Рынок труда и определение механизма его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:58, контрольная работа

Описание

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны, и, пожалуй, особо актуальны для рассмотрения в период глобального финансово-экономического кризиса, оказавшего на них сильное влияние.

Содержание

Введение 3

1. Сущность рынка труда, его типология и структура. Эволюция понятия «рынок труда» 5
2. Особенности рынка труда 8
3. Инфраструктура рынка труда 11
4. Механизм регулирования рынка труда 19

5. Регулирование рынка труда в г. Кемерово 20 20

Заключение 23

Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

рынок труда.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     В экономической литературе понятие  инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:

     1. совокупность учреждений и организаций,  государственных и коммерческих  предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование;

     2. инфраструктура рынка труда включает  биржи труда, государственные  системы учета спроса на рабочую  силу, переподготовки кадров, регулирование  миграции, дотаций населения и  др.;

     3. совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.

     С точки зрения И. Бушмарина, инфраструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные  институты, а также систему образования, в том числе принадлежащую  фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации и, что очень важно, институт семьи.

     Такой подход дает основание рассматривать  инфраструктуру рынка труда в  широком и узком смысле. В широком  смысле инфраструктуру рынка труда  можно рассматривать как совокупность отраслей экономики и правовых институтов, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы. В узком смысле инфраструктуру рынка труда следует рассматривать как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работодателей.

     Обычно  отмечают, что главной социально-экономической  функцией рынка труда является достижение эффективной занятости. Именно инфраструктура рынка труда обеспечивает выполнение этой функции, критерием успешного функционирования которой является достижение сбалансированности между спросом и предложением, а главной задачей – создание более эффективного взаимодействия между спросом и предложением. Под эффективной занятостью предлагается понимать полную и рациональную занятость.

     Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда  работой обеспечивается то население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.

     Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:

     - содействие населению в трудоустройстве,  профессиональной ориентации;

     - обеспечение социальной защиты  работников, выходящих на рынок  труда;

     - осуществление профессиональной подготовки и переподготовки;

     - устанавливает контакты между  работодателями и работниками;

     - координирует деятельность различных  органов, в той или иной степени  связанных с осуществлением политики  занятости и деятельности на  рынке труда.

     Таким образом, инфраструктура рынка труда представлена как составная часть этого рынка, включающая государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

     В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.

     Пожалуй, особое место в системе элементов  инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как  показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Дефицит финансовых ресурсов в этом случае может привести к существенному росту безработицы. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице. Другими словами, создание социально-ориентированной экономики, которая в том числе предполагает занятость населения и высокий уровень доходов, невозможно без государственной поддержки.

     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в  сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и  занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

     Необходимо  особо отметить, что в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность местных отделений службы занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.

     Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.

     Органы  службы занятости совместно с  органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

     Работу  Федеральной государственной службы занятости возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области  занятости населения.

     Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

     На  территориях субъектов Российской Федерации, городских сельских поселений  и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

     Существующая  конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с  государственными структурами, все  возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.

     Проблемой занятости населения на государственном  уровне занимается биржа труда. Биржа  труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

     Биржа труда, как рыночная структура, выполняет  следующие функции:

     - сбор и анализ информации о  рынке труда, его состоянии  и перспективах;

     - профориентация, переподготовка и  трудоустройство населения;

     - содействие территориальной и  профессиональной мобильности;

     - участие в подготовке и реализации  программ занятости, участие в  решении проблем международного  сотрудничества по вопросам занятости;

     - контроль над соблюдением трудового  законодательства;

     - постановка на учет безработных  и оказание им помощи, социальная  защита населения и содействие  местным органам власти в организации  общественных работ.

     Биржа труда - наиболее развитая организационная форма существования рынка рабочей силы, занимающаяся посредничеством при найме рабочей силы. Услуги оказываются на бирже, как работодателям, так и работникам, ищущим работу. Работодатели получают от биржи труда информацию об «имеющейся свободной рабочей силе, ее количестве, качестве, профессиональном составе и т.п.», а работники, желающие найти работу или сменить ее - о свободных рабочих местах, их территориальном расположении, оплате труда и т.п.  

     Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности.

     Отличительной чертой работы негосударственных служб занятости является индивидуальный подход к каждому клиенту, стремление в максимальной степени удовлетворить запросы клиента, гибкость в работе, использование современных методик профессиональной диагностики. Через негосударственные службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.

     В процессе своей деятельности негосударственные  структуры оказывают большой  спектр услуг консультационного  характера. Проводят работу, связанную  с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность частных агентств в определенной степени регламентируется законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Эффективность работы негосударственных служб  занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг.

     Некоторые негосударственные службы занятости имеют свои печатные издания, в которых публикуется информация о свободных вакансиях.

     Кроме рассмотренных выше государственных  и негосударственных структур, на рынке труда определенную роль выполняют  общественные организации, которые  правомерно рассматривать в качестве элементов инфраструктуры рынка труда. Общественные организации и объединения выражают интересы и отстаивают права субъектов отношений на рынке труда (профсоюзы - со стороны работников, ассоциации - со стороны работодателей).

     К элементам инфраструктуры рынка  труда также следует отнести  социальные и общественные фонды, финансирующие  мероприятия по социальному страхованию  и обеспечению занятости, а также  информационные механизмы, представленные информационно-аналитическими системами сбора, анализа и прогноза информации о развитии рынка труда и обеспечивающие обмен информацией между его субъектами.

     Деятельность  всех звеньев инфраструктуры рынка  труда регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими  нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.

     Таким образом, правомерно выделять следующие  основные звенья инфраструктуры рынка  труда:

  1. Государственные службы занятости.
  2. Негосударственная система занятости.
  3. Кадровые службы предприятий и фирм.
  4. Общественные организации и объединения, социальные и общественные фонды.
  5. Информационные механизмы.
  6. Нормативно-правовая база.

     Что касается информационных механизмов и нормативно-правовой базы, то они обеспечивают условия функционирование рынка труда, а также взаимосвязь между работодателями и инфраструктурой рынка труда, с одной стороны, и инфраструктурой рынка труда и потенциальными работниками - с другой стороны.

Информация о работе Рынок труда и определение механизма его регулирования