Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:06, курсовая работа
При любой системе общественно-государственного устройства земля, как ресурс, играет огромную роль не только в экономике, но и в жизни каждого человека. Земля представляет собой ценность для всего человеческого общества, так как является местом проживания всех поколений людей в истории человечества, а также основным естественным фактором в любой сфере производства товаров и услуг, которое оказывает влияние на экономику страны в целом.
Введение……………………………………………………...….….……….……..…3
1 Общая характеристика рынка земли……..……….………....…………...…..……5
Определение и понятие рынка земли………….....………….……..….5
Предложение земли и спрос на землю………….………….....….……6
Понятие ренты и определение цены земли……...…….…….….…..…9
Формирование земельных отношений в РФ……….…………………..…...….14
Правовое регулирование земельных отношений в РФ…….….….…14
2.2 Анализ земельного рынка в современных условиях в РФ…….……16
Тенденции развития и проблемы рынка земли в РФ……………………....….23
3.1 Проблемы государственного регулирования земельных отношений и сельского хозяйства…………………………………………………………….......23
3.2 Тенденции и приоритетные направления развития земельного рынка и АПК………………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………….…………32
Список использованных источников…………………………………
Особенность регулирования земельных отношений до вступления в силу Земельного кодекса от 25 октября 2001 №137-ФЗ заключалась в том, что данное регулирование осуществлялось преимущественно на основе подзаконных нормативных правовых актов. Содержащие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются (ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Итак, обратимся к современному законодательству, регулирующему земельные правоотношения. Конституция РФ от 12.12.1993 в ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. «в»). Земельный кодекс от 25 октября 2001 г № 136-ФЗ в ст. 9 и 10 разграничивает полномочия Российской Федерации и полномочия ее субъектов в области земельных отношений. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними являются, по существу, гражданско-правовыми, и регулируются гражданским законодательством (ст. 3 ЗК РФ). А гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому субъекты Федерации не могут принимать акты, регулирующие перечисленные выше отношения. Таким образом, правовое регулирование рынка земли – прерогатива Российской Федерации.
Статья 3 ЗК РФ выстраивает четкую иерархию земельных нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы. Во главе ее, как и во многих других отраслях права, находится Кодекс. Нормам Земельного кодекса должны соответствовать не только нормы законов, входящих в систему
земельного законодательства, но и земельно-правовые нормы, содержащиеся в законах других отраслей (например, лесного, водного, аграрного законодательства). Во многих статьях Земельный кодекс дает отсылки к тем или иным федеральным законам или же, не называя конкретного закона, определяет, что тот или иной вопрос регулируется федеральным законом. В других случаях Кодекс указывает на совместное регулирование вопроса законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Так, и федеральными законами, и законами субъектов Федерации могут быть установлены случаи, когда требуется указание категории земель в иных документах, кроме названных в Земельном кодексе (подп. 5 п. 2 ст. 8), а охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными и сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии не только с законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 7 ст. 13).
Субъекты Российской Федерации могут принимать законы, регулирующие земельные отношения, кроме вопросов сделок с землей и иных имущественных отношений по поводу земли. Законодательно закреплено, что нормы земельного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ от 25 октября 2001 г № 136-ФЗ. Но следует иметь в виду, что вообще законодательство субъектов Федерации не должно противоречить федеральным законам. На это указывает ст. 4 (ч. 2) Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» — и ст. 72 (п. «а» ч. 1), устанавливающая, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение соответствия конституций и законов республик; уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, должны соответствовать не только Земельному кодексу, но и другим федеральным законам.
Реализация Земельного кодекса РФ позволяет определять правила экономического оборота земель, устанавливать принципиальные положения, нацеленные на сохранение и использование земли как важнейшего природного ресурса, в том числе на обеспечение воспроизводства и повышения плодородия почв. Следовательно, в Земельном кодексе очерчен весьма широкий круг публично-правовых и частноправовых функций органов государственной власти, основываясь на котором и следует подходить к построению модели организационной структуры федерального органа исполнительной власти, отвечающего за государственное управление землей и недвижимым имуществом в стране.
Существует ряд законодательных актов, стимулирующих дальнейшее совершенствование земельных отношений: Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре",
Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"
Наличие государственного контроля за процессами земельных преобразований, опирающихся на самые современные технологии системы государственного кадастрового учета земель, регистрации прав на них и сделок с ними, мониторинга их состояния как уникального природного ресурса, и контроля за соблюдением правового режима и рациональным использованием земель, позволяет избежать ущемления интересов людей и общества в целом при переходе к массовым сделкам с землей.
Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами — главная современная стратегическая задача. Сохранившаяся с советских времен система, при которой к управлению землей имели отношение несколько министерств и ведомств, должна быть упразднена. В большинстве стран мира существует, как правило, один правительственный орган, который несет полную ответственность за управление земельными ресурсами. Только один орган управления может занимать нейтральную позицию и беспристрастно и сбалансированно учитывать одновременно интересы государства и всех заинтересованных сторон.
2.2 АНАЛИЗ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Земельно-ресурсный потенциал
1 Жибинова К.В. Экономические основы экологии [Электронный ресурс] // электронный учебно-методический комплекс Красноярского государственного аграрного университета. - 2008
Таблица 1- Распределение земель по их назначению
Показатель |
Млн. га | ||||
2000 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Всего земель |
1709,8 |
1709,8 |
1709,8 |
1709,8 |
1709,8 |
Сельскохозяйственные угодья |
221,1 |
220,7 |
220,6 |
220,5 |
220,5 |
Лесные земли |
871,5 |
870,6 |
870,8 |
870,8 |
870,8 |
Поверхностные воды, включая болота |
219,0 |
225,1 |
225,0 |
225,0 |
225,0 |
Другие земли |
398,2 |
393,4 |
393,4 |
393,5 |
393,5 |
Кажется, что таких площадей более чем достаточно, но при условии, что технологии использования сельскохозяйственных земель принципиально не изменятся, а рост населения земли сохраниться, то к 2050 году потенциал земель сельскохозяйственного назначения будет исчерпан.
Несмотря на свои запасы сельскохозяйственной земли, Россия имеет очень низкую долю сельского хозяйства в структуре ВВП (5,5%), и почти самый низкий показатель в мире по стоимости сельхозпродукции на душу населения (288 долларов США). Если принять, что уровень потребления сельхоз продукции на душу населения в России не очень отличается от среднего мирового уровня, то можно сделать вывод, что недостаток в собственной продукции покрывается импортом.
На декабрь 2008 года 90% земель России находились в государственной и муниципальной собственности и только 10% принадлежали гражданам и предприятиям. Каждый год совершается около 5 миллионов сделок по продаже земельных участков. Преобладающие сделки по аренде земли - около 70%. Если учесть, что часть сделок по аренде земельных участков совершается по договорам на срок менее 1 года и не регистрируется в Федеральной регистрационной службе, то этот процент может быть еще выше. Продажа земли находящихся в государственной и муниципальной собственности, это скорее разовые сделки, чем сложившийся рынок. Из земель принадлежащих гражданам и предприятиям в обороте участвовало не более 1,5%.2
2 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]
Режим доступа: gks.ru
На данный момент покупателями земель сельскохозяйственного назначения являются следующие категории:
Очевидно, что удержание земельных ресурсов в руках государства, преобладание арендных отношений на рынке земли сельскохозяйственного назначения сдерживает как развитие сельского хозяйства в России, так и рынок земли в целом. Из существующего положения можно сделать два противоположных вывода. С одной стороны рынок земли в России практически отсутствует (или находится в зачаточном состоянии) и имеется перекос в сторону аренды земли. С другой стороны рынок земли развивается и имеет огромный потенциал, как по приватизации сельхоз земли и вводу в оборот государственных и муниципальных земель, так и вовлечению в оборот земель находящихся в собственности у граждан и предприятий. Только рынок земель, находящихся в собственности у граждан и предприятий, может вырасти в ближайшее время в 5-6 раз.
Логика развития мирового рынка продовольствия приводит нас к необходимости развития собственного производства сельхоз продукции в России. Политика государства направлена на поддержку и развитие сельхозпроизводства. Это приведет к усилению независимости страны от внешних поставок продовольствия, а в перспективе 5-10 лет может сделать сельское хозяйство одной из основных статей дохода страны и основой экспорта. Сдерживающим фактором на этом пути является отсутствие внятной политики государства в части приватизации земли сельскохозяйственного назначения, создания и поддержки рынка земельных ресурсов в Федеральном
масштабе. Создание такой программы может повысить доходы Бюджета, вовлечь в оборот новые земли.
На сегодняшний день для развития любой отрасли характерны процессы кооперации и интеграции, и сельское хозяйство не исключение.
Взаимоотношения между сельским хозяйством,
сферами производственно-
Кооперация сельскохозяйственны
Во-вторых, в кооперации создаются лучшие
условия для сочетания личных интересов
ее членов с интересами всех участников
процесса производства.
В-третьих, кооперация защищает членов
кооператива от монополистических проявлений
снабженческих, сбытовых, банковских и
других структур, а также от какого-либо
вмешательства в ее деятельность. Кооперация
и интеграция — это тот организационный
механизм, который может обеспечить поддержание
паритета и эквивалентности обмена между
предприятиями АПК по всей технологической
цепочке от поля до потребителя.
В современных условиях реформирования
АПК процесс кооперации и интеграции
переходит от отдельных попыток
установления связей между предприятиями
и отраслями к системным