Рынок труда и определение механизма его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:58, контрольная работа

Описание

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны, и, пожалуй, особо актуальны для рассмотрения в период глобального финансово-экономического кризиса, оказавшего на них сильное влияние.

Содержание

Введение 3

1. Сущность рынка труда, его типология и структура. Эволюция понятия «рынок труда» 5
2. Особенности рынка труда 8
3. Инфраструктура рынка труда 11
4. Механизм регулирования рынка труда 19

5. Регулирование рынка труда в г. Кемерово 20 20

Заключение 23

Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

рынок труда.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     Инфраструктура  рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.

     Все факторы, которые оказывают влияние  на развитие инфраструктуры рынка труда, условно можно разделить на внешние  и внутренние. Под внешними факторами  подразумеваются те, которые косвенным образом действуют на развитие инфраструктуры. Влияние внутренних факторов, связано с изменением или развитием одного из элементов инфраструктуры рынка труда, введением новых институтов. В этом случае, в соответствии с необходимостью соблюдения принципа системности инфраструктуры, изменение одного из элементов влечет изменение других. К внешним факторам, следует отнести и международные факторы.

     Однако  глобализация мировой экономики  ведет к формированию мирового рынка  рабочей силы, который также имеет свою инфраструктуру. Прежде всего, элементами инфраструктуры мирового рынка рабочей силы являются международные организации, занимающиеся вопросами регулирования трудовых отношений и миграции.

     На  региональных уровнях и в рамках интеграционных объединений также действуют различные организации, занимающиеся вопросами миграции.

     Международный рынок труда оказывает влияние  на развитие национального рынка  труда, что также находит свое отражение во взаимодействии элементов  национальной и международной инфраструктуры рынка труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Механизм регулирования рынка  труда

     Государственное регулирование рынком труда –  способ воздействия с целью достижения определенной его направленности и  результатов деятельности в интересах  общества включая: прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, администрирование и учет.

     Регулирующее  воздействие должно базироваться на основных направления политики рынка  труда в целом.

     Существует  три уровня регулирования рынка  труда:

  1. На макро – уровне (федеральный);
  2. На мезо – уровне (региональный);
  3. На микро – уровне (предприятие).

     На  макро–уровне вырабатываются и согласовываются с целью и приоритетами регионального рынка труда основные направления финансово-кредитной политики, структурной, инвестиционной, социальной, демографической и миграционной политикой, а так же подходы к политике трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

     На  мезо–уровне перечень составных элементов регионального рынка становится уже. На этом уровне возможно наиболее эффективное регулирование уровня предложения рабочей силы, а так же демографических и миграционных процессов. Здесь больше возможностей для осуществления программ жилищного, транспортного и производственного строительства. Предприятиям предоставляются дотации, кредиты, льготы, которые направлены на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны меры поддержки фермерства, индивидуальных предпринимателей и  малого бизнеса.

     На  микро–уровне – регулирование рынком труда включает законодательное и нормативное регулирование, финансовое и налоговое стимулирование, поведение на рынке труда организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей, поскольку на микро-уровне осуществляется сохранение и создание рабочих мест, перевод на режим неполной занятости и отпусков по инициативе администрации.

      5. Регулирование рынка труда в г. Кемерово

     Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект по поддержке российского рынка труда.

     Как сообщила депутат Госдумы от Кузбасса Н.А.Ермакова, законопроект, вносящий изменения  в федеральный закон «О занятости  населения в РФ», относится к  пакету стабилизационных мер.

     Законопроект  направлен на усиление роли государства  в регулировании рынка труда, начиная с 1 января 2009 года.

     Согласно  законопроекту, Правительству РФ предоставляется  право разрабатывать и реализовывать  дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке  труда отдельных субъектов Федерации.

     По  словам депутата Госдумы от Кузбасса, речь идет об опережающей переподготовке работников, находящихся под риском увольнения, мероприятиях по их переезду в другую местность для трудоустройства и обучения, программах развития общественных и временных работ для безработных граждан.

     Для реализации этих мероприятий правительство  вправе создавать резерв бюджетных  ассигнований при формировании и  исполнении федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

     Предлагается  обязать работодателей, в случае введения режимов неполного рабочего дня или недели, а также при приостановке производства заранее — не позднее чем за 10 календарных дней до начала мероприятий — сообщать об этом в службу занятости. Это позволит осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда и принимать соответствующие адекватные меры.

     Новые нормы приравнивают размер пособия  по безработице для тех, кто уволился по собственному желанию, к размеру  пособия для уволенных в результате сокращения. Пособие будет исчисляться  в процентном отношении к среднему заработку, но не должно превышать максимальный размер пособия по безработице (4900 рублей с 1 января 2009 года). Как уточнили в думском комитете по труду и соцполитике, это может в четыре раза увеличить размер пособия для граждан, которые уволились по собственному желанию, поскольку сейчас размер такого пособия равен полуторакратной минимальной величине пособия по безработице (1275 рублей с 1 января 2009 года). При этом увеличиваются и сроки выплаты такого пособия — с предусмотренных действующим законодательством 6 до 12 месяцев. На эти цели из федерального бюджета в будущем году будет выделено более 5 млрд рублей [9].

     Так же в Кемеровской области программные мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства реализуются уже на протяжении 9 лет.  
В настоящее время в регионе действует Программа государственной поддержки малого предпринимательства Кемеровской области на 2005-2007 годы, которая принята в соответствии с Законом Кемеровской области 09.12.97 N 39-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области" и способствует координации усилий государственных и негосударственных организаций по поддержке малого предпринимательства.  Аналогичные программы и мероприятия реализуются во всех муниципалитетах области.  С 2007 года в Кемеровской области, по решению Губернатора А.Г.Тулеева и на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области (от 15.02.2007 № 40), начал действовать еще один приоритетный региональный национальный проект- "Малый бизнес":

     Цели:

     - выровнять потенциал развития малого предпринимательства в городах и районах Кемеровской области;

     - обеспечить рост малого предпринимательства  на новом уровне, для перехода  Кузбасса от сырьевой направленности  к производству товаров с высокой долей переработки и добавленной стоимости.

     Основные  задачи:

     - продолжить совершенствование действующего  законодательства в сфере поддержки  малого предпринимательства; 

     - продолжить развитие инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

     - обеспечить развитие кредитно-финансовых  механизмов и внедрение финансовых  технологий, направленных на развитие  малого предпринимательства; 

     - поддержать малое предпринимательство  в производственной сфере; 

     - повысить эффективность деятельности  органов местного самоуправления Кемеровской области в сфере поддержки малого предпринимательства;

     - содействовать в установлении  международных и межрегиональных  связей между малыми предприятиями; 

     - содействовать малым предприятиям  в освоении выпуска новых видов продукции;

     - содействовать в повышении экспортного  потенциала малых предприятий; 

     - повысить уровень информационного  обеспечения субъектов малого  предпринимательства [10].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

     Так же рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Конституция  РФ. – М.: от 12.12.1993

2. Закон Российской Федерации «О занятости населения» от 19.04.1991 (ред.18.10.2007) Cайт «Консультант плюс» http://nalog.consultant.ru/doc49373.html

3. О регулировании  рынка труда: Закон Российской Федерации – М.: от 19.12.2008

4. Буланова В.С. Рынок труда: учебник для вузов. – М.: Бином- Пресс, 2008.

5. Павленков В.А. "Рынок труда." - М., 2002г

6. Состояние рынка труда // Start Capital, http://www.start-capital.ru

7. Антикризисные меры для рынка труда // Key Work, http://www.keywork.ru

8. Эрудиция. Российская электронная библиотека,   http://www. erudition. Ru /referat/ printref /id.30491_1.html

9. Сайт Информационное агентство [электронный ресурс] http: // www. Vli -info. ru/? id= 4609 &pid= 282

10. Сайт Администрации Кемеровской Области «Приоритетные национальные проекты» [электронный ресурс] http://www.ako.ru/PRIORITET/ biznes/celi.asp?n= 7&sn=1

Информация о работе Рынок труда и определение механизма его регулирования