Шпаргалка по "Экономической истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 02:18, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Эк. история.docx

— 115.97 Кб (Скачать документ)

В 1860-70-е гг. в Рос. империи. был осущ-лён ряд реформ, касавшихся разных сторон общ-ной жизни и гос упр-ния. Развитие капиталистических отношений в Рос. имп. обусловило необходимость проведения крестьянской реформы. В 1856 г. представители дворянства Гродненской и Виленской губерний подали Александру II прошение об отмене крепостного права без наделения крестьян землёй. 19 февраля 1861 г "Положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости". По документу, освобождение крестьян рассм-лось как добровольная жертва дворянского сословия; крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим им-вом; в собственности помещиков оставались все их прежние земли, но они были обязаны сохранить в постоянном пользовании своих бывших крестьян, их усадьбы и пахотные наделы в обмен на опред-ые пов-сти (барщину или денеж. оброк); после отмены крепостного права в течение минимум 9-ти лет крестьянин не имел права отказаться от надела и повинностей, и выйти из крестьянской общины; крестьяне получали право выкупа усадьбы и, при согласии помещика, — полевых угодий. До осущ. этого они объявлялись временно-обязанными крестьянами. Выкупная сумма определялась, исходя из суммы оброка, капитализируемой под 6% годовых. Т. о., крестьяне выкупали не землю, а феодальные пов-ти, свою личную свободу; Дворовые крестьяне освобождались без земли и были обязаны в течение 2-х лет служить прежнему господину; размеры крестьянских наделов определялись в уставных грамотах, для составления кот. отводился срок 2 года. Исполнение выкупных платежей было тяжело для крестьян. В результате крестьянского движения, в том числе в рамках восстания 1863 г., правительство пошло на облегчение положения временно-обязанных: ↓-лись суммы выкупа крестьянами своих земельных наделов. К 1895 г. на обязательный выкуп и освобождение от повинностей в пользу помещиков были переведены все крестьяне Беларуси.

 

 

 

 

33.Столыпинская аграрная  реформа: цели, механизм и результаты осущ-ния в Беларуси

Революция 1905—1907 гг. вынудила царское правит-во стать на путь разрушения крестьянской поземельной общины и ускорения капитал-го развития деревни. Попыткой ускорить перевод аграрных отношений в русло капитал-х стала Столыпинская аграрная реформа. Главной целью реформы стало разрушение единого общекрестьянского движения против помещичьего землевладения и создание в лице зажиточного класса сельской буржуазии — кулачества прочной соц. опоры царизма на селе. Выделяют 4 осн. направления этой реформы:                                        1.Ликвидация крестьянской общины - все крестьяне получили право выхода из общины, кот. д/б выделить выходящему из нее землю в собственное владение.                                                                                                                       2.Насаждение хуторской формы землевладения с целью устранения чересполосицы каждый крестьянин имел право потребовать выделить ему землю в одном месте в виде хутора. 3.Добровольное переселение крестьян на свободные земли в Сибирь, Среднюю Азию,на Дальний Восток и СеверныйКавказ 4.Пропаганда агротехнич-х знаний и передовых приемов труда.  Создание хуторских хоз-в широко пропагандировалось в печати. Создавались образцово-показательные хутора, котор обеспечивались сортовыми семенами, саженцами плодовых деревьев, породистым скотом, с/х машинами, другим усовершенствованным инвентарем. Крестьянам банком под залог имущества предоставлялись кредиты. Для повышения культуры земледелия и жив-ва были укреплены агрономическая, зоотехническая, ветеринарная службы, организовывались пункты продажи и проката с/х машин, склады минеральных удобрений.  Создавались мастерские и заводы по выпуску кирпича, черепицы и др. строит-х материалов.                                                                                Добровольное переселение крестьян на свободные земли в Сибирь, Среднюю Азию, на Северный Кавказ поощрялось. Для этого выделялись ср-ва на проезд, краткосрочные кредиты, безвозвратная денежная помощь, организовывались спец. поезда, пункты приема и распределения переселенцев, нарезались им участки земли и т.д. В целом Ст. агр. реформа способствовала развитию капитализма в деревне. Для зажиточных крест. открывались широкие возможности для развития своего хоз-ва, а перед пролетарскими слоями деревни открывалась свобода выбора занятий и поиска более выгодных условий продажи своей раб. силы. Начало первой мировой войны оставило реализацию Столыпинской аграрной реформы.

 

 

34.Развитие промышленности  и транспорта на территории  Беларусив1860-е

На рубеже 19-20 вв. росс капит-зм совершал переход к монополистической  стадии развития. Для этой стадии хар-ны высокая степень концентрации пр-ва и капитала и возникновение монополий. Экономика Беларуси имела свою специфику. Отраслевая структура в нач. 20 в. практически не изменилась. Ведущими были пищ., лесозаготов, деревообрабат, бумажная, стекольная, текстильная, кожевенно-обувная, металлообрабат пром-ть. Для развития пром-ти бел. губерний было хар-но: 1) ∆-е соотношения фабрич. и кустарно-ремесленного пр-ва в пользу фабричного. 2)сохран высокая доля мелкой пром-ти, что свидетельствовало о начальном этапе индустриализации. 3)более высокие среднегодовые темпы развития пром-ти по сравнению с общероссийскими. 4)происходила концентрация пр-ва. 5) возникали акц. общ-ва и товарищ-ва с участием местного, русского и иностр- капиталов, происходила монополизация произв-ва. 6)в пром. развитии преобладали экстенсивные методы, развитие пр-ва шло за счёт ув числ-ти рабочих. Для бел. народа была хар-на низкая ст-ть рабочей силы. Местная пром-ть в осн. ориентир. на удовлетворение потреб-тей населения в дешёвых предметах потребления. Осн. видами транспорта были ж\д и реч, подчинённое значение имел гужевой. Были расшир Юго-Запад ж\д и продолж. строит-во Рижско-Орловской дороги от Витебска до Жлобина. Насыщенность бел. губерний ж\д была в 1,8 раза выше Европ. России, но в 5 раз меньше, чем во Франции. Речной транспорт способствовал росту эк. связей Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Развитие внутр. и внеш. торг-ли Б в 1860-нач 20в

Стр-во ж\д ускорило развитие внутр- и внеш- торговли. Продукция с\х и пром-ти вывозилась в Россию, Украину, Польшу, Германию. В конце 19 в. в Б. сформир. местные рынки, центрами кот. были Минск, Витебск, Могилёв, Гомель, Гродно, Брест, Пинск. Гл. центр – Минск. Сюда привозили пром. т-ры из Москов, Петербург. р-ов, Польши. Крупным центром был Гомель, кот. обслуживал соседние уезды Минской и Черниговской губернии. Пром  товары вывоз. за пределы Бел. Могилёв. эк. район был центром торговли лес. Т-ми и продуктами земледелия. Через Гродно велась торговля с зарубеж странами. Пинск служил центром распред-ия пром. Т-ов и лесных грузов. Ярмарки уступили место лавочной и магазинной торговле.  Рост пром. пр-ва, развитие капиталист отн-ий в с\х и рост населения стали осн. факторами, стимулир-ими рост внутр. рынка. Оптовая торговля развивалась неравномерно. Концентрация каптала была высокой, крупные и средние предприятия получали более 2\3  торговой прибыли. В ярмарочной торговле наблюдались две тенденции: 1.Упадок ярмарок, ориентированных на продажу пром. Т-ов, к 1910 совсем исчезли. 2.Дальнейшее развитие ярмарок с\х продукции и специализация их на продаже леса, домашних животных и льна. Крупнейшими были лесные ярмарки Гомеля и Минска. Активизировалась внеш. торговля. 1-ое место в вывозе занимал лес. Структура была неэкономична – основная масса необработанный и поверхностно обработанный лес. 2-ое место принадлежало льну.

 

43. Восстановление и развитие  экономики БССР в послевоенные  годы.

К началу 46 г в Беларуси было восст-но 9746 колхозов, работало 90 совхозов  однако недостаток рабочей силы и матер ср-в значительно усложняло возрождение аграрного сектора. В колхозах не хватало тракторов, автомашин, и даже лошадей .В конце 45 г в МТС насчитывалось 4.1 тыс тракторов, что составляло 1/3 довоенного кол-ва. Вал сбор зерна был ниже на 40% чем в 40 г. Тяжелым было положение и жив-ве: почти весь скот, который не был ликвидирован во время войны, находился во владении частных или крестьянских хозяйств. 4-ый пятилетний план имел цель восст посевные площади, поголовье скота, обеспечить развитие земледелия и жив-ва, достичь довоенного уровня пр-ва. За 1 пятилетку позитивных сдвигов не произошло. Низкие темпы с/х в немалой степени был обусловлен практическим отсутствием матер-го стимулирования труда. В итоге трудодни в деревне превратились в норму контроля трудовой повинности, что напоминало феодальную барщину, когда у крестьян отбирали почти весь произведенный продукт. В 48 г Верх.совет СССР принял указ о выселении в отдален. раёны лиц, уклонявшихся от труд деят-ти в с/х. Большие трудности были в возрождении жив-ва, которое было почти полностью уничтож. В декабре 1947 в Б отменяется карточная система на товары и осущ=ся переход в свободн. торговле по единым гос.ценам. Одновременно была и проведена денеж. реформа. Она предусматривала выпуск новых денег и изъятие из обращения прежних. В послевоен .годы восстанавливались уч.заведения, развернулось жилищное строительство.

 

50. Внешнеэк. связи РБ. Участие  РБ в эк. интеграции на постсоветском пространстве   Статус РБ как независимого гос-ва был признан международн. сооб-вом. РБ в мае 2004 имела дипломатич.отношения со 160 странами мира. Статус Б был объявлен как безъядерный и нейтральный. Внеш политика-многовекторной.     РБ расширила свое участие в орг-ях системы ООН, явл. членом 13 спец.учреждений ООН. В рамках ЮНЕСКО для Б. были разработаны программа «ЮНЕСКО - Чернобыль».В 92 РБ вступила в международн.банк реконструкции и развития, международн.валютный фонд, международн.фин. корпорацию, международное агентство по гарантиям инвестиций. В многовекторной внешней политике РБ приоритетом явл. сотрудничество с РФ. Это сотрудничество активизировалось с избранием в 94 1-ого президента РБ Лукашенко. На майском референдуме 95 года 82% граждан РБ, кот. приняли участие в референдуме поддержали идею об эк. интеграции с РФ. В 95 президенты Лукашенко и Ельцин подписали договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве на 10 лет. В 96 в Кремле подписан договор о создании сообществ суверенных  Республик. По этому договору они обязывались сотрудничать по сохранению безопасности. В марте 96 был подписан договор об углублении эк. интеграции 4 стран: РФ, РБ, Казахстана, Киргизии, позже и Таджикистана. В 2003 создана Орг-ция интеграции, в кот. вошли  РФ  и РБ, Украина и Казахстан. Эти страны заявили о стремлении создать зону свободной торговли и подписали соглашение о формировании единого эк. пространства.

 

36.Фин-кредитная система Б в 1860-нач 20в

Новыми формами орг-ции кредита стали городские коммерч банки, частные акционерные банки, об-ва взаимного кредита и ссудо-сберегательные об-ва. Ведущее место среди кредитных учреждений занимал Минский коммерч. банк(1873г.) В нач. 90-х в Беларуси были открыты 5 отделений Госбанка. Кредитование помещиков расширилось с созданием акционерных земельных банков в 1872 г. В Минске, Гомеле, Пинске и др. городах действовали об-ва взаимного кредита, в том числе и поземельного. Для ускорения развития капиталистич пром-ти, стимул-ия инвестиций иностр капитала в Э под руков-вом минфина России С.Ю.Витте была проведена денеж реформа, кот. состояла из серии мероприятий, направл. на опред-ие твёрд. золот сод-ия новой денеж ед-цы, обесп-ие свободного размена банкнот на золото, введение в оборот полноценной золотой монеты. Наряду с золотыми монетами в 1896г. в обращении наход. и высокопробные серебряные монеты. В авг. 1897 г. был принят указ об основах эмиссии кредитных билетов, согласно кот. Госбанк России становился центр. эмиссионным учр-ем, получавшим монопольное право эмиссии кредитных билетов. 1899г. – монетный устав, кот регулир. монетную часть денежной системы России. Небольшим был промысловый налог. Осн часть расходов приходилась на минфин и органов гос.упр-ия. Кредит. система вкл. в себя конторы Госбанка в губернских центрах, фил-лы акционерных банков в губернских и уездных центрах, общества взаимного кредита в крупных городах и местечках. До 1908 действовал единственный крупный банк – Минский коммерч. Активно развивался мелкий кредит. Число товариществ в 1914 достигло 491.

 

37. Э Б в годы 1-ой  мировой войны(1914-1918)

Россия вступила в войну 1 августа 1914 г., а летом 1915г. война пришла на тер. Б. В октябре 1915г. фронт стабилизовался по линии Двинск — Поставы—Барановичи — Пинск. В результате Б была разделена примерно на 2 части: зап оказалась под оккупацией кайзеровских войск, а вост превратилась в прифронтовую полосу, в ближайший тыл русской армии .На оккупир. части тер. Б был установлен жесткий колониальный режим(была введена система натур налогов и штрафов, проводились реквизиции лошадей, крупного рогатого скота, нас в принудит порядке привлекалось к работам на нужды воен властей). В условиях войны на неоккупир части тер. Б расширяли пр-во только те отрасли, которые работали на обеспечение армии продуктами пит, обмундированием, оружием и боеприпасами. Военные заказы выполняли текстил, швейные, кожевен, обувные, хлебопекар, лесопильные, табачные и другие предпр. Февральская буржуазно-дем революция, победившая 28 февраля 1917 г., свергла самодержавие. Было создано Временное буржуазное правительство. Однако Временное правительство, отражавшее интересы мелкой и средней буржуазии, не решило ни одного вопроса того времени: 1. Не был решен вопрос о мире( продолжалась война, временное правительство усугубляло эк. хаос в стране); 2. Не был узаконен переход на 8-часовой рабочий день; 3. Не был решен вопрос о передаче крестьянам помещичьих земель, а в те регионы, где крестьяне захватывали эти земли, Временное правитель-ство посылало карательные экспедиции. 4. Не был решен вопрос о хлебе. 5. Практически ничего не делалось по преодолению хоз разрухи. Первые преобразования молодой Советской власти в сфере Э 1. Осущ-ние декрета о земле( согласно этому декрету отменялась частная собственность на землю, запрещались ее продажа, аренда и залог. Помещичьи, удельные и церковные земли конфисковывались без всякого выкупа, а вся земля, ее недра, леса и воды объявлялись гос собств-тью. Помещики выселялись из своих имений. Декрет заложил правовые основы создания социалистич уклада в с/х в виде гос имений или совхозов и коллективных хоз-в. Вместе с тем крестьяне были поставлены в гос завис-ть как пользователи гос земли). 2. Установление контроля над финансами(14 ноября 1917 г. был создан единый Гос. банк с конторами на местах. 21 января 1918г. были аннулированы все гос займы царского и Временного правительств) 3. Введение раб. контроля(он вводился для борьбы с саботажем чиновников, предпринимателей, банкиров и как подготов-ая мера к национализации пром-ти. 4.Национ-ция пром-ти, транспорта и внешней торговли(для управления национализированной пром-тью был создан Высший совет народного хоз-ва с представительствами на местах). 5. Много делалось для улучшения положения раб. класса. Был введен 8-часовой раб. день. Раб. день подростков ограничивался 4—6 часами, запрещалось использовать труд малолетних. Семьи рабочих переселялись в квартиры буржуазии, вводилась система соц. страхования, создавались биржи труда для безработных, курсы для борьбы с безграмотностью, открывались столовые для рабочих.

38. Соц-эк преобразование  на тер. Б после установления Советской власти. Политика военного коммунизма(1917-1921)

Весной 1918 г. молодая Советская  республика оказалась в сложнейшем положении: война, хоз разруха, голод  требовали принятия экстренных мер. С марта 1918 г. ввод система чрезвыч-х мер в эк. и политич области, получившая название политики «военного коммунизма»(1918-1920 гг.). Осн. меры этой политики: введение продразвёрстки и монополии хлебной торговли; национализация всей пром-ти, установление жесткой централизованной системы управления народным хоз-вом; национализация всех торговых предприятий; фактическая ликвидация денежной системы; введение всеобщей трудовой повинности. Центральное место в политике «военного коммунизма» занимала продразверстка. Власти забирали все у крестьян для нужд армии и рабочих, причем брали в долг, за бумажные деньги. Одним из направлений политики «военного комм-ма» было установление прямого продуктообмена м/у городом и деревней с исп-ием внеэк-х и военных мер. Были национализированы все торговые предприятия и введена монополия внешней торговли и обязательная «трудовая повинность». Был провозглашен лозунг «кто не работает, тот не ест». Все граждане в возрасте от 16 до 50 лет были обязаны участвовать в общественно полезном труде. Это позволило сосредоточить силы рабочего класса на основных производственных работах, наиболее важных для фронта и народного хозяйства. Уклонявшиеся от труда лишались продовольственного пайка.

 

39. Хоз развитие БССР  в годы новой экономической  политики 1921-1928

Введение НЭП в Беларуси совпало  по времени с передачей земли  крестьянам. В 1921 г. крестьянство ↑-ло свое землепользование на 11,4%. В сентябре 1922 г. был принят закон о «Трудовом землепольз-нии», кот. провозгласил свободу выбора форм землепользования. Законными признавались артели, частные владения в виде отрубов и хуторов. Разрешалась сдача земли в аренду и использ наемного труда, поощрялось развитие кооперации. Шел процесс сокращения коммун, с/х артелей и товариществ по совместной обработке земли. До 1927 г. с/х БССР было восстановлено. В годы НЭП существовала частная, кооперативная и госторговля. В 1922 - 1923 гг. в Беларуси частникам принадлежало 90% торговых предприятий и 85% оборота. Сложилась сеть кредитных учреждений. В нее вошли Госбанк в Минске и 9 филиалов в окружных центрах, Белорусская контора Промбанка в Минске, а также специализированные, коммерческие и др. НЭП охватил и сферу пром-ти. Была введена новая система упр-ния крупной национализир пром-тью. Гос-во в лице высш совета народн хоз и его местных органов обеспечивало руководство предприятиями, которые переводились на хозрасчет. Создавались тресты и синдикаты. Значит развитие мелкого пр-ва было одной из особенностей Беларуси. Шел процесс кооперирования мелкой пром-ти. На 1 октября 1927 г. насчитывалось 265 производственно-промышленных артелей. Осн. масса мелких предприятий принадлежала частным лицам или находились в аренде.                     Восстановление народн- хоз-ва явилось не только результатом эфф-ти НЭП, но и - усилий раб. класса, крестьянства, а также помощи советских республик.                                                                                                                                   Недостатки НЭП: Она осущ-лась без реформирования политич системы, правовой базы. Основывалась не на объективных эк законах, а на социальном заказе, волюнтаризме, обуславливались узкие рамки для свободного рынка, частной инициативы. В 1926 г. был взят курс на ↑ налогов, вытеснение с рынка мелкого пр-ва и торговли, сокращение денеж и товарного кредита частникам. Это привело к свертыванию деят-ти частных пром-х и торговых предприятий. Чтобы преодолеть кризис хлебных заготовок, Сталин потребовал применять чрезвычайные меры - привлекать к судебной ответ-ти тех, кто отказ-лся сдавать хлеб гос-ву. Резкое увеличение пр-ва зерна, повышение эфф с/х в целом партия видела в создании колхозов. НЭП, вызвавшая оживление в пром-ти, торговле, с/х, в других сферах жизнедеят-ти, закончилась.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической истории"