Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:35, курсовая работа
Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах, может быть по-настоящему эффективным. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.
Введение 3
Глава I. Особенности рынка труда 4
§1 Сущность рынка 4
§2 Структурная особенность рынка труда 5
§3 Спрос и предложение на рынке труда. Субъекты спроса 6
Глава II. Спрос и предложение на рынке труда 10
§1 Эффект замещения и эффект дохода 10
§2 Регулирование рынка, воздействие на спрос и предложение 11
Глава III. Государственные институты на рынке труда 13
§1 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России 13
§2 Перспективы развития рынка труда 15
§3 Институт профсоюзов 17
Глава IV. Заработная плата 22
§1 Механизм формирования заработной платы 22
§2 Различия в заработной плате 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
- В сфере малого предпринимательства обычно нарушается трудовое законодательство, нередко можно говорить и о криминализации бизнеса. В настоящее время малый бизнес нельзя считать полноценным источником легальной и достойной занятости, реальной альтернативой трудоустройства для работников, увольняемых с крупных и средних предприятий.
- Сохраняется стабильный спрос на рабочую силу для вредных производств: на конец 2001 года количество работников промышленных предприятий, вынужденных трудиться в опасных и вредных условиях, составляло не менее 20 процентов общей численности штата этих предприятий.
-
В силу сложившейся дифференциации заработной
платы по отраслям и профессионально-
Предложение труда отражает готовность работников продавать свой труд за существующее на рынке вознаграждение. На величину предложения труда и его структуру (численность занятых и безработных) оказывают непосредственное воздействие демографические тенденции и качество трудового потенциала. Предложение труда, как и спрос, может быть объектом государственного регулирования.
Субъектами предложения на рынке труда являются домашние хозяйства. Объем предложения труда зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги, так как чаще всего заработная плата – основной источник доходов.
На формирование предложения на рынке труда России влияют и будут влиять следующие основные демографические тенденции:
- Численность населения страны с 1992 года постоянно снижается, и к 2003 году составила 143 миллиона человек. Эта тенденция наблюдается и в настоящее время.
- Возрастная структура населения меняется в сторону общего старения. Ожидаемая демографическая нагрузка при этом до 2008 года будет снижаться, а затем начнет расти и к 2014 году превысит текущий уровень примерно на 10%. Численность населения в возрасте старше трудоспособного в период после 2007 года будет ежегодно увеличиваться в среднем на 300 тысяч человек.
- Гендерная структура населения характеризуется преобладанием женщин. Эта ситуация сохранится до 2016 года. Однако до 2006 года прирост трудоспособного населения обеспечивался за счет мужчин, что привело к некоторому увеличению их удельного веса среди занятых.
-
До 2005 года трудоспособное население увеличилось
на 800 тысяч человек. После 2006 года численность
трудоспособного населения начала сокращаться.
Таким образом, в скором времени возникнет
непростая задача обеспечения экономики
необходимыми ресурсами труда.
Глава II.
Спрос и предложение на рынке труда.
§1 Эффект замещения и эффект дохода.
На рынке труда действуют два явления, которые оказывают существенное влияние на рынок труда. Эти эффекты проявляются при повышении ставок заработной платы отдельного индивидуума. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти, но в соответствии с эффектом замещения и эффектом дохода увеличение заработной платы до определенных размеров ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина – увеличение заработной платы приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.
Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла быть реализована при превращении свободного времени в рабочее – отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно, замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Это и есть эффект замещения на рынке труда.
Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. При этом меняется отношение к свободному времени – оно перестает казаться вычетом из заработной платы, а предстает полем для отдыха – высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени, а сделать это можно лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы.
Но
нужно отметить, что эффект дохода
характерен только для индивидуального
предложения труда, а для отраслевого
предложения характерно преобладание
эффекта замещения. Даже если для отдельных
субъектов более высокие ставки заработной
платы могут послужить стимулом для сокращения
предложения своих трудовых услуг и увеличению
своего досуга, то для других лиц высокая
ставка заработной платы послужит сигналом
для увеличения предложения труда. Более
того, высокие ставки могут привлечь работников
из других отраслей.
§2 Регулирование рынка, воздействие на спрос и предложение.
Государство должно воздействовать на рынок труда различными способами. Например, политика гибкой занятости, которую проводила Дания. В этой стране с 1994 г. действует программа, в рамках которой работники имеют право на получение полностью или частично оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам. Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены безработным на условиях временной занятости. Программа имеет целью улучшение структуры занятости в результате добровольной ротации. Особо поощряются отпуска в целях пополнения образования.
В ряде латиноамериканских стран разработаны программы стимулирования добровольных долгосрочных отпусков государственных служащих. Задача таких программ - обеспечить государственным служащим возможность временно оставить работу и заняться частным бизнесом. За ушедшими в долгосрочный отпуск сохраняется стаж и право на пенсию, им выплачивается единовременное пособие в размере нескольких месячных заработных плат. Как показал опыт, это не ведет к снижению дееспособности госаппарата.
Важнейшим направлением политики занятости должна является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.
В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.
Для общей характеристики ситуации на рынке труда в нашей стране используется такой показатель, как «официальный уровень безработицы» (уровень безработицы, зарегистрированный в органах государственной службы занятости), который рассчитывается как отношение численности безработных зарегистрированных в органах государственной службы занятости к числу экономически активного населения в рассматриваемом периоде времени.
u(ur)=U/L=U/(E+U)
где
u(ur) – уровень безработицы, L – численность
экономически активного населения, E –
численность занятых, U – численность
безработных.
Глава III.
Государственные институты на рынке труда.
§1 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России.
В настоящее время задачи посредничества в поиске места работы решают государственные центры (службы) занятости и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.
На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант.
В России же происходит противостояние государственных и частных агентств по найму, которое обусловлено прежде всего несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.
Государственная служба занятости занимает монопольное место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением города Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.
Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще очень мало (за исключение крупных городов), процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в центры занятости:
- психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;
-
население плохо информировано
о расположении данных служб,
об их предназначении и
- возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске и найме рабочей силы.
Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего, находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как "через государственные СЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе", "в СЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины".
Как
бы ни были субъективны оценки людей,
неоспоримым является то, что большинство
не имеющих работы не пользуется услугами
органов службы занятости. Эта субъективная
информация ценна и ее изучение позволит
оказывать влияние на мотивационный механизм
человека, желающего трудоустроиться.
Информация о работе Рынок труда:спрос и предложение,уровень заработной платы