Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:48, курсовая работа

Описание

Современный этап развития экономики связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд – свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Содержание

Введение 3

1. Рынок труда и его структура 4

2. Причины и формы безработицы 8

3. Государственное регулирование занятости 19

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Рынок труда.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

     Для смягчения негативов безработицы  в России, как и в западных странах, разрабатывается и проводится в жизнь политика занятости.

     В 1991 г. принят Закон РСФСР «О занятости  населения в РСФСР» (в последующий  период в него вносились изменения  и дополнения), которым определены правовые, экономические и организационные  основы государственной политики в сфере занятости населения.

     Разработанную правительством политику занятости  можно подразделить на две группы:

      1) методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы;

  1. методы, направленные на снижение уровня циклической безработицы.

     Хотя фрикционная и структурная безработица, представляющие естественную безработицу, являются неизбежными следствиями общественного развития, проявления свободы индивида, слишком высокий уровень естественной безработицы оказывает негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, поэтому общество заинтересовано в снижении этого уровня с помощью методов, которые не ограничивают свободу личности и не препятствуют прогрессивным структурным изменениям. К числу таких методов относятся:

    • создание гибкой системы профессиональной подготовки и

переподготовки  кадров, способной быстро приспособиться к структурным изменениям в спросе на рабочую силу;

    • создание качественной и доступной общенациональной

информации о  наличии свободных рабочих мест;

    • создание материальной поддержки лиц, проходящих

профессиональную  подготовку, вынужденных в связи  с изменением работы менять место  жительства.

      Методы  сокращения циклической безработицы  – это прежде всего методы стимулирования деловой активности в периоды кризисного спада, т.е. методы стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики.

      В качестве таких мер предусмотрены:

      1) разработка мер финансово-кредитной  инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное  размещение производительных сил,  повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;

      2) разработка и реализация федеральных  и территориальных программ содействия занятости населения;

      3) создание Федеральной службы  занятости населения, которая  отслеживает ситуацию на рынке труда, проводит мероприятия, способствующие занятости населения;

      4) организация общественных работ,  осуществляемая органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости в целях обеспечения временной занятости населения.

      Государство гарантирует ряд видов социальной поддержки безработным:

      - выплату пособий по безработице;

      - выплату стипендий в период  профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;

      - возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

      - возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

      Определены  сроки выплаты пособий безработным, зарегистрированным в региональных службах занятости – 12 месяцев. При этом первые три месяца выплачивается 75%, следующие четыре месяца - 60%, дальше - 45% уровня последней заработной платы.

      После окончания срока выплаты пособий  в случае необходимости могут оказываться различные виды материальной помощи – дотации или единовременные выплаты за пользование жильем, услугами здравоохранения, образования транспорта, общественного питания и т.д.

      Федеральная служба занятости, включающая многочисленную сеть региональных служб, явилась основной структурой, регулирующей отношения занятости в стране. Она решает следующие проблемы:

      - определяет прогнозы состояния занятости населения;

      - определяет размеры финансирования  мероприятий по содействию занятости населения;

      - организует профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

      - организует общественные работы, т.е. временные работы, обеспечивающие занятость на предприятиях, находящихся в федеральной собственности, в субъектах федерации.

      Общественные  работы могут быть организованы для  выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

      - строительство автомобильных дорог,  их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

      - проведение сельскохозяйственных  мелиоративных работ;

      - заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

      - строительство жилья, реконструкция  жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников;

      - озеленение и благоустройство  территорий, зон отдыха и туризма;

      - другие доступные виды деятельности.

      В соответствии с Законом РСФСР  «О занятости населения в РСФСР» был сформирован источник финансирования деятельности Федеральной службы занятости  – Государственный фонд занятости (ГФЗН), который концентрировал средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Надо отметить, что уже в начальный период реальные поступления в фонд оказались далеки от нормативов, что обусловило «ужимание» средств для выплаты пособий. В настоящее время проблема источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения остается актуальной.

      Помимо  Федеральной службы занятости, важную роль в урегулировании трудовых отношений в настоящее время играет Федеральная миграционная служба.

      Развитие  рыночных отношений, усиление миграционных процессов обусловили необходимость содействия гражданам РФ в поиске работы за рубежом, учета и контроля за соблюдением условий заключенных трудовых контрактов.

      В последние годы весьма актуальной для  России оказалась проблема беженцев. Наряду с целым рядом организационных проблем она потребовала разработки и осуществления мер по привлечению и использованию труда иностранных граждан на территории РФ.

      Сегодняшние реалии:

      - громадное число безработных;

      - значительный размер скрытой  безработицы, свидетельством чему является разрыв между регистрируемой и реально существующей безработицей;

      - в условиях затянувшегося спада  производства и инвестиционного  кризиса – большие размеры  застойной безработицы, многочисленность  бродяг, люмпенов и т.д.

      Позитивные  преобразования в сфере трудовых отношений возможны лишь при радикальных  структурных преобразованиях экономики, переходе на ресурсосберегающие «параметры». Решающий вклад могут внести современные информационные и телекоммуникационные технологии. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, могут создать значительное количество мест, о чем свидетельствует практика развитых стран.

 

      Заключение.

      Я провела исследование по теме: «Рынок труда и безработица». Рассмотрев рынок труда и его структуру, причины и формы безработицы, государственное регулирование занятости я пришла к следующим выводам.

      В настоящее время ситуация в России на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников. Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам .Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего, машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

         Все эти проблемы нельзя было оставлять без решения. Конечно, экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен – нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектора экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе).

      В идеале в России следует создать  максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы

      Формирование  рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления  рыночного механизма. Основными  направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др. 

 

      Список  использованной литературы.

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.
  2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Москва: Изд-во МГУ, 1994.
  3. Под редакцией профессора Николаевой И.П. Экономическая теория: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 2000.
  4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (Экономическая теория труда): учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000.
  5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва: Дело, 1999.
  6. Вопросы экономики. №9, 2001: Г. Монусова "Незанятость в России: вынужденная или добровольная?"
  7. Обзор экономики России. 1997 г. Вып.2. Москва. 1997.
  8. Обзор экономики России. 2000г. Вып.2. Москва. 2000.
  9. Обзор экономики России. 2002 г. Вып.3. Москва, 2002.
  10. Прокопов Ф.П. Безработица в переходной экономике // Человек и труд. 1998. №1.
  11. Теория и практика развития экономики региона. Сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции. Под редакцией Сергеева Н.И., Зельникова Ю.И. – Калуга: ИД «Эйдос», 2004.
  12. Экономика и жизнь. сентябрь 2002г. №38.
  13. www.gazeta.ru
  14. www.lenta.ru

Информация о работе Рынок труда