Рынок земли и современные проблемы его формирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью написания этой работы является рассмотрение особенностей земельного рынка в современной России, его проблем и перспектив развития. Задачи курсовой:
Изучить и проанализировать экономическую литературу.
Рассмотреть особенности земли как фактора производства.
Изучить предложение и спрос на землю.
Изучить вопрос платы за землю.

5. Рассмотреть современные проблемы формирования рынка земли в России.

Содержание

Введение.................................................................................................. ...3-4
1 Рынок земли
1.1 История развития рынка земли.............................................. ...5-6
1.2 Спрос и предложение земли.......................................................6-11
1.3 Плата за землю...........................................................................12-17
2 Рынок земли в России:Особенности
2.1 Экономическая оценка земель.................................................15-17
2.2 Кадастровая оценка земель......................................................18-22
Заключение..................................................................................................23-24
Библиографический список.......................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории 2-ой курс.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

  Формирование рынка земли может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести следующие:

  1. продажа и аренда земли позволяют зарабатывать средства для дальнейшего расширения производства, интенсивно использовать оставшиеся земли;
  2. внутрихозяйственный оборот земельных долей дает возможность увеличивать размеры крестьянских и личных подсобных хозяйств до оптимальных;
  3. не будет бесплатного изъятия земель.

  Из негативных последствий следует отметить такие:

  1. из-за низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию село не способно конкурировать с городом на рынке земли, что приведет к изъятию из сельскохозяйственного оборота ее части;
  2. из-за низкой доходности сельские жители предложат свои земельные доли на продажу, в результате чего из собственников превратятся в наемных работников с соответствующим отношением к земле;
  3. могут появиться крупные землевладельцы, рантье.

  В сложившихся условиях продажа земли не может быть свободной, нерегулируемой. Методами государственного регулирования сделок с землями сельскохозяйственного назначения являются:

1) прямое регулирование – изъятие по решению государственных органов земель из рыночного оборота или их ограничение в обороте; запрет на изменение целевого назначения сельскохозяйственных угодий, приобретение их лицом, не обладающим возможностями организовать использование этих угодий по назначению; предоставление преимущественного права покупки или аренды отдельным землепользователям; установление предельных размеров участков и др.;

2) косвенное регулирование, подразумевающее дифференцированное налогообложение как самих сделок, так и последующего использования земли; кредитование и субсидирование различных категорий землепользователей; частичное финансирование со стороны государства землеустроительных работ и др.

  Однако каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю должна быть предоставлена возможность в необходимых случаях приобрести дополнительную земельную площадь для доведения производства до оптимальных размеров и рациональной организации труда. 

  Однако каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю должна быть предоставлена возможность в необходимых случаях приобрести дополнительную земельную площадь для доведения производства до оптимальных размеров и рациональной организации труда.

  У нас нет  сформированного рынка сельскохозяйственных земель. Если бы он сложился, у него были бы понятные ценовые параметры. И у продавца, и у покупателя нет четкого понимания критериев цены. Основной мотив сегодняшнего инвестора: куплю-ка на всякий случай. Поэтому цена может быть любой, не зависящей ни от чего. Конечно, если речь не идет о землях, расположенных рядом с городом.

   Если касаться проекта земельного кодекса, то вторгаясь в вопросы природоохранного законодательства, он запрещает выкуп загрязненных участков, что блокирует привлечение частных инвестиций для очистки загрязнения. Устанавливается приоритет данного закона над всеми прочими законами, которые приняты или будут приняты в будущем. Кодекс вводит право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять формы прав на землю на своих территориях, устанавливать порядок налогообложения недвижимости, возможность субъектам Федерации и органам местного самоуправления устанавливать произвольные запреты на передачу участков в частную собственность. Российская Федерация лишается права устанавливать правовые основы единого земельного рынка.   Кодекс также устанавливает запрет частной собственности на землю для иностранцев.  Существующие законы постепенно приводят к необратимому ухудшению инвестиционного климата в России, и вызывает отток из страны капитала и квалифицированных работников.

  В целом ряде развитых стран, таких как, например Англия, Германия, Голландия и других, земельных кодексов вообще не существует. Их заменяет свод различных законов.

  Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что цивилизованный рынок земли в России еще не сформировался.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Прошло более десяти лет с начала реформирования сельского хозяйства России. Многие вопросы рынка земли в научном плане требуют еще существенной доработки. Прежде всего, необходимо четко обозначить критерии определения сельского хозяйства. В этом вопросе наша наука может и должна использовать опыт других стран, где оно развивается успешно.

  Заслуживают всестороннего изучения и решения вопросы ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Ведь цены, по которым крестьяне продают свою продукцию, имеют для них решающее значение. Выявляя объективные факторы, влияющие на цены, на первый план следует поставить рентный фактор.

  Проблемы становления сельского хозяйства в России, как в зеркале, отражаются в низкой товарности производства сельскохозяйственной продукции и в низкой доходности.

  Статистика показывает, что наше сельское хозяйство все больше превращается в полунатуральное, и определенный вклад в этот процесс вносят крестьянские (фермерские) хозяйства.

  В области земельных отношений предстоит экономически реализовать право частного владения землей, ликвидировать имеющиеся противоречия между собственниками земельных долей и коллективными предприятиями. Механизмом дальнейшего развития земельных отношений в направлении концентрации земли у эффективно работающих хозяйств является аренда, расширение рыночного оборота и ипотеки земель. Работа в этом направлении с введением земельного кадастра, осуществлением экономической оценки земли, созданием механизма ее защиты и рационального землепользования в лучшем случае может быть завершена в предстоящем десятилетии.

  Для всеобъемлющего формирования рыночного механизма , включая рынок земли, очевидно, потребуется более длительный срок, о чем свидетельствует то, что за прошедшие годы реформирования пока не более 10% сельских товаропроизводителей способны работать в условиях рыночной конкуренции и предпринимательства (что в нынешней кризисной ситуации позволяет им хозяйствовать более стабильно и эффективно - наращивать производство и повышать экономические показатели). Учитывая медленное созревание массовой социальной базы рыночных преобразований, глубокие деформации в ценовом и во всем экономическом механизме АПК, это направление переходного периода потребует 10-15 лет.

  Выявление сильных и слабых сторон земельного рынка поможет правительству разработать и осуществить эффективную сельскохозяйственную политику. Ведь сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, подверженных усиленному государственному регулированию. В России необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики, включая фермерство, определяется переплетением общемировых и специфических проблем.

  После принятия Земельного кодекса и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" главная проблема для РФ состоит в том, чтобы земельный рынок стал действительно земельным и действенным рынком..

   Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников 

  1. А.А.Варламов Земельный кадастр : оценка земель. -М.: «КолосС», 2006.-Т4.-с.11-18.
  2. А.А.Варламов, А.В.Севостьянов. Земельный кадастр : оценка земли и иной недвижимости.- М.: «КолосС», 2006.-Т5.-с.21-33.
  3. А.П.Воронцов. Кадастровая оценка земли - Москва.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.-238с.
  4. Альтернативная ценность услуг земли и земельная рента//Экономист.-2007.-№3.-С.302-308.
  5. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.-Москва,2002.-с.229.
  6. Большой энциклопедический словарь.-М.,1997.-1440с.
  7. Жданов Н.А., Камских О.И. Использование и охрана земель в условиях перехода к рынку.-Пермь:ПГСХА,2000.-с.3-11.
  8. Земельный кодекс Российской Федерации.От 25 октября, 2001г.№136-ФЗ.-ст.6.

     9. Буздалов, И. Земельная реформа:  взгляд сквозь призму замысла  /  И.

         Буздалов // Вопросы экономики. –  2008. – №10. – С. 126-128.

    10. Вахитов, Ш. Насущные проблемы земельной реформы. / Ш. Вахитов // 

         Экономика и управление. –  2006. –  №1. – С. 60-63.

    11. Гилязова, Е.Е. Рынок земли. / Е.Е.  Гилязова // Новый коммерсант –  

         2008, 11 ноября, С. 20-21.

Информация о работе Рынок земли и современные проблемы его формирования в России