Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 57 экзаменационыых вопросов по дисциплине "Экономическая теория"
1. Предмет, структура и функции экономической теории.
2.Экономические категории и законы
...
56. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере
57. Экономическая интеграция стран и её модели

Работа состоит из  1 файл

ШПАРГАЛКА Экономика.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

 

 

34. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Принято различать экстенсивный и интенсивный тип экономического роста. В экономической теории принято выделять факторы, лежащие как на стороне совокупного предложения. К последним относятся: а) количество и качество природных ресурсов; б) количество и качество трудовых ресурсов; в) объем основного капитала; г) уровень научно- технического прогресса (технология).

35. Экономические циклы — регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до спада. В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём.

36. Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Подоходные налоги сами делятся на три типа: Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[4]. Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается[5]. Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

38. Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Основные функции денег:  1.Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены.2. Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров.3. Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты.4. Средство накопления. Следует выделить следующие основные формы денег, возникшие в процессе эволюции: 1 .Натуральные: Неунифицированные товары, в том числе металлы на вес (товарные); Металлические слитки точного веса; Монеты из драгоценных металлов. 2. Кредитные: Коммерческие векселя; Банкноты частных банков; Валюта: Наличная валюта: Государственные банкноты (казначейские билеты) с металлическим обеспечением; Государственные банкноты (казначейские билеты) без металлического обеспечения; Монеты с номинальной стоимостью; Безналичная монета - депозитные деньги (чековые счета). 3. Финансовые деньги: "Квазиденьги", Фондовые ценности, ограниченно выполняющие функции денег. Уравнение Фишера — уравнение, описывающее связь между темпом инфляции, номинальной и реальной ставками процента: где   — номинальная ставка процента;  — реальная ставка процента;  — темп инфляции.

39. Креди́т — общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости. Сущность кредита: Возникновение кредита как особой формы стоимостных отношений происходит тогда, когда стоимость, высвободившаяся у одного экономического субъекта, какое-то время не вступает в новый воспроизводственный цикл[2]. Благодаря кредиту она переходит от субъекта, не использующего её (кредитор), к другому субъекту, испытывающему потребность в дополнительных средствах (заёмщик). Формы кредита: В зависимости от вещественной формы ссуженной стоимости выделяют товарную, денежную и смешанную формы кредита. Функции кредита: Функции кредита: перераспределительная; создания кредитных орудий обращения, воспроизводственная и стимулирующая.

 

40. Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Виды монетарных политик: Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы. Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки. Различают виды монетарной политики: Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

41. Современная банковская система Республики Беларусь представляет собой двухуровневую структуру, деятельность которой регламентируется законодательно – Конституцией РБ, Законами РБ и другими правовыми актами.   Первый уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным Банком РБ, который является центральным банком, в функции которого входят вопросы государственной регистрации иных банков и небанковских кредитных организаций, выдачи им лицензий, регулирование их деятельности, а также в целом регулирование в республиканских масштабах вопросов денежного обращения, в том числе, эмиссии, а также вопросов кредитования. На втором уровне банковской системы Республики Беларусь находятся разнообразные коммерческие банки, а также небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь.

43. Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. 44. Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Функции финансов: 1.Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета; 2.Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета; 3.Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики; 4.Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

 

 

 

 

 

 

 

44. Финансы и финансовая система, функции финансов. Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. В белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка.  Состав финансовом системы РБ характеризуется такими звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья - государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования. Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу» выполняемую финансами. Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к дискуссионным. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения: их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на три группы: а) зарплата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы предприятий сферы материального производства; в) доходы государства в виде косвенных налогов; поступлений от государственного имущества, угодий, услуг; изъятия части прибыли государственного сектора. Контрольная функция действует в тесном единстве с распределительной. Одновременное действие обеих функций позволяет полностью проявиться экономической сущности финансов. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг. Госбюджет — это совокупность фин.отношений, возникающих между гос-вом и физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос. фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств гос-ва, которые используются для финансирования общегос. нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования эк-ки. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой являются поддержание уровня доходов; национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юр. и физ. лицам. В странах с рыночной эк-кой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам на определенную дату. Рост гос-ного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

46. Инфляция, её сущность, причины и формы проявления. Инфляция-длит и уст тенденция роста уен на прод-ию, не компенсируемая увеличением её кач-ва. Падение покупательной способности денег, обеспечение ден ед-цы в усл бум-ден обр. 2 вида: 1. инфляция спроса(ИС). Традиционно изменеия в ур-не цен объяснн изб совокупным спросом. Эк-ка может попытаться тратить больше, чем она СП- на произв. Она может стремиться к какой то точьке находящейся вне кривой своих произ возм. Произв сектор не в сост ответить на этот спрос увеличением реал V прод-ии, тк все имеющиеся ресурсы уже полностью исп . поэтому этот избыт-й спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный V прод-ии и вызывает ИС. ПРИЧИНА инфляции для условий развитой рын эк-ки амортизируется посредством ф-лы Фишера: MV=PQ, где М- ден масса, Р- цена, V- скорость обращ денег Q- объём пр-ва. 1) По формам проявления И делится на: открытую(явная) и скрытую(подавленная). Открытая И. характерна для рыночной эк-ки. Она проявляется в повышении ур- ня тов. цен. Скрытая И. хар-на для командно-адм. системы, когда гос-во удерживает цены на определенном уровне, но это приводит к дефециту товаров, вызывает развитие спекуляции и функционирование черного рынка. 2)По темпам роста цен: а)Ползучую(умеренную) И от 4 до 10% в год б) Галонирующая И от 10 до 200% в) ГиперИ. свыше 50% в месяц 3) по происхождению: а) И спроса б) И предложения(издержек) И спроса возникает в усл. Избыточного совокупного спроса . когда произ-во не может отреагировать на его возрастание, увеличение V ВНП И предложения(изд) означает рост цен в рез-те повышения номин. З/пл, увеличения цен на сырье, топливо, обор-ие. Результатом такого повышения яв- ся рост издержек на ед. продукции, что вызывает рост цен. В механизме воспроиз-ва отпр. И важнейшую роль играют: 1. Инф-ые ожидания 2. Ин-ая спираль: Цена –з/пл-цена Последствия И: 1Обесценивание сбережений 2 Сокращение текущего потребления 3 Уменьшение заинтересованности в произ. Труде 4Усилив-ся бег от денег к товарам 6 Подавляются стимулы к денеж накоплению

 

47. Инфл, вызванная ростом издержек пр-ва, или падением совокупного предложения может также возникнуть в рез-те уменьшения издержек и предлож на рынке. Теория инфляции, обусл ростом издержек, объясн рост цен такими формами , кот приводят к росту издержек на ед-у продукции. Издержки на ед-у продукции – сред издержки при данном V продукции. Общие затраты Идержки на ед продукции= кол-во ед прод-ии Повыш издержек на ед продукции в эк-ке сокращ прибыль и V продукции, кот первые готовы предложить при сущ ур-не цен . В рез-те падения предложения тов и услуг в масштабе всей эк-ки. Это падение предлож в свою очередь возрастания Ур-ня цен => по этой схеме издержки (предложение), а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при ИС.Если мы обратимся к правой части ф-лы MV=PQ, то обнаруж, что инф-е импульсы могут идти и от предложения. 2 источника инфл обусл ростом издержек: рост номинальной з/п и цен на сырьё и энергию. В реальном мире всё сложнее. На практике трудно разл эти типы. Типы инфляции: 1. умереннаЂ инфляция- цены растут медленно(мен 10% в год) 2 .галопирующая Ђнфл – цены раст от 20 до 200% в год . Б-во контрактов привяз к росту цен или к иностр валюте. 3) гиперинфляция – кол-во денег в обращении растёт астрономич темпами. Расх цен и з/п становится катастрофич. Хаар-я инфл с научн точки зрения, отметим, что она может иметь как ценовые, так и неценовые ф-мыпроявления. В соотв с этим различают открытый и подавленный тип инфляции. Открытая неценовая инфл проявл в тенденции роста цен, не связ с ростом кач-ва рпод-ии. Она серьёзно деформирует механизм рынка. Ценовую инфл можно измерить. Если гос-во вместо возд на глубинные причины инфл-ии начнёт продавлять формы и проявления фиксируя цены и доходы и в крайнем случае устанавливая тотальный контроль над ценами и д- ми, то инфл преобр в более опасный вид – подавление неценовой инфляции.Подавл сопутств деформация рын мех-ма. Деформация может обернуться полным подавл рын эк-ки. В разв рын эк-ке уже давно не допуск подавление симтомов инфляции. .АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государсвом регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно- кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизациии действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и дяже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"