Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:48, курсовая работа
Современный этап развития экономики связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд – свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.
Введение 3
1. Рынок труда и его структура 4
2. Причины и формы безработицы 8
3. Государственное регулирование занятости 19
Заключение 29
Список использованной литературы 31
В то же время увеличение периода поисков работы вызывает частичную утрату профессиональных и квалификационных качеств рабочей силы. Все это изменяет реальные условия функционирования рынка труда в сторону его большой инерционности, что выражается в росте естественной безработицы.
Объем занятости в экономике является основным фактором, определяющим размеры национального продукта и дохода при данном уровне развития техники и технологии. Вследствие этого наибольшего, потенциально возможного уровня производства и дохода экономика может достичь только при полном использовании трудовых ресурсов. Если фактический уровень безработицы превышает естественный на величину циклической безработицы, то реальные объемы производства снижаются по сравнению с потенциально возможными. Другими словами, когда экономика не может обеспечить рабочими местами всех желающих работать, то ее производственный потенциал сужается на величину непроизведенных благ. Это – экономические издержки безработицы.
Американский ученый А. Оукен на основе эмпирических исследований выявил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объема производства от потенциального. Эта зависимость получила название закона Оукена: превышение фактической безработицы над естественной на 1% приводит к отставанию реальных объемов производства от потенциально возможных на 2,7%. Данное соотношение имеет и обратную силу.
Но безработица имеет и
Безработица – опасное в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Серьезность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.
Государственное регулирование занятости.
В
различных странах и в
Активное вытеснение работников из производства в период промышленной революции обусловило исследование механизмов ее уменьшения.
Классики воспринимали капитализм как саморегулирующуюся систему, способную развиваться «саму по себе», в которой полная занятость является нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней.
Неоклассики считали, что рынок труда, как и другие рынки, действуют на основе ценового равновесия, роль которого в данном случае выполняет заработная плата. По их мнению, именно с помощью заработной платы поддерживается равновесие спроса и предложения рыночной силы, при котором безработица невозможна. Несовершенства рынка приводят к отклонению заработной платы от равновесного уровня, что обуславливает безработицу.
Кейнсианский подход резко отличается от неоклассического. Его сторонники рассматривали рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Они считали заработную плату жестко фиксированной, а следовательно, не могущей выступать регулятором рынка. Роль регулятора они отводили государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие. Например, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления, что приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом.
Близкие позиции занимают монетаристы. Как и кейнсианцы, они исходят из жесткой системы цен на рабочую силу, предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Они допускают некий естественный уровень безработицы, отражающий структурные характеристики рынка труда. Вместе с тем для «уравновешивания рынка» считают необходимым применение инструментов денежно-кредитной политики, которые позволят стимулировать инвестиционную и деловую активность и, таким образом, увеличить занятость в стране.
Как кейнсианский, так и монетаристский подходы ориентировались на государственные механизмы регулирования занятости, допускали неполную занятость.
Практика подтвердила недостижимость полной занятости. Попытки ее установления приводят лишь к кратковременному снижению уровня безработицы, за которым следует его рост.
В связи с недостижимостью полной занятости было «уточнено» понятие «полная занятость», под которой в современных условиях подразумевается соответствие численности работающих, желающих трудиться и ищущих работу количеству рабочих мест, за вычетом естественной безработицы, определенной с учетом сегодняшних реформ вот многих странах на уровне 6%.
Отмеченная корректировка имеет определенное неформальное значение, требующее учета при определении направлений деятельности в области политики занятости.
Фрикционная
и структурная безработица
Вместе с тем циклическая безработица, носящая «взрывной» характер, приводит к единовременному массовому «выбросу» людей из производства, что требует других механизмов, стимулирующих массовые работы, значительные денежные вливания и т.д.
В связи с недостижимостью полной занятости, реальностью различных форм безработицы правительства стран определяют соответствующие специфике страны направления политики занятости, как правило также имеющие различные формы, сориентированные на условия экономической динамики, связанные с «привлечением» или «выбрасыванием» рабочей силы.
Ранее всего политика занятости была разработана и практически осуществлена в 30-40-е гг. в США, где, по имеющимся оценкам, в период Великой депрессии около 25% населения составляли безработные.
«Новый курс» Рузвельта (1933-1938) включал ряд мероприятий по регулированию занятости. В частности, в соответствии с курсом широкое распространение в США получили общественные работы, сыгравшие важную роль в сокращении безработицы, стимулировании спроса.
В последующий период на Западе была разработана получившая широкое распространение система социальных амортизаторов, применяемых для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Она включает три «блока» амортизаторов.
1.
Регулирование занятости,
рабочей недели в период массовой безработицы;
работниками для увеличения занятости;
сектора, не дослуживших до пенсии 2-3 года;
безработных и молодежи;
иммиграции иностранных рабочих и т.д.
2.
Биржи труда, осуществляющие
3.
Фонды страхования по
Система амортизаторов «смягчает» негативные последствия потери работы, выступает гарантом экономической безопасности трудящихся.
Ряд
направлений федеральной
Наибольшую активность на местных уровнях проявляют предприниматели, в случае необходимости – муниципалитеты, которые реализуют значительный комплекс мероприятий с целью формирования спроса на рабочую силу. При этом достигается конкурентоспособность предприятия, обеспечивающая получение прибыли.
Можно выделить ряд важнейших направлений политики формирования спроса на рабочую силу:
1) сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних, неэффективных;
2) создание рабочих мест на основе развития предпринимательства, как правила малого, благодаря которому, например в США, создаются восемь из десяти новых рабочих мест;
3) организация оплачиваемых общественных работ – т.е. предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием объектов, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда, с учетом возможностей состава лиц, нуждающихся в работе. В ряде стран, например ФРГ, выполнение характеризуемых работ распространяется также на предприятия, которые определяют круг работ, не входящих в их прямые обязанности, для чего организуют и оплачивают из средств предприятия рабочие места, на которые привлекаются безработные;
2) создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью трудового потенциала.
Наряду с формированием спроса важным направлением является формирование предложения рабочей силы, которое отражает потребности и интересы работников, желающих получить работу. Тут также можно выделить ряд направлений.
1)
повышение профессионально-
2) развитие самозанятости, предполагающее стимулирование различных направлений индивидуальной трудовой деятельности;
Такая достаточно мобильная политика позволяет комплексно решать проблемы занятости значительной части населения, относящегося как к структурной и фрикционной, так и циклической безработице, выступающих в реальном процессе под общим флагом безработных.
Как правило, политика мест дополняет и конкретизирует политику федерального правительства, направленную на полную занятость, способствует реализации тезиса «безработица на периферии».
В современной России проблемы занятости, появившиеся в период рыночных преобразований, также потребовали проведения политической занятости.
Переход к рыночным отношениям наряду с позитивными возможностями проявления индивидуализации, выбора места работы в соответствии с потребительскими предпочтениями и т.д. обусловил значительность негативов. Наиболее важный из них – безработица, которая за короткий период приобрела весьма значимые размеры. По имеющимся оценкам, в 1993 г. полностью и частично безработных насчитывалось около 8 млн. чел., или 10% экономически активного населения, в 1994 г. этот показатель возрос до 10 млн. чел., что составило 13,5% экономически активного населения.
П расчетам исследователей, в 1995-1996 гг. потери ВВП от неучастия в экономической деятельности безработной рабочей силы составили порядка 200 трлн. руб. в год. При полном же устранении безработицы ВВП мог быть на 8-9% больше. Недобор только подоходного налога и отчислений во внебюджетные социальные фонды заработной платы, по оценкам, превысил в 1996 г. 20 трлн. руб.6
Исследователи
характеризуют тяжелые