Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 02:18, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
40. Формирование административно-
Цель: превращение СССР в эк. независимое гос-во, производящее все необходимые товары. Пути индустриализац в БССР были обсуждены на 10 съезде комунистич партии большевиков в декабре 1925. Было принято решение о развитии здесь лёгкой пром-ти, т.е. работа на местном сырье. 1 пятилетка(1928-1932). Целью 1-ой пятилетки было ↑-ние уд веса пром-ти. Особое внимание уделялось деревообрабат.,спичечной, бумажной, пищевой, льняной, швейной пром. Развернулось строит-во новых пром-ых предприятий. В январе 1930 Сталин и его рук-во перешли к политике “большого скачка” - форсированные темпы индустр, т.е. уделялось внимание колич-ым показателям (втягивание доп-х ресурсов, матер-х и трудовых), а не кач. Все эти мероприятия приводили к падению темпов развития пром-ти. Тем не менее, в Беларуси возникли новые отрасли промышл: с/х машиностроение, станкостроение, химическая.
2пятилетка(1933-1937). Цель: дальнейшее развитие металлообрабат, химич, торфяной и др. отраслей, развитие энергетики и ↑-ние мощностей электростанций. Предусматривалось развитие лёгкой и продовольств-й промышл. Построены Гомельский стеклозавод, Кричевский цементный завод, Оршанский льнокомбинат.
3 пятилетка(1938-1942). Не была вып. в связи с войной. Построены новые промышл предпр ,реконструир старые. Значит. вклад в проведение индустр внесла лагерная Э. Заключённые работали на пром-х предпр-иях и стройках, на лесоразработках. Итоги: в БССР создана современ. матер-технич- база, обеспечена технико-эк-незав-ть СССР, создан военно-промышл. комплекс СССР, укрепилась командно-администрат система управлен эк-кой. Для успешного проведения индустриализации необх. валюта для покупки оборуд-ния за границей, кот. мог дать хлеб, поэтому гос-во начали конфисковывать зерно у крестьян. Это легко было сделать путём коллект-ции. Нач. стр-во колхозов и совхозов. Кулачество подлежало ликвидации. В деревни направл. уполномоченные, на пром-ых предприятиях создавались спец. бригады. В основном использ насильствметоды, запугивания. Важным направлением стало создание машинно-тракторных станций. В зоне их деят-ти приток в колхозы был большим, чем в других местах. Насильственный процесс коллек-ции, массовое раскулачивание вызвало откр. протест крестьян. Итоги: индивидкрестьянские хоз-ва были разрушены, созданы колхозы и совхозы. Уровень пр-ва был низким, планы ↑-ния с/х продукции не были выполнены. С/х оказалось в состоянии глубокого кризиса.
41. Экономика З.Б. в составе Польши 1921-1939
В рез. польско-совет. войны 1919-1920гг. западнобел
земли были вкл. в состав Польши. По условиям
Рижского договора 18 марта 1921 г. К Польше
отошли Гродн губерния, Восточные уезды
Виленской и западные уезды Минской губернии.
Тер. была разделена на 4 воеводства: Полесское,Новогрудское,
Хоз.дезинтеграция привела к потере крупного советского рынка. Причина пром отсталости Польши в её разрыве с СССР. Сильная зависимость от западного капитала вела к превращению Западной Беларуси в аграрно-сырьевой придаток.
42. Экономика Б в годы ВОВ(1941-1945)
На рассвете 22 июня 1941 г. войска гитлеровской Германии вероломно вторглись на территорию СССР. В сложных условиях 1-ых дней войны одной из осн. задач стала эвакуация гражданского населения и мат.ценностей из Б на восток СССР. Из Западной Б, вошедшей в состав БССР в сентябре 1939 г., и Минской области из-за быстрого наступления нем.войск эвакуацию провести не удалось. Только в Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской удалось организовать эвакуацион.пункты для отправки взрослых и детей на восток. Огромные трудности вызывала эвакуация пром.оборудования. Не менее важное значение придавалось эвакуации с/х техники, скота и продуктов пит. На восток также вывозились ДС Госбанка и сберегаткасс, учреждения науки, культуры и образования. Население Б принимало массовое участие в строит-ве оборонит сооружений Б. Эвакуированные на восток пром.предприятия находились в основном в Поволжье, на Урале, в Зап.Сибири. В большинстве эвакуир предприятия сливались с местными профильными, но около 20 крупных сохранили свою самостоятельность. На оккупированной тер. Б эк политика гитлеровцев была направлена на грабежи матер-х ресурсов края. Однако уже в январе—феврале 1942 г. от оккупантов были освобождены значительн. террит, где создавались партизанские зоны. Партизанские зоны были не только военно-политич, но и эк базами развития партизанского движения в Б. В них создавались мастерские по ремонту оружия, пошиву одежды и обуви, работали хлебопекарни, маслозаводы, мельницы, лесопилки и др. Однако большая часть тер. Б находилась под оккупацией. Для эк эксплуатации белземель немецкими властями были созданы многочисленные хоз.команды, инспекции, отряды для сбора сырья, материалов и оборудования. Особое внимание уделялось заготовкам леса и торфа. Значит место в реализации планов эк.эксплуатации Б занимала аграрная политика немецких оккупантов. На первом этапе оккупанты пытались сохранить колхозную систему, чтобы легче обирать крестьян. 15 февраля 1942 г. был издан указ о ликвидации колхозного строя. Устанавливались 3 формы землепользования крестьян: общинное хоз-во, земледельческие корпорации и индивидуальные хоз-ва. Однако непосильные налоги, систематические реквизиции, грабежи и карательные экспедиции не способствовали росту с/х пр-ва. 3 июня 1943 г. вышла декларация о частной собственности на землю, согласно кот. крестьяне получили право собственности на землю. Однако оккупационные власти не спешили передавать землю крестьянам. В приложении к декларации разъяснялось, что наделение землей должно производиться после определения заслуг перед Германией. Данная декларация не сыграла той роли, кот. ей отводилась. В результате войны было потеряно более половины нац.богатства респуб.1943-1945гг.-период возрождения Э Б. Осн. внимание уделялось восстановлению тяжелой пром-ти и транспорта.
44. Экономическое развитие БССР в 1950-е. Попытки соц переориентации экономики
В 50-е гг. в СССР выполнялся пятый(1951-55) и шестой(1956-60) пятилетние планы развития народн.хоз-ва. После смерти Сталина(5.03.1953)-начал осущ-ся курс на ликвидацию культа личности и его последствий. Новый председатель Маленков в авг.1953 г на сессии Верховного Совета СССР предложил соц.переориентацию Э,перемещение акцентов на пр-во Т-ов народн.потребления,↑-ние капвложений в с/х-во, лёгкую и пищевую пром-сть.Но это было невозможно. С сент.1953 начала разрабатыватся система эк. и соц.меропр, кот. привела к: ежемесячн.авансирование колхозников и доп. оплата их труда, развитие жив-ва,ув пр-ва промышл.и продовольств. товаров народного потребления, развитие бытов. и торгов. обслуживание населения. В годы 1-ой пятилетки состояние с/х Б значительно улучшилось. Выросла урожайность с/х культур, ↑-лось поголовье скота. Развернулось большое капитальн.стр-во.План 6-ой пятилетки предусматривал: ускоренное развитие отраслей, выпускающих товары народн потребления, а также энергетич отрасли, машиностроит , хим и радиотехнической. В 1954-построена 1-ая в мире АЭС. В 1957-запущен 1-ый в мире искусств.спутник земли.Нац. доход в годы 5-ой и 6-ой пятилеток возрастал примерно на 10 % в год.50-ые годы-годы «хрущёвской оттепели», также называется «золотой век» административно-командн. системы, когда раскрылись все её возможности.
45. Особ-ти развития народного хоз-ва БССР в 1960-е.Хоз реформа 1965 и ее итоги
Начало и первая пол. 60-х гг-период ухудшения эк.ситуации для БССР: вдвое сокр темпы прироста производ-ти труда, сниз. фондо- и капиталоотдача, упали доходы населения, стала более заметной инфляция. В Б создалась новая отрасль пром-ти-нефтеперераб .Одни из особ-тей эк.развития Б в этот период- быстрое развитие химич. пром-сти, опережающее развитие приборостроения и электроники.1964 г.-место Хрущева занял Брежнев. Новое рук-во означ. кардинальн. поворот в эк. жизни- хоз. реформа. Её начало было положено в 1965г. пленумом ЦК КПСС, принявшем постановление «О неотложных мерах по дальнейшему развитию с/хоз-ва СССР». Оно предусматривало такие меры:1)изменена сущест-щая. система заготовок с/х продукции (вводился твёрдый неизменный план заготовок на 5 лет вперёд для кажд.колхоза,района,области и т.д);2)закупочные цены на с/х продукцию были ↑-ны в 1,5-2 раза. Сняты необоснован. ограничения на содержание скота в личн. подсобном хоз-ве колхозников, рабочих, служащих;3)гос-во брало на себя все работы по мелиорации, химизации, улучшению лугов и пастбищ;4)внедрение в с/х-во достижений науки и передового опыта. След. шаг в осущ-нии эк. реформы- сентябрь ск. Пленум ЦК КПСС (1965), принявший постановление «Об улучшении управления промышл-тью, совершенствовании планирования и усиления эк.стимулирования промышл. пр-ва». Оно предусматривало: 1)усовершенствование системы планирования;
2)расширение хоз. самост-ти предприятий на основе хоз.расчёта;3)∆-ие орг-ции управления промышл-тью. Решения мартовского и сентябрьск. Пленумов положили начало крупномасштабной эк. реформе, направленной на укрепление эк.методов управления. На фоне высоких темпов развития пром-ти Б выделялись хим.,нефтехи.,и топливная отрасли.
46. Социально-экономическое
развитие БССР в 1970-1980.
В этот период создавались новые отрасли
пром-ти, вступали в строй новые пром.предприятия
и одновременно падали темпы эк роста.
Вместе с передовым уровнем в аэрокосмической
и оборонной отраслях сохранялись устаревшие
технологии и оборуд в большинстве др.
отраслей. Был достигнут бесспорный рост
благосостояния и реальных доходов населения
и одновременно с этим быстро рос дефицит
Т-ов 1-ой необходимости. Снижение темпов
роста нац. дохода, продукции пром-ти, произ-сти
труда свидетельствовало о том, что в экономике
СССР, в т. ч. и Б, сложился механизм торможения
соц-эк развития, стали нарастать кризисные
явления. Их осн. причинами были: 1. Существующий
хоз. механизм с монополией гос. собственности,
администр-командными методами руководства,
централизованным планированием и распределением
стал архаическим и превратился в тормоз
на пути развития сил. 2. Полностью себя
исчерпали производств.отношения.3.
49. Становление и реализация бел. модели соц-ориентированной рын. Э Гос. программы соц.-эк. развития РБ на 1996-2000 гг., 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и их осуществление
В 1996 г. Первое Всебелорусское народное
собрание утвердило предложенные президентом
Осн. направления соц-эк. развития РБ на
1996-2000 гг. Целью программы стало построение
соц-но ориентированной рын. Э, достижение
в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк. показ-лям
(стабилизация,эк.рост).
47.Поиски путей перестройки
С сер 80-х г. Беларусь вступила в период радикальных эк и соц преобразований. Их необходимость была обусловлена тем сложным эк. и полит. положением, в кот. оказалась страна на рубеже 70 - 80 гг.Стартовые позиции для эк превращений 1985 были довольно благоприятными. Были не такими большими дефицит бюджета и внешн задолж-ть, потребит-й рынок находился в состоянии относите равновесия, цены росли не так обвально. Учитывая эти преимущества, страна могла бы быстро и с меньшими потерями перейти к рыноч Э. Апрельский пленум ЦК КПСС, XXVII съезд партии определили новый политич курс, направл на ускорение соц-эк развития. Под этим понималось повыш темпов эк развития путем интенсификации пр-ва с учетом научно-технического прогресса, структурной перестройки эк-ки, новых, эфф форм орг-ции, управления и стимулирования труда. Первые шаги в осущ-нии нового курса привели к некоторому оживлению и опред. сдвигам в жизни страны. Сначала в целом успешно выполнялись задания двенадцатой пятилетки, росло пр-во. В ходе осущ-ния курса на ускорение соц-эк развития СССР делались первые шаги в направлении к рыноч. отношениям. 1-ый шаг - введение самофинансирования. Этот эксперимент начался в 1986 г. Прошлый механизм распределения прибыли был изменен. След. этапом в перестройке эк отношений стал переход от курса на ускорение к радикальной эк реформе. В июне 1987 Верховный Совет СССР принял Закон СССР «О гос.предприятии», а потом Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли ряд документов о радикальной эк реформе. Их осн задачей было осущ переход от администрат методов к эк. Предусматривалось изменить сущ систему планирования с целью повысить самост-ть предприятий в планировании и распред продукции. Предполагалось постепенно перейти от распределения ресурсов по фондам к оптовой торговле, ввести договорные и самостоятельно опред-ые цены. Эта реформа не дала положит рез-в. Кризис, который начался в 1988 г. стал глубоким и острым. Его можно отнести к самым длительным эк. кризисам в мировой Э.
48.Состояние экономики
РБ в 1991-1995.Начало
Гл. полит. фактором принятия самост программы
перехода к рынку стало провозглашение
суверенитета и независимости РБ 27 июля
1990г. Одним из 1-ых шагов в складывании
рын. Э в РБ стало подписание в октябре
1991г. договора о едином эк. пространстве
м/у РФ, РБ, Арменией, Киргизией и др. Важным
моментом этого договора явилось признание
в кач-ве основы подъема Э частной собственности,
свободы предприним-ва и конкуренции.
Важные направления перехода РБ к рын.
Э: 1) Меры по стабилизации Э (сокращение
расходов на гос капвложения, содержание
аппарата упр).2) Разгосударствление, приватизация,
демонополизация, развитие предприним-ва
и конкуренции.3) Создание системы гос.
регулирования Э, осн. элементы которой
– собственная банковская система и кредит
РБ.4) Создание потребительского рынка,
рынков ср-в произв-ва, рабочей силы и др.5)
Соц. защита населения в условиях рын.
Э. 6) Преодоление последствий Чернобыльской
катастрофы в условиях перехода к рын.
Э. В конце 80-х гг. РБ была одной из самых
развитых республик СССР. Именно поэтому,
а также в связи с относительной стабильностью
соц.-эк. положения кризисные явления в
Э РБ появились позже, чем в других республиках
СССР. Только в 1991 г. впервые произошло
абсолютное падение пр-ва пром и с/х продукции.
В 1991-1995 гг. для народного хоз-ва РБ стало
хар-ным резкое обострение эк. кризиса.
Его осн. проявлениями стали: А)↓ всех
гл. макроэк. показ-лей; Б)↓ общего пр-ва;
В)↑ дефицита гос финансов; Г)↑ инфляции;
Д) ↑ внеш. задолж-ти;Е)↓ ст-сти бел. рубля,
кот. был введен в денежн.обращение в июне
1992г. Осн причинами падения V пр-ва в пром-сти
стали медленное осущ-ние рын. преобразований,
сохранение в основном администрат-командной
системы управления с монополией гос собственности,
директивными методами рук-ва. В тяжелом
положении оказалось и с/х РБ (недостаток
собств-х источников фин-ния). В таком же
положении находились транспорт и жилищно-коммунальное
хоз-во.Проблемой, кот. стала угрожать
эк безоп-ти РБ, явилась нарастающая внеш.
задолж-ть республики. За 1991-1995 гг.-возросла
денежная разбалансированность(