Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:48, курсовая работа
Современный этап развития экономики связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд – свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.
Введение 3
1. Рынок труда и его структура 4
2. Причины и формы безработицы 8
3. Государственное регулирование занятости 19
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Для
смягчения негативов
В
1991 г. принят Закон РСФСР «О занятости
населения в РСФСР» (в последующий
период в него вносились изменения
и дополнения), которым определены
правовые, экономические и
Разработанную правительством политику занятости можно подразделить на две группы:
1) методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы;
Хотя фрикционная и структурная безработица, представляющие естественную безработицу, являются неизбежными следствиями общественного развития, проявления свободы индивида, слишком высокий уровень естественной безработицы оказывает негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, поэтому общество заинтересовано в снижении этого уровня с помощью методов, которые не ограничивают свободу личности и не препятствуют прогрессивным структурным изменениям. К числу таких методов относятся:
переподготовки кадров, способной быстро приспособиться к структурным изменениям в спросе на рабочую силу;
информации о
наличии свободных рабочих
профессиональную подготовку, вынужденных в связи с изменением работы менять место жительства.
Методы сокращения циклической безработицы – это прежде всего методы стимулирования деловой активности в периоды кризисного спада, т.е. методы стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики.
В качестве таких мер предусмотрены:
1)
разработка мер финансово-
2)
разработка и реализация
3) создание Федеральной службы занятости населения, которая отслеживает ситуацию на рынке труда, проводит мероприятия, способствующие занятости населения;
4)
организация общественных
Государство
гарантирует ряд видов
-
выплату пособий по
- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;
-
возможность участия в
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Определены сроки выплаты пособий безработным, зарегистрированным в региональных службах занятости – 12 месяцев. При этом первые три месяца выплачивается 75%, следующие четыре месяца - 60%, дальше - 45% уровня последней заработной платы.
После
окончания срока выплаты
Федеральная служба занятости, включающая многочисленную сеть региональных служб, явилась основной структурой, регулирующей отношения занятости в стране. Она решает следующие проблемы:
- определяет прогнозы состояния занятости населения;
-
определяет размеры
-
организует профессиональную
- организует общественные работы, т.е. временные работы, обеспечивающие занятость на предприятиях, находящихся в федеральной собственности, в субъектах федерации.
Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
-
строительство автомобильных
-
проведение
- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
-
строительство жилья,
- озеленение и благоустройство территорий, зон отдыха и туризма;
-
другие доступные виды
В соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» был сформирован источник финансирования деятельности Федеральной службы занятости – Государственный фонд занятости (ГФЗН), который концентрировал средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Надо отметить, что уже в начальный период реальные поступления в фонд оказались далеки от нормативов, что обусловило «ужимание» средств для выплаты пособий. В настоящее время проблема источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения остается актуальной.
Помимо Федеральной службы занятости, важную роль в урегулировании трудовых отношений в настоящее время играет Федеральная миграционная служба.
Развитие рыночных отношений, усиление миграционных процессов обусловили необходимость содействия гражданам РФ в поиске работы за рубежом, учета и контроля за соблюдением условий заключенных трудовых контрактов.
В последние годы весьма актуальной для России оказалась проблема беженцев. Наряду с целым рядом организационных проблем она потребовала разработки и осуществления мер по привлечению и использованию труда иностранных граждан на территории РФ.
Сегодняшние реалии:
- громадное число безработных;
- значительный размер скрытой безработицы, свидетельством чему является разрыв между регистрируемой и реально существующей безработицей;
-
в условиях затянувшегося
Позитивные
преобразования в сфере трудовых
отношений возможны лишь при радикальных
структурных преобразованиях
Заключение.
Я провела исследование по теме: «Рынок труда и безработица». Рассмотрев рынок труда и его структуру, причины и формы безработицы, государственное регулирование занятости я пришла к следующим выводам.
В
настоящее время ситуация в России
на рынке труда приобретает новые черты.
Во-первых, многолетняя скрытая безработица,
которой сопутствует ею же обусловленный
дефицит рабочей силы, продолжается. Падение
производства, с одной стороны, и низкая
эффективность организации производства
и труда с другой, увеличивают масштабы
недоиспользования работников. Во-вторых,
возникли существенные сбои в воспроизводстве
профессионально-
Все эти проблемы нельзя было оставлять без решения. Конечно, экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен – нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектора экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе).
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы
Формирование
рынка труда в России, его прогнозирование,
является неотъемлемой частью становления
рыночного механизма. Основными
направлениями его регулирования должны
стать: борьба против дальнейшего спада
производства; недопущение массовой безработицы;
принятие мер по повышению уровня жизни
населения и др.
Список использованной литературы.