы приблизиться к странам Запада по доле заработной платы в приросте производительности труда. Вне рамок этого вообще неправомерно говорить о заработной плате как экономической категории. Рост заработной платы в российских условиях является не подлежащим обсуждению непременным исходным принципом экономической политики государства. В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже.
Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда). Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности.
По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав.
Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой. Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест. Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности.
Информация о работе Рынок труда и его государственное регулирование в современной экономике россии