Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 57 экзаменационыых вопросов по дисциплине "Экономическая теория"
1. Предмет, структура и функции экономической теории.
2.Экономические категории и законы
...
56. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере
57. Экономическая интеграция стран и её модели

Работа состоит из  1 файл

ШПАРГАЛКА Экономика.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)


1. Предмет, структура и функции экономической теории. Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право. Функции экономической теории:Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.Структура ЭТ микро экономика- изучает эклномические отношения на уровне действующего объекта. Макро-изучает экономические отношения на уровне отдельного государства. Мировая-изучает основные формы МЭО.

2.Экономические категории и законы. Эк-е категории – осн-е понятия эк-й науки,отраж-ие сущность произв-х отн-й,важнейшие явл-ия,стороны и процессы в сис-ме матер.эк-х взаимодействий.Все эк-ие категории облад. св-вом историзма(изм-ся).Через сис-му категорий осущ-ся структурная орг-ция предмета ЭТ. ЭЗ выражают существенные, внутр., глубинные,необходим. повторяющиеся, причинно-следств-е  взаимосвязи в обществ. произв-ве, и явл-ми, взаимодействия между людьми. ЭЗ возник. и действ. в рез-те производств. деят-ти людей. ЭЗ объективны(независимы от воли и сознания людей). Различают след. ЭЗ: 1. Всеобщие - законы, кот. действ.т на всех ступенях развития чел. общ-ва, во всех общ-но-эк-х формациях: а) возвышающихся потребностей; б) обществ- разделения труда; в)повышения производит-ти труда и др. 2. Общие ЭЗ – действ. при наличии общих соц-но-эк-х усл-ий(товарно-денежные отн-ия): а) стоимости; б) спроса и предложения; в) денеж. Обращения и тд. 3.Особые (специфические) ЭЗ – выраж. внутр. природу кажд. общ-го способа произв-ва. Опр-ся собств-ю на СП и свойственные ей социально-экономические отношения. Устойч. тенденция,воплощающ. проявление 1-го или неск-х ЭЗ-закономерность. ЭЗ познаваемы и отраж-ся в сис-ме теор. знания и в форме законов эк-й науки.

3.Основные этапы развития экономической теории. Этапы: 1)Античная эпоха: основы анализа заложены Аристотелем, Платоном и Ксенофонтом(5-6 в до н.э.),изуч. рабовлад.строй,натур.хоз-во 2)Феодальная эпоха: соотношение натур. и товарного хоз-ва,выс. оцека роли труда,взаимодействие м\д хоз-ми 3)буржуазная политэкономия: меркантелисты(16-17) особое внимание сфере обращения ;классическая(17-19):связ. богатство со сферой произв-ва - в нач. в с\х(физиократы),затем во всех отраслях матер. произв-ва (Петти,Смит,Риккардо заложили основы трудовой теории стоим-ти,изуч.классовую струк-ру бурж. общ-ва) 4)политэкономия труда: марксизм -эк-я сис-ма анализир-ся с т.з. интересов раб. класса.На основе марксизма появ. социал-демокр.и ленинизм 5) 20в: неоклассики(Маршалл)- ценообраз-ие и равновесие в рын. мех-ме;гос-монополистич. кап-м (Ленин),кейнсианство-гос. воздействие гос-ва на эк-ку;неолиберал. –особая роль эк-й свободе и част. инициативе 6) посл. десятилетия: институционализм-постиндустр. эк-ка; теории перехода к рын. эк-ке Эк-я политика-сис-ма эконом. предприятий,проводимая гос-вов внутри и вне страны.

4.Понятия  и типы экономичесих систем. ЭС – совокупность отн-ий м\д людьми по поводу произв-ва,распред-ия,обмена и потребления матер. благ и услуг,также отн-ия по орг-ции и упр-ию эк-й деят-тью;конкретно историч. форма общ-х отн-ий м\д людьми.Содержанием ЭС явл-ся труд в опред. обществ. форме,организуемый разл. образом,в зависимости от того,кто явл-ся собств-ком усл-ий эк-й деят-ти.ЭС– часть общ-ва,включ. помимо эк-х,политич,идеологоч,соц-культурные,юр-ие и др. отн-ия.Ф-ры разв-ия ЭС:1)природные 2)соц 3)естеств-биолог.Смена одних произв-х отн-ий другим прдполаг. переход от одной ЭС к др.В ЭС противоречия приобр. хар-р противоречий эк-х интересов.Ф-ии ЭС:создание матер. ср-в для общ-ва;взаимодействие общ-ва с природой,преобразуя ее;выступ. саморегулир. подсис-мой соц. жизни;создание необх-х предпосылок и усл-ий для разл. сторон жизни.Общ-во влияет на ЭС:познает ЭЗ,создает соц-эк-е предпос-ки,вырабат. эк-ю политику,нормы функцион-ия ЭС. Критерии ЭС: 1.Форма(тип) собств-ти. Частнособств-рабовлад.,феод.,капит. 2. Ур-нь разв-ия технологий. доиндустриальные,индустр и постиндустр. 3. Способ упр-ия ЭС (М.Фридмен):центрально управл-е и рын. хоз-ва. 4. По господств. эк-й форме орг-ции ЭС(Г.Минз,А.Бер Основные черты современной экономической системы:1 социальная ориентация 2 высокая эффективность 3 современные технологии 4 использование научных разработок на всех уровнях хозяйствования 5 совершенствование отношений собственности и ее развитие 6 экономическая свобода 7 развитая система хозяйственного законодательства 8 достижение макроэкономического равновесия 9 активная роль государства 10 позитивное воздействие рынка      4 типа ЭС,сущ. ист-ки: 1.Колониальная плантация  2.Рын. сис-ма 3. Фабричная сис-ма 4.Корпоратив. кап-м      В позиции формац. подхода выдел. 5 типов эк. сис-м :  - первобытнообщинный – рабовладельческий –феодальный -         капиталистический -  коммунистический Авторы учебника «Экономикс» выделяют такие экономические системы:-1 чистый капитализм -2 командная экономика-3 традиционная  -4 смешанная. Критерии формы хозяйствования . Выделяют: -1 натуральное -2 простое товарное -3 рыночная экономика В кажд. эк-ой сис-ме сущ.т свои национ. модели орг-ции хоз-ва. Т.к. страны отлич. ист., Ур-м эк-го развития,соц. и др. усл-ми. Так в коммунистич. эк-ке сущ. советская и китайская модели. В соврем.капиталист. эк-ке существуют разл. модели: 1)американская построена на сис-ме всемерного поощрения предпринимат. деят-ти, обогащения наиб. активной части населения. 2)японская хар-ся отставанием ур-ня жизни населения от разв-ия производств. сил. 3)шведская отлич. сильн. соц. пол-кой, направл. на сохр. имуществ. нер-ва за счет перераспред. нац. дохода в пользу наим. обеспеч. слоев нас-я

5.Переходная экономика, её основные черты и особенности функционирования. ПЕ- переход от одного типа к другому.2 способа перехода:эволюционный переход- предусматривает длительное, поэтапное формирование рыночных институтов (РБ, Китай), «макавая»терапия которая предусматривает радикальные преобразование в течении 10-15 лет (Польша).Выбор способа перехода зависит от экономических условий слаживаемых на момент старта, а также воля правительства, ментализация народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Развитие регионов – это многомерный и многоаспектный процесс, оно всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Основными задачами социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 гг. являются: создание необходимых макроэкономических условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики, прежде всего на основе улучшения ее качественных параметров; техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на базе внедрения современных технологий, машин и оборудования; снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население; доведение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США; повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий - до 25-30% от средней заработной платы в народном хозяйстве; обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей на очередное пятилетие определены следующие при­оритеты: формирование эффективной системы здравоохранения; активизация инновационной и инвестиционной деятельности; наращивание экспорта товаров и услуг; дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей

7. Понятие собственности. Типы и формы собственности.Собственность-вещи,кот. владеет чел-к;обществ-е отн-ия,связ. с присвоением огранич. благ. Для хар-ки собств-ти исп-ся форма и тип собств-ти. Формы классифиц-ся по правовым пр-кам(частная;гос и смешанная) и по пр-ку присв.(индивид.-личная собств-ть на пр-ты потребления;коллективная-кооперативы,АО,товар-ва,коллект. предп-я;гос:общегос,регион-я и муницип-я). В завис-ти от того,кем осущ-ся прсвоение благ,форма собств-ти – частная или общ. Отн-ия общ. собств-ти хар-т общ. форму произв-ва,в кот. все члены общ-ва образ. ассоциацию по исп-ию ср-в произв-ва,нах-ся в пределах этого союза.Ист. типы собств-ти отраж. приоритет-ть ее общ-х или частн. форм в отд. спос-х произв-ва. В первобыт. эк-ке доминиров. общ. собств-ть в форме собств-ти общин;в эксплуататар. хоз. сис-мах – част. собств-тьт(рабовлад,феод,капит.).В наст. время формир-ие всемирной собств-ти.Сущ. и смешанная собств-ть,в кот. могут сочет. разл. Типы присвоения.Есть и внешние формы фрмы выраж-ия и реализ-ции собств-ти.они дел-ся на формы в обл-ти базиса:1) сис-ма ПО 2)эк-е интересы 3)ТДО 4)конеч. рез-ты пр-ва,ур-нь жизни,доходы произв-ва – эк-е и соц-е. Формы в обл-ти надстройки: 1)организ-эк-е 2)политико-юр-е 3)теоретич.Заключ-м звеном в реализ-ции собств-ти явл-ся конеч. рез-ты произв-ва. С разв-м общ-ва формы собств-ти мен-ся, они стан-ся более разнообр.. С разв-ем орудий труда, технологий измен-ся и формы их использ-ия, связ. с теми или иными видами собств-ти. Ручные орудия труда - частная собств-ть, индивид. исп-ие. Машинное произв-во - крупная частная собств-ть. 1.Гос. собств-ть - имеет место практически во всех странах: 1% - США, 50-60% - Португалия, Испания. 2.Коллект. собств-ть: США - на коллект. предпр-х 10% раб. силы. У нас не слож.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Разгосударствление и приватизация собственности. Приватизационные процессы в РБ. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Основными способами разгосударствления являются:1)либерализация рынков;2)коммерциализация;3)              стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);4)              денационализация. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Формы приватизации. Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность “разбавляется” частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. В 1991 году в Республике Беларусь начался процесс приватизации, который вызвал множество споров и дискуссий. Приватизация рассматривалась как способ выхода из экономического кризиса, сложившегося после распада СССР, путем продажи государственных предприятий в частные руки. Для нашей страны, в которой подавляющая часть собственности была государственная, это было ново. А все новое не сразу внушает доверие. Но приватизация тогда все-таки была необходима, принимая во внимание очень сложную ситуацию в экономике молодого государства. Но часто странами просто слепо выбирался тот путь, который прошли до них развитые государства. Продажа государственного сектора экономики стимулировала развитие частного бизнеса, но в то же время в стране усилилась макроэкономическая нестабильность, что свидетельствовала о нарастании экономического кризиса. Более того, в процесс приватизации начали активно включаться прежние владельцы имущества и иностранный капитал, в результате многие группы населения оказались устранены от приватизационных процессов В Беларуси в связи с отсутствием нормативно-правовой базы образовался своеобразный институциональный вакуум, при этом никто не был в состоянии обеспечить эффективное функционирование приватизированных предприятий в долгосрочном периоде.Проблема проведения приватизации в Республике Беларусь,  сегодня очень актуальна, ведь в настоящее время завершается начальный этап приватизации в нашей стране, который уже не возможно остановить. Сейчас необходимо осмыслить происходящие в экономиках различных стран изменения при переходе к рыночной экономике, систематизировать данные и по возможности принять для своей страны наиболее оптимальный путь дальнейшего развития. Приватизация является одним из важнейших инструментом политики, и ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Она сделала реформы необратимыми, поскольку ее проведение затронуло интересы миллионов людей. Сложившийся же механизм приватизационного процесса в Беларуси в целом соответствует интересам различных групп и слоев населения, ведь особенностью белорусской приватизации стало соединение двух разнонаправленных подходов: во главу угла ставить и интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, и соблюдать принципы социальной справедливости при распределении государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

9. Потребности и экономические блага. Производственные возможности общества (КПВ). Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относится все остальное. Благо - это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Существует множество классификаций благ. 1) долговременные и недолговременные. Последние могут удовлетворить данную потребность лишь один раз, т. е. они полностью потребляются в одном акте использования. Долговременные блага могут использоваться для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, они потребляются постепенно.2) взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые могут заменить друг друга в употреблении, вторые в состоянии удовлетворить некоторые потребности лишь в случае, если они используются вместе. 3) настоящие и будущие. Первые находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта. Вторыми он сможет располагать лишь в будущем. Индивид предпочитает настоящие блага будущим. Из этого предпочтения во времени исходят различные теории дохода.       Наконец, блага делятся на прямые и косвенные. Первые (потребительские блага) непосредственно удовлетворяют некоторую потребность, их не нужно преобразовывать. Косвенные блага (или производительные) удовлетворяют какую-либо потребность лишь как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т. д.).

13. Государственное регулирование рыночной экономики. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения. Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления; Воспроизводственно-технологическая функция обу­словливает нормальный ход воспроизводственного процесса.Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. Регулирующая роль государства — государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства. Методы регулирования. Их можно условно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще экономический характер – антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"