Рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание

При написании курсовой работы автор поставила перед собой достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

        Диапазон мер по ограничению  внутренних рынков услуг широк.  Общеприняты системы лицензирования, сертификации, аккредитации, подтверждения  образовательного и квалификационного статуса производителей, разного рода ограничения на перемещение рабочей силы и потребителей услуг.

    Для сферы  услуг, кроме того, характерны  существенные межстрановые различия  в принципах и практике организации  хозяйственной деятельности. На рынке услуг сохраняются многочисленные перегородки и барьеры , и в отличие от рынка товаров он далек от полной либерализации. Хотя в последнее время в услугах активно вводятся общеевропейские нормы и стандарты, реализация соответствующих директив и других документов идет, по свидетельству экспертов, достаточно трудно и медленно.

Высокие входные барьеры  для производителей, слабая конкуренция  и более сильные монопольные  тенденции сдерживают развитие отраслей услуг и их интеграцию в мировое  хозяйственное пространство. В этой связи либерализация рынков услуг выдвинулась во многих странах и их объединения в число первоочередных целей экономической политики. Данная проблематика занимает центральное место в деятельности ГАТС- приоритеты неизменно отдаются снижению барьеров в торговле услугами и установлению общих правил игры на разнородных рынках. Совокупный эффект от устранения этих барьеров в торговле товарами и услугами оценивается в 260 млрд долл. В год, в том числе за счет либерализации аграрного рынка- 50 млрд, рынка промышленных товаров — 80 млрд. рынка услуг -130 .млрд долл.

Глобализации услуг  порождает острую научную и общественную дискуссию относительно хода и результатов этого процесса. Доводы его сторонников примерно те же, что и защитников глобализации товарных рынков: оптимизация аллокации ресурсов в рамках мирового хозяйства и повышение эффективности их использования на базе углубления общественного разделения труда.

          С позиций мирохозяйственного  развития особенно важна интенсификация обмена нематериальными ценностями, рост масштабов и ускорение международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного опыта, организационно-управленческих моделей. Немалые выгоды от глобализации получают потребители услуг, поскольку расширяются возможности выбора, под давлением конкуренции снижаются цены, улучшается качество сервиса, появляется множество его новых видов. Глобализации услуг оказывает существенное воздействие на гуманитарный прогресс: с расширением доступа потребителей к высококачественным услугам образования, здравоохранения, культуры, рекреации повышается качество жизни населения, идет взаимообогащение культур разных народов и т.д. В ходе международной экспансии услуг создаются условия для сокращения глубокого разрыва между развитыми и развивающимися странами по ключевым показателям экономического и социального развития.

 В ряду негативных  последствий глобализации услуг отмечаются угроза вестернизации и американизации образа жизни, утверждение чуждых тем или иным народам жизненных стандартов и стереотипов поведения, загрязнение Интернета асоциальным содержанием, высокая концентрация обмена наиболее ценными нематериальными услугами в небольшом группе стран и ряд других.

В целом же в общественном мнении все более утверждается оценка глобализации услуг как одного из проявлений поступательного движения производительных сил, остановить которое невозможно. На первый план в мировой пол тике и экономике выдвигается непростая задача максимизации в масштабах планеты выгод глобализации и сведения к минимуму ее негативных последствий.

 

 

2.3 Рынок мобильной  связи, данные по Украине 

 

 

Сотовая связь одна из наиболее динамично развивающихся  отраслей. С самого начала существования  сотовых сетей в России (с 1991 г.) наблюдалось ежегодное удвоение числа абонентов.

Существенное влияние  на рост числа абонентов сотовых  сетей оказывает конкуренция. С  появлением конкуренции между поставщиками услуг связи, последние становятся доступнее пользователям, а цены их снижаются. Но низкая стоимость абонентских услуг это только один из факторов, обеспечивающих рост числа пользователей сотовых сетей. Равным по значению фактором является платежеспособность абонента. К сожалению, доходы населения и предприятий в России невысоки, к тому же отличаются региональной неравномерностью. Российский сотовый бизнес находится в начале своего развития.

Анализируя состояние  российского сотового рынка, мне  видится ряд проблем, решение  которых позволит изменить ситуацию к лучшему. Важнейшей из них является отсутствие российского производства конкурентоспособного оборудования для сетей сотовой связи. Развитие внутреннего производства оборудования для сегментов с высоким потенциалом роста (к каковым относится и сотовая связь) – объективная необходимость для России. Дешевое сотовое оборудование с приемлемым качеством интенсифицирует развитие рынка за счет освоения городов с населением менее 100 тысяч жителей и территорий с низкой плотностью заселения.

В ближайшее время (уже  через 2 года) мир ожидает появление систем сотовой связи третьего поколения. В отличие от предыдущего этапа эволюции нас ждет не просто улучшение качества связи, но и качественный скачок потребительских качеств. Важным преимуществом систем третьего поколения может стать моностандартность. Она сделает реальностью глобальный роуминг, пока принципиально недоступный абонентам существующих сетей. В настоящее время отсутствие глобального роуминга в некоторой степени призваны скомпенсировать многомодовые телефоны, которые появились на рынке в середине 1999 года.

Основными тенденциями  развития связи, в начале нового тысячелетия, как во всемирном масштабе, так  и в России будут:

- глобализация (создание  всемирной сети построенной на  базе национальных сетей персональной  связи, объединенных в единое адресное пространство);

- мультимедийность;

- персонализация (предоставление  услуг связи в любом месте  и в любое врем в соответствии  с индивидуальными потребностями  клиентов).

Индустриальное общество ставило производителя перед  дилеммой: создать товар массовый и дешевый, или уникальный, но дорогой. Нынешний уровень промышленного развития устраняет эту проблему. Потребитель уже вправе рассчитывать на индивидуальный недорогой продукт, полностью удовлетворяющий его потребности.

 Немаловажный объем  на рынке сферы услуг занимает рынок мобильной связи. Рынок мобильной связи в Украине и странах СНГ агрессивно растет и безусловно заслуживает нашего внимания.

 Украинский рынок  только начинает развиваться.  Сегодня он находится на стадии  активного роста. Соответственно, как грибы после дождя, появляются салоны мобильной связи - развиваются сетевые игроки, появляются отдельные торговые точки, но на рынке хватает места всем.

Со временем на рынке  начнутся процессы поглощения крупными игроками мелких, как в смысле покупки, так и в результате борьбы за выживание, так как с приходом в регион крупного игрока, способного держать низкие цены местные торговцы, как правило, вытесняются с рынка. В ближайшие год-полтора  не ожидается насыщения рынка.  
      По оценкам специалистов нынешний объем рынка мобильных телефонов 2005 г.оценивается в объеме 5,6-5,8 млн. шт. Рынок телекоммуникаций по-прежнему остается перспективным и наиболее развивающимся. Говорить о прогнозах достаточно сложно, но его объем будет расти.

Рост спроса на аппараты сотовой связи, в первую очередь наверно  связан со стремительным ростом абонентской базы. В основе роста спроса на мобильные телефоны лежит жесткая конкуренция между операторами мобильной связи, которая привела к уменьшению стоимости услуг.   

Количество пользователей  мобильной связи на Украине составляет  
приблизительно по 10 млн. в КС и UMS, до 5-7 млн у всех других операторов (включая DSS и новый MOBI). Итого - около 27 млн. По итогам последней переписи населения, которая была пару лет назад, число жителей Украины составляет 48 млн человек. Среди 38 млн. теперешних жителей Украины, 30% составляют пенсионеры и дети дошкольного возраста. 
Итого. Из 27 млн. работоспособных украинцев приблизительно 27 млн человек пользуются услугами мобильной связи, в т.ч. сельский жители и школьники от 8 лет. Можно сделать несколько выводов:

1. Лидеры мобильного  рынка Украины завышают рекламные  цифры, довольно успешно умудряясь  при этом разбираться с налогами;

2. Даже при условии  того, что погрешность приведенных здесь цифр составляет до 25%, с большой уверенностью можно предположить, что телефонизация  Украины если не завершена, то подходит к концу;

3. Дальнейшее привлечение  новых абонентов любых операторов  возможно в сельской местности  (не очень выгодный вариант) или путем переманивания людей от других операторов (игра с тарифами).

Отдельно стоит вопрос о мобильных телефонах - уже сейчас в стране их число min на 50-60% превышает  общее число всех абонентов мобильных  операторов и продолжает расти. С  учетом роста возможностей телефонов, сокращения их себестоимости и следовательно цены, выпуска новых аксессуаров, можно предположить, что основная борьба будет (уже идет) вестись между различными марками производителей.

Кто от всего этого  выиграет? Только конечный потребитель. Доходы операторов, предоставляющих мобильную связь в Украине, за январь-сентябрь 2005 г. составили 10 241,9 млн.грн., что по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. больше на 53%, - сообщает Государственный комитет статистики. 99,8% указанной суммы (10 225,4 млн.грн.) приходится на операторов сотовой связи. По сравнению с январем-сентябрем 2004 г. доходы от сотовой связи выросли на 53,3%.

Число абонентов мобильной  связи в Украине, по данным Госсвязи, на начало октября 2005 г. превысило 23 млн. абонентов, что в 1,7 раза больше чем годом ранее.

Для справки. В 2004 г. доход  операторов сотовой связи вырос  в 2,5 раза по сравнению с 2003 г. и составил 9 458,2 млн.грн., транкинговой - на 27% до 14,6 млн.грн., пейджинговой - сократился на 25% до 12,6 млн.грн. За 2004 г. количество абонентов мобильной связи увеличилось в 2 раза до 13 млн. человек.

• Доля абонентской базы UMC в общем объеме абонентской базы МТС

 

• Доля украинского оператора  в объеме абонентской базы МТС  в 3Q05 по сравнению с прошлым кварталом  практически не изменилась.

Мы рассмотрим результаты украинских операторов в рамках трех показателей:

- Доля рынка

- Доля рынка в приросте  абонентских баз

- Изменение долей рынка

За 3Q05 абонентская база украинских сотовых операторов возросла с 19,47 млн. до 23,22 млн. (прирост в 3Q05 – 3,76 млн. абонентов, что составляет 111% от объемов прироста предыдущего  квартала).

Прирост абонентских  баз украинских операторов в 2004-2005 гг.

• Наш прогноз по украинскому  рынку относительно объема прироста абонентских баз на украинском рынке  в третьем квартале полностью  оправдался. По итогам третьего квартала отмечен очередной рекорд по объему прироста абонентских баз операторов на украинском рынке.

Абонентская база Kyivstar за 3Q05 выросла с 9,33 млн. абонентов до 10,94 млн. абонентов (прирост в 3Q05 –  около 1,61 млн.). Абонентская база UMC за 3Q05 выросла с 9,52 млн. абонентов до 10,94 млн. абонентов (прирост в 3Q05 – около 1,42 млн.). Абонентская база оператора Астелит / DCC за 3Q05 выросла до 1,09 млн. абонентов. Абонентская база других* операторов за 3Q05 выросла с 0,18 млн. абонентов до 0,19 млн. абонентов (прирост в 3Q05 – около 0,01 млн.).

Доли операторов в  приросте абонентских баз в 3Q05 на украинском рынке

 

• С преимуществом перед UMC около 5% по доле в приросте, лидером рынка по объему прироста абонентских баз в 3Q05 остался Kyivstar.  
• Доля Астелита в объеме прироста выросла до 19%.

Изменение долей операторов в 3Q05 и за период 3Q04-3Q05 на украинском рынке

• По итогам 3Q05 доля рынка Kyivstar уменьшилась на 0,8%, но это не помешало догнать оператора UMC по доле рынка, т.к. по итогам квартала последний  потерял около 1,8% рынка.  
• За период 3Q04-3Q05 доля рынка оператора Kyivstar увеличилась на 1,4%. За тот же период доля рынка UMC сократилась почти на 5%. 

3 Проблемы функционирования  рынка сферы услуг в современных  условиях

 

На сегодняшний день, рынок сферы услуг достаточно многообразен и развит, но при этом он имеет ряд проблем функционирования, которые могут быть решены с помощью воздействия экономических механизмов, грамотной экономической политике государства, создании нормативно-правовой хозяйственной базы.

  На данном  этапе развития, основными проблемами функционирования рынка сферы услуг являются:

  1. Отсутствие финансовой поддержки и малые ассигнования со стороны государственных органов на  более динамичное и эффективное развитие сферы услуг.
  2. Незначительная роль государства в развитии данного сектора экономики. В то время как государственное вмешательство просто необходимо.
  3. Низкий уровень исследований в области изучения рынка услуг, в то время как маркетинговые исследования помогают усовершенствовать данную сферу как на отечественном, так и на зарубежном рынках.
  4. Качество услуг (особенно новых видов) - одна из важнейших проблем развития сферы услуг. Так как услуга носит неосязаемый характер, то качество ее мы можем оценить только после ее предоставления, но предварительно заказав и оплатив ее получение. Так что полезным было бы  установить систему сертификации услуг - систему надежности и гарантии для удовлетворения общественных нужд.       
  5. Малая конкурентоспособность отечественных производителей услуг.
  6. Отсутствие необходимого вложения иностранных инвестиций. Улучшение ситуации в сфере услуг во многом зависит от иностранных вложений.
  7. Отсутствие баланса между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания инфраструктуры. Маломасштабная сфера услуг со слаборазвитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, не дает отечественным странам создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.
  8. Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках.
  9. Многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на национальном уровне
  10. Реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;
  11. Торговля услугами пока отстает от торговли товарами области либерализации и открытости рынков. Достигнутый в рамках ГАТТ/ВТО прогресс в либерализации торговли ограничивается в основном товарными рынками. Услуги, за исключением транспортных и туристических, оставались в национальной компетенции.

Информация о работе Рынок услуг