Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа
При написании курсовой работы автор поставила перед собой достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме.
Рынок услуг
- это экономические отношения
между продавцами и
По сравнению
с рынком товаров, рынок услуг
характеризуется следующими
Динамика платных услуг населения в Украине, млн грн
1995 |
3 млрд 704 млн грн | |
1997 |
9,278 | |
2002 |
13,374 | |
По Крыму |
По Севастополю | |
1995 |
335 |
29 |
1997 |
654 |
84 |
2002 |
902 |
130 |
Часто
исследователи сферы услуг
сравнивают ее свойства со
свойствами материально-
представляют собой действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»:
нематериальные;
Этот список не безоговорочен и далек от исчерпывающего, однако он хорошо демонстрирует необходимость оговорок при описании свойств услуги. Можно заметить, что в данном случае некоторые свойства сопровождаются замечаниями «как правило», «во многих случаях», «могут быть» и т.п.
Функции рынка услуг аналогичны функциям любого рынка. К ним относятся:
- посредническая
- ценообразующая
- регулирующая
- стимулирующая
- информационная
- очистительная
Таким образом, рынок сферы услуг имеет свои определенные особенности по сравнению с рынков товаров, но при этом его функции аналогичны функциям любого рынка.
2 Анализ функционирования рынка услуг
2.1 Рынок информационных технологий и услуг
Рынок информационных технологий являются самым динамично развивающимся. Развитие информационных технологий позволит России выйти на лидирующие позиции в мире как по отрасли ИТ, так и по экономике в целом.
В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Многие годы и десятилетия в нашей стране считалось, что самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.
Так мы и жили, реализуя Самую Передовую теорию, производя самые тяжелые станки и самые крупные транзисторы, имея самую высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как «вдруг» очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.
В свою очередь рынок
Что же
касается российской экономики,
то рынок информации еще
Опыт
многих развивающихся стран
показывает, что приоритетное развитие
информационного производства
Усиление конкуренции на информационном рынке повлекло за собой как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации.
Вместе с ростом
числа производителей на
Таким образом, на рынке
информации четко проявились основные
тенденции структурных изменени
Тенденции развития рынка информационных технологий
Рисунок 1 — Ведущие фирмы-поставщики ПК на мировом рынке в 2002 г.
В первую пятерку крупнейших поставщиков ПК в мире [36], вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор.
В 2003-2004 гг. динамика поставок на мировой рынок компьютерной техники выглядит следующим образом, практически вся пятерка лидеров продемонстрировала рост поставок (таблица 1). В особенности большой рост поставок отмечается у компании Acer — 30,7%, Dell — 22,5%, Fujitsu Siemens — 19,3%. Компания Dell потеснила с первого места компанию HP в 2003 г. c рыночной доли 17,2% против 16,1% у HP в 2002 г. Всего же объем поставок вырос в среднем на 15,5%.
Таблица 1 объемы поставок на мировой рынок ПК [8]
Производитель |
2003 г. |
2004 г. |
Рост объема поставок, % | ||
Объем поставок, тыс. шт. |
Рыночная доля, % |
Объем поставок, тыс. шт. |
Рыночная доля, % | ||
Dell |
5929 |
17,2 |
7264 |
18,3 |
22,5 |
HP |
5399 |
15,7 |
6229 |
15,7 |
15,4 |
IBM |
2183 |
6,3 |
2565 |
6,5 |
17,5 |
Fujitsu Siemens |
1275 |
3,7 |
2521 |
3,8 |
19,3 |
Acer |
971 |
2,8 |
1269 |
3,2 |
30,7 |
Остальные |
18 650 |
54,2 |
20 885 |
52,6 |
12,0 |
Всего |
34 408 |
100,0 |
39 733 |
100,0 |
15,5 |
Рисунок 4 — Рост спроса на компьютеры в Восточной Европе в 2002 г
Рисунок 5 — основные компании-поставщики компьютерной технике в Европе
Рисунок 6. Распределение мирового рынка операционных систем на конец 2002 г.
Рынок ИТ-оборудования России демонстрирует рост во всех сегментах (таблица 2); при этом основные особенности его развития состоят в следующем:
Проанализировав сегменты ИТ-рынка в России можно увидеть, что все сегменты рынка демонстрируют уверенный рост по сравнению с 2002 г. Самый большой рост наблюдается в сфере интернет-торговле — 53,4%, разработке программного обеспечения (ПО) —51,9%, консультирование в ИТ 50,4% Самые крупные сегменты рынка Интеграция — около 4,3 млрд. руб., рост —35,7%, смешанный бизнес — около 3,5 млрд. руб., рост — 34,4%, дистрибуция компьютерной техники — около 3,5 млрд. руб., рост — 32,6% (таблица 2).
Таблица 2 Рост сегментов ИТ-рынка в России[12]
Сегмент рынка ИТ |
Оборот в 1000 тыс. руб., 2003 г. |
Оборот в 1000 тыс. руб., 2002 г. |
Рост % |
Интернет-торговля |
130 877 |
85 292 |
53,4 |
Разработка ПО |
682 240 |
449 189 |
51,9 |
Консультирование в ИТ |
43 750 |
29 088 |
50,4 |
Интеграция |
4 323 167 |
3 184 982 |
35,7 |
Смешанный бизнес (группы компаний) |
3 511 549 |
2 613 541 |
34,4 |
Дистрибуция компьютерной техники |
3 490 497 |
2 632 795 |
32,6 |
Дистрибуция телекоммуникационного оборудования |
276 192 |
220 607 |
25,2 |
Производство компьютерной техники |
399 489 |
351 022 |
13,8 |
Анализ долей рынка ИТ по регионам России показывает, что лидирующие позиции занимает центральный регион — 46%, северо-западный — 19%, сибирский 11% и Уральский 10% (рисунок 8)
Анализируя тенденции мирового рынка ИТ можно подвести следующие итоги: