Автор работы: Катерина Лазарева, 16 Июня 2010 в 17:28, статья
Генри Форд
Период с осени 2008 года и до весны 2010 года можно образно назвать «эпохой сокращений». Этот затронуло все стороны жизни российских компаний. Для кадровиков и менеджеров по персоналу самыми неприятными явлениями стали – сокращение численности сотрудников, фонда оплаты труда, компенсационных пакетов, расходов на обучение персонала.
Анализ рынка труда, поиска и подбора персонала, 2009-2010
Если 50% компаний с 2008 по 2009 гг. и проводили сокращения, то к началу 2010 года уже свыше 40% работодателей стали снова проводить поиск и подбор персонала. При этом - почти у половины компаний при поиске персонала выросли требования к соискателям - будущим сотрудникам. О том, что сокращений вообще не было, заявляло 35% компаний. 80% компаний в 2010 году не планирует сокращать сотрудников. 35% компаний в Москве планирует в 2010 году возобновить поиск и подбор персонала (портал Работа.ру).
Правительство
Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего
профессионального
образования
«Государственный
университет -
Высшая школа экономики»
Эссе
На тему
Рынок
труда в современной
России.
Студентка группы № 322
Лазарева Екатерина Александровна
Москва
2010
"Хорошие кадры стоят дорого, но плохие обходятся еще дороже."
Генри
Форд
Период
с осени 2008 года и до весны 2010 года
можно образно назвать «эпохой сокращений».
Этот затронуло все стороны жизни российских
компаний. Для кадровиков и менеджеров
по персоналу самыми неприятными явлениями
стали – сокращение численности сотрудников,
фонда оплаты труда, компенсационных пакетов,
расходов на обучение персонала.
Анализ рынка труда, поиска и подбора персонала, 2009-2010
Если 50%
компаний с 2008 по 2009 гг. и проводили
сокращения, то к началу 2010 года уже
свыше 40% работодателей стали снова
проводить поиск и подбор персонала.
При этом - почти у половины компаний
при поиске персонала выросли требования
к соискателям - будущим сотрудникам. О
том, что сокращений вообще не было, заявляло
35% компаний. 80% компаний в 2010 году не планирует
сокращать сотрудников. 35% компаний в Москве
планирует в 2010 году возобновить поиск
и подбор персонала (портал Работа.ру).
Исторический экскурс в "эпоху сокращений".
Больше всего от сокращений пострадал административный персонал и секретари (35% компаний), отделы продаж и отделы обслуживание клиентов (по 30%), бухгалтерия (27%) и ИТ (25%). Меньше всего сокращали специалистов по логистике (5%) и закупкам (10%). 25% компаний сократили до 10% общей численности персонала, 10% компаний от 10% до 15% сотрудников. Лишь 5% компаний сократила половину штатных сотрудников. Среди отраслей лидерами по сокращениям стали представители банков, инвестиционных и кредитных организаций. Здесь сокращения провели 90% компаний.
По статистике сайтов по трудоустройству больше всего вакансий в России в 2009 году было создано в сегментах "Непищевое производство", "Медицина, фармация", "Обслуживающий персонал", "Розничная торговля", "Оптовая торговля".
По итогам 2009 года на сайте Работа.ру вакансий по всей России (за исключением Москвы) создавалось столько же, сколько и резюме. Но в Москве положение дел было другим - новых резюме было создано в 1,5 раза больше, чем вакансий. По данным исследования компании Хедхантер в начале 2010 года, большинство компаний (65%) не планируют экономить на персонале. 20% опрошенных работодателей признались, что окончательное решение пока не принято.Стабильнее других себя чувствуют крупные компании со штатом сотрудников от тысячи человек. Руководство большинства компаний в своих планах ориентируется на оптимистичный сценарий развития кризиса.
Влияние кризиса на уровень дохода и эффективность сотрудников.
55% опрошенных
работодателей отмечает, что продуктивность
сотрудников их компаний в
кризисный год повысилась. 35% респондентов
не отметила изменений. Лишь 10%
работодателей заявило о
Больше половины работодателей отмечают, что базовые оклады сотрудников в их компаниях в 2009 году практически не изменились. Почти треть отметили, что оклады были увеличены, а сокращения зарплат произошли в 15% компаний. Наиболее массовые увеличения окладов коснулись менеджеров по продажам: 90% компаний повысили заработную плату продавцов. Но эту тенденцию можно объяснить тем, что у сотрудников продающих подразделений массово сократился общий доход из-за сокращения премиальных выплат, которые привязаны к объему продаж. И компании стараются частично компенсировать это снижение за счет окладной части. Уровень дохода работающих сотрудников уменьшался в основном за счет полного сокращения переменной части заработка. В конце 2009 г. в поле «условия» работодатели чаще стали писать «по договоренности». Так, если до кризиса зарплата «по договоренности» встречалась в 20% вакансий, то сейчас - в 30% вакансий. Падение зарплатных предложений на рынке по всем сферам деятельности и отраслям отмечалось вплоть до конца первого квартала 2009 года. Наибольшее падение зарплат из рассчитываемых нами сегментов пришлось на сферу «реклама и маркетинг». Уровень средних зарплатных предложений составлял в марте 85% от докризисного уровня. С начала 2-го квартала началось увеличение числа вакансий на рынке. Вместе с этим началась корректировка зарплатных предложений работодателей в сторону их увеличения. Анализ динамики индексов основных игроков рынка труда в интернете (Хедхантер, Суперджоб, Работа.ру) и имеющаяся у них информация по зарплатам различных специалистов в самых разных отраслях позволяет прогнозировать выхода заработных плат на докризисный уровень в 2010 году (реалистичный прогноз - к концу 1-го полугодия 2010 г., пессимистичный прогноз - восстановление рынка ожидается к середине осени 2010 г.). В начале июня 2010 года эксперты кадрового центра Суперджоб констатировали, что большинство зарплатных индексов вернулись к докризисным показателям. Зарплатные индексы в сферах IT, строительства и банковском деле преодолели отметку в 100 пунктов. Медленнее всего на докризисный уровень возвращаются зарплаты специалистов, задействованных в сфере маркетинга, рекламы и PR.
С премиями дела обстоят хуже – лишь половина компаний выплачивали премии в 2009 году в том же объеме, что и в 2008 году. 35% компаний заявило о снижении премий и лишь 10% работодателей заплатят своим сотрудникам больше. Постепенно теплеет отношение работодателя к социальным льготам и обучению сотрудников. Постоянно растет число тех компаний, которые расширяют или планируют расширить состав социального пакета. На начало 2010 года число таких компаний-работодателей увеличилось с 20 до 30%. Это связано прежде всего с пониманием того, что подобного рода затраты способствуют росту качества и производительности труда сотрудников.
Таким образом, неотложные меры по оптимизации расходов остались позади. Основной удар пришелся на весну 2009 года. Численность офисного персонала была урезана до предела. Работодатели стали вдумчивее относиться к найму сотрудников, увеличивать соцпакеты и больше внимания уделять продавцам. К концу 2009 года цифры увольнений и подбора персонала вернулись в русло обычной кадровой текучки. Они отражают естественный процесс замены персонала, который происходил в компаниях в обычные времена. Организации не отказались от найма персонала, но теперь каждое рекрутинговое решение становится более взвешенным.
Подводя итоги года, отметим, что на начало лета 2010 года имеется устойчивая тенденция постепенного восстановления рынка труда. Это подтверждается динамикой таких показателей, как общее число вакансий на рынке - оно неуклонно растет, а также уровень предлагаемых заработных плат – их динамика сейчас имеет положительный рост во всех сегментах экономики.
Способы поиска и подбора персонала, используемые компаниями в 2009-2010 гг.
"Собственный поиск и подбор персонала" - 85% компаний.
Рекомендации сотрудников - 72% компаний.
Услуги агентств по поиску и подбору персонала – 70% компаний.
Размещение вакансий на джоб-сайтах – 58% компаний.
Ярмарки вакансий - 17% компаний.
55% опрошенных
заявили, что требования к
Востребованные работадатели
Газета "Акция" и приложение "Акция.Карьера" публикуют четвертый ежегодный рейтинг "50 работодателей мечты для молодых специалистов". Рейтинг обнаружил возросшую любовь молодых людей к госструктурам, гегемонию топливно-энергетического комплекса и наряду с этим желание строить свой бизнес и умеренные денежные аппетиты.
Отрасль года Как обычно, вне конкуренции отрасль FMCG - работодатели, производящие товары повседневного спроса. Восемь компаний из 50 принадлежат именно ей. Но только один входит в первую десятку - Procter&Gamble с девятой позицией. Хуже всех себя чувствует Danone - после уверенного 31-го места в 2008 году он балансирует на 50-м. Сфера финансовых услуг за счет трех новых участников рейтинга становится второй. "Вилка" отрасли - от Сбербанка на четвертом месте до Райффайзенбанка на 46-49 место.
Top50 работодателей мечты для молодых специалистов в 2009 году | |||
№ | Работодатель | Место в 2008 году | Изменение места |
1 | Газпром | 1 | 0 |
2 | Лукойл | 3 | 1 |
3 | МТС | 12 | 9 |
4 | Сбербанк | 22 | 18 |
5 | Microsoft | 2 | -3 |
6 | Роснефть | 20 | 14 |
7 | Администрация президента РФ | 9 | 2 |
8 | 4 | -4 | |
9 | Procter&Gamble | 5 | -4 |
10 | ВымпелКом | 10 | 0 |
Третье место благодаря новичку "Транснефти" досталось топливно-энергетическому комплексу (ТЭК). Зато качественно у ТЭК конкурентов нет: половина "отрасли" занимает ведущие позиции в первой десятке: "Газпром" на первом, "Лукойл" на втором, "Роснефть" на шестом.
Четыре компании рейтинга выступают гордыми представителями своих отраслей. РЖД (15–16) олицетворяет собой транспорт и логистику, adidas Group (37) отстаивает честь ритейла, а Siemens (39) и "Норильский никель" (46–49) обеспечивают присутствие в рейтинге отраслей производства и тяжелой промышленности соответственно (с поправкой на то, что Siemens представлен во многих индустриях, начиная с машиностроения и заканчивая IT и здравоохранением).
Государственный сектор
То ли кризис сказался на представлениях молодежи о карьере, то ли престижная госкарьера действительно становится реальной, но так или иначе, сразу три государственные структуры улучшили свои места в рейтинге. Администрация президента РФ и не думала выпадать из первой десятки, только выиграла у конкурентов еще две позиции, став седьмой. Куда внушительней рывок Госструктур - с 32-го на 13-е место - и Правительства РФ с 29-й на 15-16-ю позиции. На этом желание работать на государство у опрашиваемых не закончилось. 34-е место заняла Администрация (органы исполнительной власти).
Согласно
ответам молодых людей, они готовы
строить карьеру в
Новички года
Большинство новичков рейтинга не просто "зацепились" за последнюю десятку, а стали уверенными середняками. Ярче всего выступили Внешторгбанк (ВТБ) и Газпромбанк с 29-м и 34–35-м местами соответственно обогнали постоянного участника рейтинга Альфа-банк. Начиная с 40-го места почти подряд друг за другом идут "Транснефть" (40) и созвучные друг другу BMW (42) и ФСБ (43). Последним в семерке новичков оказался Райффайзенбанк. Три новичка представляют сектор финансовых услуг, два - госструктуры, и по одному - автопром и ТЭК.
Предпринимательство
На фоне
взлетов и падений
Прогресс года
Работодатели
с самим эффективным
Самый удачный и не менее впечатляющий рост продемонстрировал Сбербанк - с 22-го на 4-е место. Неподалеку от него - "Роснефть", которая вошла в первую десятку, поднявшись на 14 ступенек. Нельзя не упомянуть и Госструктуры - они стали 13-ми, прибавив к прошлогоднему результату 19 пунктов.
Падение года
Падение испытывает рекламный рынок. Хотя обиднее всего, наверное, должно быть двум прошлогодним лидерам рейтинга - представителям отрасли аудита и консалтинга. PricewaterhouseCoopers откатился с 6-го на 20-21-е место, а McKinsey&Company голосование откинуло с 8-го на 32-33-е место. Вдобавок целых 20 позиций потерял KPMG, оказавшийся на 41-м месте, и Deloitte, ставший 44-м после 27-го места в 2008 году. Консалтинговые компании потерпели в 2009 году фиаско.
Где лучше искать работу
Лучше всего искать работу, обратившись в кадровое агентство, по крайней мере, именно в этих специализированных организациях сосредоточенно наибольшее количество актуальных вакансий с довольно приличным окладом.
Агентство «РБК.Рейтинг» совместно с проектом «Улов-Умов» (поисковая система по вакансиям и резюме) подготовило рейтинг лучших мест для поиска работы. Основным критерием при отборе участников являлось количество открытых вакансий, опубликованных на специализированных JOB-сайтах и находящихся в открытом доступе.
Неудивительно,
что подавляющее большинство
мест в рейтинге распределились между
кадровыми агентствами, так как именно
в их распоряжении находится большинство
открытых вакансий. Из 30 участников рейтинга
24 являются кадровыми агентствами.
Что же касается прямых работодателей, то их, как уже было отмечено выше, в рейтинге представлено существенно меньше, но и среди них нашлись те, кто по количеству предлагаемых вакансий обгоняет специализированные агентства по подбору персонала. Так, у компании, работающей на рынке ИТ-услуг, Бэлл Интегратор (Bell Integrator), насчитывается порядка 42 вакансий, что соответствует 15 месту в рейтинге, которое она делит вместе с агентством АНКОР.
На многих сайтах
по поиску работы предусмотрена специальная
опция: показывать вакансии только от
прямых работодателей. Как показали
результаты данного рейтинга, при
поиске работы лучше данную опцию все-таки
проигнорировать.
Спрос
и предложение
на рынке труда
В исследовании рассмотрен спрос, предложение, средние заработные платы наиболее востребованных специалистов в различных профессиональных областях по городу Москве. На рынке труда по сравнению с докризисным периодом произошли изменения в структуре спроса. Кризис затронул, прежде всего, HR-сферу, банки, консультирование. Сокращение спроса в этих сферах составило более 70% от уровня 2008 года. Среди наиболее востребованных специалистов значительное падение спроса было на менеджеров по маркетингу, маркетинговых аналитиков, также на IT-аналитиков и программистов. Стали более востребованы специалисты по продажам. В настоящее время это самые нужные люди на рынке. Зимой и весной 2009 года наблюдалось снижение заработных плат. Самое значительное уменьшение заработной платы зафиксировано у HR-менеджеров, рекрутеров, PR-менеджеров. Предлагаемые заработные платы этим специалистам сократились на 25–30%. Продолжится ли снижение заработных плат в будущем, пока сказать сложно. Наиболее востребованы в начале 2009 года были специалисты в следующих профессиональных сферах: продажи, бухгалтерия/управленческий учет и информационные технологии/интернет (рис.1). Суммарно в этих профессиональных областях за январь-март 2009 г. было размещено 44 % от всего числа вакансий (в 2008 году — около 39%). (Смотреть приложение Приложение: Рис.1Структура спроса на рынке труда на нач. 2009 ) Кризис затронул, прежде всего, следующие профессиональные сферы: управление персоналом/тренинги, банки/инвестиции, консультирование. Сокращение числа вакансий в этих сферах составило более 70% от уровня 2008 года. Относительно благоприятная ситуация в продажах, медицине/фармацевтике, науке/образовании. Несмотря на то, что профессиональные области финансы/бухгалтерия, продажи и IT остались лидерами по числу вакансий, сокращение спроса на рынке труда коснулось и этих отраслей. Число вакансий в IT сократилось почти на 70%, в продажах почти на 40%, а в маркетинге примерно на 50% по сравнению с 2008 годом (рис.2) Лидерами спроса в I квартале 2009 года были менеджеры по продажам. Эти статистические данные полностью совпадают с данными, полученными в результате опроса специалистов по персоналу. Большинство HR-менеджеров назвали менеджеров по продажам самыми востребованными во время кризиса. Как и в докризисный период востребованы специалисты экономических и юридических специальностей — бухгалтер, экономист, юрист. В IT-сфере по-прежнему востребованы программисты, менеджеры проектов, системные администраторы и инженеры. Как и в прошедшем году нужны секретари и офис–менеджеры. В ТОР-10 в 2009 году не вошли такие востребованные в 2008 году специалисты, как офис-менеджер, персональный ассистент, финансовый менеджер. В I квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года произошел значительный рост предложения (количество размещаемых резюме) и уменьшение спроса (количество размещаемых вакансий) на рынке труда во всех профессиональных областях. Соответственно произошел и значительный рост Индекса HeadHunter (рис.4). Индекс HeadHunter характеризует соотношение спроса и предложения на рынке труда, рассчитывается как соотношение числа резюме к числу вакансий. Если соотношение больше 1, то предложение (количество резюме) превышает спрос (количество вакансий). Если соотношение меньше 1, то спрос превышает предложение. Оптимальным для рынка труда является значение индекса около 2–3. Наибольшие значения Индекса HeadHunter были в следующих областях: искусство/СМИ, управление персоналом, высший менеджмент, закупки, некоммерческие организации, маркетинг/реклама. Наиболее значительный рост Индекса HeadHunter был в области управления персоналом, банковской сфере, консультировании. Ситуацию на рынке труда в июле-августе 2009 г. можно охарактеризовать как стабильно растущую. Наблюдался рост числа вакансий практически во всех профессиональных сферах. В общем числе вакансий значительно выросла доля следующих сегментов: продажи, медицина/фармацевтика. Доля вакансий сегмента «Продажи» увеличилась на 8%, специалисты из этой отрасли сейчас наиболее востребованы рынком. По сравнению с прошлым годом сократилась доля следующих сегментов: банки/инвестиции, административный персонал. Дефицитными являются специалисты с самым низким индексом HeadHunter, в июле-августе 2009 г. к ним относились: страховой агент, специалист по поддержке пользователей, инженер в IT, а также специалисты из отрасли медицина и фармацевтика (провизор, врач). Индекс HeadHunter сократился
по следующим профессиям с изначально
высокими значениями: рекрутер, специалист
по обучению, бренд-менеджер, прораб. Основная
причина этого — прирост числа вакансий,
а также адаптация предложения к спросу.
Специалисты из невостребованных сфер
переквалифицируются. Заработные платы В I квартале 2009 года по сравнению с концом 2008 года заработные платы специалистов изменились. У большинства специалистов заработные платы уменьшились. Незначительный рост заработной платы был лишь у некоторых специалистов. Самое значительное уменьшение заработной платы зафиксировано у HR-менеджеров, рекрутеров, менеджеров по работе с клиентами, PR-менеджеров. Предлагаемые заработные платы у этих специалистов сократились на 25–30% (рис.5). В начале 2009 года в число наиболее высокооплачиваемых менеджеров среднего звена и специалистов входили: финансовые специалисты (финансовые контроллеры, аналитики, аудиторы), а также — адвокаты, менеджеры IT-проектов, аналитики (IT-сфера), программисты, бренд-менеджеры. Летом 2009 года ситуация стабилизировалась. Зарплаты практически не менялись или менялись незначительно. В номинальном выражении на 5–15% выросли зарплаты у менеджеров проектов в маркетинге, менеджеров по продажам, медицинских представителей. Наибольший рост зарплат был у адвокатов (36%). Значительных сокращений зарплат не наблюдалось. Несколько снизились зарплаты у бренд-менеджеров, web–мастеров, аудиторов, андеррайтеров. Зарплаты наиболее востребованных специалистов, таких как юрист, программист, менеджер по продажам, в начале года снизились, но весной-летом начали постепенно расти. По другим позициям, также относящимся к востребованным (инженер в строительстве, бухгалтер, системный администратор), зарплаты после резкого падения осенью-зимой продолжают снижаться. Рынок труда в профессиональных сферах Теперь кратко охарактеризуем ситуацию по отдельным сферам труда. 1. Бухгалтерия / управленческий учет/ финансы предприятия В отличие от
всего рынка труда в этом году
в проф. сфере бухгалтерия/ Летом 2009 г. почти по всем финансовым позициям наблюдался рост индекса HeadHunter, что говорит об ухудшении ситуации в этом сегменте рынка труда. С наступлением кризиса почти у всех финансовых специалистов начали сокращаться зарплаты. Исключение составил лишь финансовый аналитик. Падение зарплат до сих пор продолжается у аудиторов, бухгалтеров, финансовых менеджеров, финансовых директоров. Весной-летом их средние зарплаты сократились на 6–8%. Тенденцию к росту демонстрируют зарплаты главных бухгалтеров, финансовых аналитиков, финансовых контролеров. 2. Информационные технологии/ интернет/телеком Начиная с мая этого года, число вакансий в IT–сфере росло примерно на 13% ежемесячно. Во 2-м квартале 2009 г. по сравнению с 1-м кварталом на 35% вырос спрос на программистов, аналитиков, администраторов баз данных. Сократился спрос на директоров и инженеров. Индекс HeadHunter сокращался
почти по всем позициям. Увеличился
лишь по позиции системный По сравнению с предкризисным периодом сократились зарплаты у IT-директоров, web–мастеров и аналитиков, что можно объяснить высоким предложением (числом резюме соискателей), а также сокращением спроса. У других специалистов зарплаты изменились незначительно. По сравнению с зимой 2009 года весной-летом у программистов выросли зарплаты на 8%. 3. Продажи Как и в других отраслях во второй половине года число вакансий в продажах сокращалось. В 2009 году наблюдался рост, в июле число вакансий было всего лишь на 16% меньше, чем до начала кризиса. Специалисты по продажам — самые востребованные и дефицитные в настоящее время. Зарплаты специалистов по продажам почти не изменились. В начале кризиса зарплаты стали несколько меньше, но сейчас наблюдается тенденция к росту. 4. Маркетинг/ реклама/ PR Сокращение числа вакансий в этой отрасли было вызвано сокращением маркетинговых и рекламных бюджетов в компаниях. В последние два-три месяца наблюдается ежемесячный прирост вакансий на уровне 13–16%. Наиболее быстрыми темпами увеличивается спрос на бренд-менеджеров и менеджеров по маркетингу и рекламе. Индекс HeadHunter значительно вырос осенью — зимой 2008 г. PR–менеджеры были одними из самых невостребованных профессий: на одну вакансию в начале 2009 года приходилось более 18 резюме. Летом этого года индекс HeadHunter начал постепенно сокращаться. Заработные платы сотрудников в сфере маркетинга в целом снижались, за исключением аналитиков, чья зарплата практически не менялась за год кризиса. Заработная плата менеджеров маркетинговых проектов начала расти в последнем квартале, но о позитивной тенденции пока говорить рано. В то же время резко подскочила зарплата директора по маркетингу: за июль-август она выросла на 61% по сравнению с предыдущим кварталом. 5. Административный персонал Ситуация в отрасли административный персонал хуже, чем в целом по рынку труда. С началом кризиса компании в первую очередь сокращали именно административные позиции. Индекс HeadHunter продолжает расти, тогда как в других сферах в основном наблюдается сокращение индекса, что говорит об ухудшении ситуации на рынке труда в этой области. Снижались зарплаты у секретарей и переводчиков. У остальных специалистов зарплаты на уровне начала 2008 года. 6. Страхование Число вакансий в страховании в 2009 году росло более высокими темпами, чем по рынку труда в целом. У страховых агентов наблюдался рост зарплат, они выросли на 17%. Рост зарплат страховых агентов связан с увеличением спроса на специалистов, которые занимаются продажами страховых продуктов. 7. Управление персоналом Пожалуй, самая сложная ситуация на рынке труда в управлении персонала. За год кризиса сокращение числа вакансий составило 70–80% от докризисного периода. Лишь в июне-июле наблюдался прирост вакансий. Из-за роста числа вакансий летом этого года сократилась напряженность на рынке труда в этой профессиональной области. Тем не менее, HR- менеджер и HR-директор — это одни из самых невостребованных позиций. На одну вакансию приходится 21–22 резюме. Весной-летом этого года заработные платы линейного персонала в этой сфере оставались без изменения, либо претерпели небольшое сокращение. Исключение составил руководящий состав — заработная плата директора по персоналу начала слабо расти. 8. Строительство/недвижимость Начиная с января 2009 года, спрос на персонал в строительстве и недвижимости в целом растет, но темпы роста ниже, чем в среднем по рынку труда. Сократился спрос на менеджеров проектов, инженеров, вырос — на архитекторов и прорабов. Более всего снизились заработные платы архитекторов — на треть, оплата труда инженеров и прорабов колебалась во время кризиса и на данный момент находится чуть ниже докризисного уровня. 9. Медицина/Фармацевтика Кризис почти не затронул рынок труда в медицине и фармацевтике. Специалисты из этой профессиональной области — одни из самых дефицитных на рынке труда. Заработные платы
врачей росли до июля-августа 2009 года,
оплата труда медицинских |
Гос. регулирование
На
рубеже 2008-2009 годов государство приняло
целый ряд важных решений, связанных
с регулированием рынка труда. Одни
были разработаны и намечены к
принятию еще в период быстрого экономического
роста, другие стали непосредственной
реакцией на начавшийся кризис. Неожиданно
высокая активность, проявленная государством
в первые кризисные месяцы, вполне могла
изменить привычный ход работы российского
рынка труда, направив его реакцию по иному
руслу, чем прежде.
В сжатом виде основные меры, предпринятые государством, отражены в табл. 2 (краткое описание этих мер сопровождается оценкой их вероятного влияния на ожидаемую динамику безработицы, где минус означает сдерживание, тогда как плюс эскалацию). Таблица 2. Вероятное воздействие мер, предпринятых государством в конце 2008-начале 2009 годов, на безработицу
Как ни парадоксально, но в большинстве случаев действия государства скорее разгоняли безработицу, нежели способствовали ее снижению:
Помимо перечисленных шагов, правительством была разработана и принята специальная антикризисная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Программа адресована не столько безработным, сколько "работникам, находящимся под риском увольнения" - намеченным к сокращению, переведенным на нестандартные режимы работы и т.д. Определены четыре основных направления ее реализации: организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения; организация общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения; содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах; содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных. На эти цели из федерального бюджета планируется потратить примерно 43 млрд. рублей. При выделении помощи регионам предполагается использовать три основных критерия: темпы роста регистрируемой безработицы; темпы роста численности работников, находящихся под угрозой массового увольнения; наличие в регионе градообразующих предприятий. Итогом реализации программы дополнительных мероприятий на рынке труда будет, по-видимому, не столько снижение безработицы, сколько отсрочка в ее росте. Вопреки заявлениям представителей государства, фактической целью программы является не сокращение численности безработных, а оказание материальной помощи отдельным группам работников (в виде стипендий при прохождении опережающего обучения, дополнительной заработной платы при участии в общественных работах и т.д.). По существу перед нами меры пассивной политики, "замаскированные" под меры активной политики на рынке труда. Анализ действий, предпринятых государством на начальном этапе кризиса, позволяет сформулировать несколько общих выводов. Во-первых, хотя эти действия порождают множество разнонаправленных эффектов, по большей части это эффекты, которые будут способствовать росту безработицы и сокращению занятости. Во-вторых, усилия государства по ужесточению контроля за ситуацией на рынке труда объективно ведут к резкому сужению свободы предприятий при выборе способов адаптации. Как следствие, амортизация шоков становится для них намного более сложной и дорогостоящей задачей, чем это было в прошлом. Однако, как показывает опыт, предприятия не остаются пассивными, отвечая на усиление государственного прессинга введением новых "нестандартных" механизмов приспособления. Достаточно сослаться на такие "новации" как переводы на неполное рабочее время по соглашению сторон; предоставление отпусков по заявлению работников; увольнения по соглашению сторон. Ни те, ни другие, ни третьи практически не использовались в 1990-е годы, но сейчас переживают настоящий бум. Так, с началом кризиса переводами на неполное рабочее время по соглашению сторон оказались охвачены свыше 600 тыс. человек (приблизительно каждый двадцатый работник); в отпуска по собственному ежемесячно уходили от 1 до 1,5 млн. работников; доля увольнений по соглашению сторон достигла 12-14% от общего числа выбытий (примерно вдвое превысив долю увольнений по сокращению штатов). |
Тенденции и прогнозы
Кризис и его реалии не способны заставить российских специалистов и управленцев снизить свои зарплатные ожидания ради скорого трудоустройства. О такой принципиальной позиции заявили 58% опрошенных. Еще 27% респондентов добавили, что также не готовы понизить свою цену перед потенциальным работодателем в связи с тем, что кризис, по их мнению, уже завершился. И только 15% готовы пойти на уступки и согласиться на более низкую зарплату, так как кризис и связанный с ним алгоритм поведения для них все еще актуален.
Как продемонстрировал опрос, наиболее склонными к смене работы оказались специалисты из таких сфер как транспорт и логистика – 56%, юриспруденция – 52%, маркетинг, реклама и брендинг – 51%. В своих планах по смене работодателя к ним также близки финансисты и сотрудники сферы оптовых продаж (49% которых планируют сменить место работы в 2010 году).
Специалисты Morgan Hunt полагают, что в 2010 году карьерные возможности будут у всех - и у финансистов, и у маркетологов, и у юристов.
По прогнозу Penny Lane Personnel, в 2010 году будут востребованы менеджеры по продажам и логистике, IT-специалисты и директора по стратегическому развитию. Если экономика в следующем году будет расти, то будут востребованы инженеры высокого уровня различных специальностей, сохранится спрос на специалистов по 1С бухгалтерии.
Несколько разошлись мнения относительно перспектив молодых специалистов с небольшим опытом работы. В Penny Lane Personnel убеждены, что работодатели по-прежнему будут игнорировать неопытных выпускников - в рейтинге самых популярных кадровых позиций давно нет места для новичков. По мнению Morgan Hunt, в 2010 году ко многим работодателям придет понимание, что кадры можно не только перекупать, но и растить внутри компании.
Обобщая эти
наблюдения, мы можем сказать, что
каких-либо явных признаков приближающейся
катастрофы в сфере занятости
российской экономики пока не заметно.
По большинству основных индикаторов,
характеризующих состояние
Таким образом, анализ показывает, что ни один из имеющихся на сегодня более или менее реалистичных прогнозов не сулит российскому рынку труда безработицу таких масштабов, с которой ему бы не приходилось сталкиваться раньше и с которой ему бы не удавалось справляться без особенно больших трений.
2010 год медленно,
но верно демонстрирует нам
восстановление объемов
Приложение
Источнтки