Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 23:43, контрольная работа
Труд – важнейший фактор производства, он создает основу национального богатства и валового внутреннего продукта общества. В то же время он обеспечивает доходы граждан, образ и уровень жизни которых во многом определяется тем, имеется ли у них и какая именно работа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 5
1.1Определения рынка труда 5
1.2Факторы, влияющие на формирование рынка труда 7
1.3Государственная политика на рынке труда 9
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА И ПРОГНОЗЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 11
2.1 Общие принципы проведения статистических исследований на рынке труда 11
2.2 Формы занятости населения…………………………………………….14
2.3 Экономическая активность населения ………………………………...16
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретически аспекты формирования рынка труда в России 5
1.1Определения рынка труда 5
1.2Факторы, влияющие на формирование рынка труда 7
1.3Государственная политика на рынке труда 9
Глава 2. Статистика и прогнозы занятости и безработицы 11
2.1 Общие принципы проведения статистических исследований на рынке труда 11
2.2 Формы занятости населения…………………………………………….14
2.3 Экономическая активность населения ………………………………...16
Глава 3. Основные направления развития рынка труда 19
Заключение 22
Список
литературы 23
.
Труд – важнейший фактор производства, он создает основу национального богатства и валового внутреннего продукта общества. В то же время он обеспечивает доходы граждан, образ и уровень жизни которых во многом определяется тем, имеется ли у них и какая именно работа.
Невозможно
представить современное
Поэтому Международной организацией труда (МОТ) и другими международными организациями поддерживается принцип полной, продуктивной, свободно избранной занятости, а цивилизованные государства берут на себя обязательство проводить политику, позволяющую обеспечить работой максимальное количество нуждающихся в ней, при этом сохраняя высокую эффективность производства и соблюдая принципы свободы выбора, предоставляемой всем гражданам в демократическом обществе.
До сих пор остаются до конца не решенными проблемы, связанные со значительными диспропорциями в уровне безработицы в субъектах Российской Федерации, внешней и внутренней миграции, структурными диспропорциями на рынке труда, выражающимися в дефиците специалистов в высокотехнологичных сферах, слабой связи между сферой образования и рынком труда.
Учитывая все это, замечу, что в настоящее время актуальным является построение новой системы государственного регулирования рынка труда и управления предложением рабочих мест, поскольку стоит задача не только минимизировать нынешнюю безработицу, но и подготовиться к новым вызовам, в будущем неизбежным и связанным с ожидаемым сокращением численности трудоспособного населения.
Целью данной контрольной работы является наиболее полно представить ситуацию рынка труда в России на данный момент. Обозначить проблемы формирования и устойчивого функционирования рынка труда на сегодняшний день. Оценить влияние оказанное мировым финансовым кризисом.
В связи с поставленной целью были выявленные следующие задачи:
-
проанализировать состояние
-
установить основные
- выявить наиболее перспективные направления для дальнейшего формирования рынка труда.
Данная
контрольная работа состоит из трех
глав, в первой главе отражены теоретические
аспекты рынка труда, вторая глава
содержит исследование современного состояния
рынка труда в России, в третьей
главе содержаться наиболее перспективные
направления для развития рынка
труда на территории Российской Федерации.
Понятие «рынок труда», его состав и границы — один из важных вопросов в отечественной науке. Рынок труда в широком понимании рассматривается как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека формирование, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и использование рабочей силы.
Согласно узкому определению, рынок труда — это сфера, в которой противостоят друг другу, с одной стороны, лица, ищущие работу, в том числе безработные, с другой — работодатели, имеющие незанятые рабочие места на предприятиях, в организациях, между которыми заключаются трудовые договоры, определяется уровень заработной платы.
Конъюнктура рынка труда понимается как социально-экономическое обусловленное соотношение спроса, предложения рабочей силы и уровня заработной платы на рынке труда. Конъюнктура рынка труда – это одно из трех состояний: равновесия (сбалансированности), дефицита рабочей силы, безработицы.
Предложение труда на уровне национального или регионального хозяйства рассматривается как сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность потенциально трудоспособного населения. Спрос на труд на уровне национального или регионального хозяйства выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест.
Безработица одна из важнейших проблем рынка труда. К безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (15 – 72 года), которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно нескольким критериям.
Безработица, определенная исходя из критериев Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), зафиксированных в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно этому закону, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.
Исходя
из вышеизложенного к ценностным целям
государственной политики в сфере занятости
следует относить такие, как реализация
каждым независимо от региона проживания,
пола, расы, национальности, религии права
на труд, достижение естественного уровня
занятости населения, достижение управляемости
трудовой миграции, повышение качества
рабочей силы (здоровье, образование, квалификация),
количественное и качественное воспроизводство
рабочей силы, управляемый и прозрачный
рынок труда.
Состава факторов, влияющих на конъюнктуру рынка труда это соотношение спроса и предложения рабочей силы и, следовательно, безработицу – имеет первостепенное значение для определения будущих контуров политики занятости.
Безработица
возникает при различных
Основными факторами, влияющими на предложение труда, спрос на труд и безработицу в стране, являются экономические и демографические. Наибольшее значение имеют экономические факторы, т. к. от них в первую очередь зависит на спрос на рабочую силу. Именно количеством, точнее недостатком, рабочих мест и уровня занятости определяется наличие и величина безработицы.
Экономические факторы занятости представляют собой сложную систему явлений и процессов, воздействующих на спрос на рынке труда и через его посредство на общие уровни занятости и безработицы.
Некоторые факторы поддаются только качественной оценке. Это в первую очередь общий объем национального богатства, в том числе обеспеченность природными ресурсами.
В то же время есть экономические процессы, сопровождаемые соответствующими статистическими показателями, количественное измерение которых хотя и не абсолютно надежно, но достаточно для целей их сопоставления с показателями занятости и безработицы. Эти показатели можно использовать для статистического анализа факторов занятости и безработицы.
Основным фактором является демографическая (в том числе миграционная) ситуация. С точки зрения качественного состава на их формирование, наряду с демографическим фактором, влияют развитие системы образования и профессиональной подготовки, система здравоохранения, социально-психологические факторы.
Трудовой
(человеческий) потенциал – это, во-первых,
количество потенциальной (временно незанятой)
и функционирующей рабочей силы в национальной
экономике, во-вторых, совокупность качественных
характеристик этой рабочей силы (состояния
здоровья, образовательного и профессионально-
Наиболее
дискуссионным направлением политики
поддержания трудового
Трудовые мигранты уже производят заметную часть ВВП России, но при этом не платят (в силу своего нелегального статуса) значительной части потенциального объема налогов, переводя из России в свои страны большие денежные средства, полученные в качестве заработной платы.
Однако главной проблемой массовой нелегальной трудовой миграции является то обстоятельство, что, занимая (на данном этапе) на российском рынке труда самые непрестижные рабочие места (в ЖКХ, на транспорте, в строительстве) мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату. Тем самым у работодателей в соответствующих секторах отпадает необходимость заботиться о повышении
производительности
труда, техническом перевооружение
рабочих мест (для того, чтобы
они отвечали уровню квалификации россиян)
и главное – о поддержании социально
приемлемого уровня заработной платы.
Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства, обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу, ведение переговоров, заключение контрактов) и использования рабочей силы (производительность труда, оплата труда, условия труда, социально-трудовые отношения, карьера работников).
В более узком понимании - это регулирование предложения труда, спроса на труд, занятости и безработицы. В этом контексте достигается близкое совпадение понятий «политика на рынке труда» и «политика занятости».
Система целей политики на рынке труда имеет разветвленный иерархический характер. Обобщая множество целей, можно сказать, что основной цель (цель первого уровня) – повышение занятости и сокращение безработицы. В качестве целей второго уровня правомерно рассматривать решение конкретных проблем спроса и предложения труда, заработной платы, структуры занятости, профессиональной структуры подготовки кадров, эффективности функционирования институтов и инфраструктуры рынка труда и ряд других.