Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 23:43, контрольная работа
Труд – важнейший фактор производства, он создает основу национального богатства и валового внутреннего продукта общества. В то же время он обеспечивает доходы граждан, образ и уровень жизни которых во многом определяется тем, имеется ли у них и какая именно работа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 5
1.1Определения рынка труда 5
1.2Факторы, влияющие на формирование рынка труда 7
1.3Государственная политика на рынке труда 9
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА И ПРОГНОЗЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 11
2.1 Общие принципы проведения статистических исследований на рынке труда 11
2.2 Формы занятости населения…………………………………………….14
2.3 Экономическая активность населения ………………………………...16
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
В I квартале 2011г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 7,5% и был ниже, чем в I квартале 2010г. (на 1,3 процентного пункта) и феврале 2009г. (на 1,9 процентного пункта), но, тем не менее, он еще выше докризисного (на 0,4 процентного пункта). Данные исследования представлены на рисунке 3.
|
Рисунок
3 – Уровень безработицы, по методологии
МОТ
В среднем за 2010г. уровень безработицы составил 7,5% и был ниже, чем в среднем за 2009г. (на 0,9 процентного пункта), и выше, чем в среднем за 2008г. (на 1,2 процентного пункта).
Подробные
статистические данные по России и
субъектам Российской Федерации, полученные
на основе выборочного обследования
населения по проблемам занятости,
опубликованы в ежеквартальном статистическом
бюллетене «Обследование
Из
проведенного исследования можно сделать
вывод, что уровень безработицы
для России на данный момент очень
высок. Необходимо применять меры по
снижению безработицы.
В соответствии с поставленными выше основными целями государственной политики на рынке труда необходимо преодоление безработицы внести в арсенал основных политических целей государства. Это должно быть сделано путем возвращения «права на труд» в Конституцию РФ, внесения в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» норм об ответственности государства за поддержание занятости и создание рабочих мест.
Поскольку в России существует негласный мораторий на внесение изменений в Конституцию РФ, можно акцентировать предложения по изменению соответствующей статьи Трудового кодекса РФ. Продолжением движения в данном направлении может быть внесение изменений в Закон «О занятости населения в Российской Федерации».
Начало реализации новых управленческих решений в сфере рынка труда и занятости может быть положено внесением соответствующих разделов в Послание Президента РФ Федеральному Собранию, как это произошло в 2006 г. с основами новой демографической политики.
Детализируем
некоторые направления
Приоритеты, цели и задачи политики на рынке труда, во-первых, должны быть стратифицированы по уровням, на которых они будут ставиться и решаться, во-вторых, сегментированы по группам проблем, сформулированных в настоящей работе.
В качестве главной проблемы политики на рынке труда выделяется борьба с безработицей. Решение этой наиболее важной задачи будет иметь положительные последствия в сфере экономики (увеличение производства ВВП, повышение массы собираемых налогов и сборов, снижение расходов на пособия по безработице и другие социальные выплаты) и положительные последствия в сфере социальной жизни народа.
В нынешней ситуации не существует политического механизма, который вменял бы высшим органам хозяйственного управления проведение политики расширения занятости. Им вменяется проведение социально-экономической (общеэкономической) ьполитики в целом, в частности, ускорение роста ВВП и сдерживание инфляции в качестве основных целей.
Социально-экономическая политика в целом влияет на уровни занятости и безработицы в любом случае. Она может влиять резко отрицательно, может никак не влиять, как современная политика, при проведении которой занятость растет только вследствие благоприятной конъюнктуры международной торговли и ряда других факторов косвенного действия.
Влияние общеэкономической политики на занятость может происходить косвенно, автоматически, без фиксации соответствующей цели. Например, стимулирование роста ВВП оказывает положительное влияние на занятость.
Предлагается внести раздел, посвященный ЭПЗ в новую редакцию Закона РФ «О занятости населения в РФ».
Помимо вменения обязанности по поддержанию системы рабочих мест и преодолению безработицы, Правительству РФ в целом и министерствам «экономического блока» для проведения экономической политики в интересах занятости может быть создана Государственная комиссия по занятости Правительства РФ и Департамент занятости населения Аппарата Правительства РФ.
С этой целью разработаны проекты концепций нормативных правовых актов по внесению изменений в «Положения» о Министерстве экономического развития и торговли РФ и Министерстве финансов РФ, направленные на конкретизацию их ответственности за поддержание занятости в стране.
Ключевые экономические ведомства должны проводить политику в интересах занятости, участвовать в разработке «Национального доклада по проблемам занятости в Российской Федерации», в разработке и реализации Федеральной целевой программы «Создание рабоих мест в Российской Федерации».
Рост занятости и сокращение безработицы могут и должны быть приравнены по своему общественному значению к росту производства и сокращению инфляции. Эти показатели должны получить статус критериев при оценке тех или иных федеральных и региональных программ, а также государственных и подлежащих государственному регулированию частных инвестиционных проектов, в том числе в рамках частногосударственного партнерства.
Опыт ряда развитых стран показывает, что вполне возможно направить НТП таким образом, чтобы он создавал больше рабочих мест, чем ликвидирует. И поведение иностранных инвесторов в России можно отрегулировать именно так. Например, фирмы, желающие наладить в России сборку своих автомобилей, можно заставить (на стадии утверждения проекта) одновременно построить или реконструировать заводы по производству двигателей, других комплектующих изделий и материалов.
Правительством
Российской Федерации на основе экспертизы
с точки зрения безопасности для
занятости могут отвергаться, отправляться
на доработку проекты
Одновременно
Правительством Российской Федерации
должны приниматься решения, стимулирующие
занятость, например, о расширении затрат
государственного бюджета на закупки
отечественных вооружений и продукции
гражданского назначения – изделий авиационной,
автомобильной промышленности, медицинской
техники, лекарств, сельскохозяйственной
и другой продукции, увеличении заказов
на строительство различных объектов,
транспортные услуги и услуги связи, фундаментальные
научные исследования.
Главной целью в системе приоритетов государственной политики на рынке труда является сокращение безработицы до минимума (ориентировочно – до 2 – 3%). В какой-то мере на достижение этой цели работают автоматические механизмы социально-экономического развития (рост ВВП, увеличение инвестиций, сохранение благоприятной внешнеторговой конъюнктуры) и демографические механизмы (ожидаемое сокращение численности населения в трудоспособном возрасте).
Однако более быстрому достижению данной цели препятствует ряд институциональных проблем, среди которых такие, как: отсутствие обеспечения права на труд в сфере основных конституционных гарантий прав человека, отсутствие ответственности Правительства РФ и ключевых министерств «экономического блока» за состояние занятости, возложение этой ответственности на государственную структуру с урезанными полномочиями и суженными финансовыми возможностями – Федеральную службу по труду и занятости.
Преодоление
этих институциональных барьеров, формирование
общегосударственной
При благоприятном стечении обстоятельств естественный уровень безработицы может быть достигнут в первой половине 2015-х гг. В дальнейшем российский рынок труда может столкнуться с дефицитом рабочей силы, проблему которого надо будет решать главным образом за счет повышения производительности труда и внедрения трудосберегающих технологий.
4. Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства. М.: Статистика России, 2010.
5. Государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т. Малевой. М.: Московский Центр Карнеги, 2008.
6. Докторович А. Наш капитал — трудовой потенциал // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 7.
7. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С. Чижова. М.: Наука, 2008.
8. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: Адаптация без реструктуризации, М.: ГУ — ВШЭ, 2009.
9. <www. ecsocman. edu.ru> - Экономика, социология, менеджмент. Федеральный образовательный портал.
10. <www. economy. gov.ru/wps/portal> — официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
11. <www. gks.ru> — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
12. <www. kremlin.ru> — официальный сайт Президента Российской Федерации.
13. <www. rostrud. info> — официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда).