Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:12, шпаргалка

Описание

1. Меркантилизм
2. Теория абсолютного преимущества Адама Смита
3. Сущность механизма «цена-поток металлических денег»
4. Теория сравнительного преимущества Давида Рикардо
5. Теория Хекшера-Олина
6. Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона
7. Теорема Рыбчинского
8. Эмпирические проверки теории Хекшера-Олина
9. Парадокс Леонтьева
10. Технологические теории международной торговли

Работа состоит из  1 файл

омт.docx

— 54.41 Кб (Скачать документ)

1.Меркантилизм

Меркантилизм – это экономическая политика, цель – накопление в стране драгоценных металлов, средство достижения цели – активный торговый баланс, то есть превышение экспорта над импортом. Меркантилизм сложился в 14-17 век. на фоне монетарных проблем (нехватка полноценных денег), новых технологий (навигация и кораблестроительное дело) и великих географических открытий (открытие Америки с её золотом). Меркантилизм, наряду с физиократизмом рассматривают как одну из первых школ экономической мысли. Ранний меркантилизм. Ц. и. – богатство создается в сфере денежного обращения. Практический принцип – деньги не должны уходить за границу, иностранные купцы должны тратить деньги в стране, где они продали товар. Осн. Пол. - активный денежный баланс, функция денег – средство накопления. Поздний меркантилизм. Центр. и. – богатство создается в сфере товарного обращения. Практический принцип – поощрение отраслей и предприятий, ориентированных на экспорт. Основные полож. - активный торговый баланс, функция денег – средство обращения.

2. Теория абсолютного преимущества  Адама Смита

А.Смит четко сформулировал, что благосостояние наций зависит  не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности  производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача состоит  не в приобретении золота, а в  развитии производства за счет разделения труда и его кооперации.  
«Лэссэ-фэр» — политика государственного невмешательства в экономику и свободы конкуренции. Теория абсолютных преимуществ — страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам). «Невидимая рука рынка»— популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе Исследование о природе и причинах богатства народов для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства. Таким образом, отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности.

3. Сущность механизма «цена-поток металлических денег»

он, в отличии от меркантилистов считал, что прав-во могут продолжать накапливать слитки драгоц.металлов без последствий для конкуренто-способности страны. +Накопл.золота через положит.сальдо(проф.экспорта торговли будет вести к увелич.предложения денег,следов, к увеличению цен и зарплат). Изменение предлож.денег возд. На цены,а не на объем продукции(уменьш.конкур.) С др. стороны, потеря золота в импортно-дефицитной стране уменьшило бы предложение денег,цен и з\п и увеличило бы ее конкрентноспособность. Ms*V=P*Y (Ms-предлож.денег V-скорость движения денег P-ценовой уровень Y - у-нь реального объема продукции)

4. Теория сравнительного преимущества Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные  преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых  она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или  наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

5. Теория Хекшера-Олина.

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и  импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный  недостаток факторов производства. Необходимые условия существования: у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов; развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора; существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

7. Теорема Рыбчинского.

Теорема заключается в  утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства  цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить  производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный  фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными  должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут  оставаться постоянными только в  том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь  место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что  приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для  использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли

8. Эмпирические проверки теории Хекшера-Олина

Несмотря на то что теория Хекшера — Олина разделяется большинством современных специалистов, она имеет ограниченную область применения.Известный экономист В. Леонтьев в середине 1950-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера — Олина и пришел к парадоксальному заключению. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты — выпуск», построенную на основе данных экономического развития США за 1947 г., он показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, в соответствии с теорией Хекшера — Олина США должны были бы экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать — трудоемкие. Таким образом, эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера — Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Япония, Индия и др.).

9. Парадокс Леонтьева

Парадокс Леонтьева —  наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 год. Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели внешней торговли. Леонтьев предположил, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. В этом и состояла суть парадокса.

10. Технологические теории международной торговли

Теория  технологического разрыва. В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. В результате появления технических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

11. Международная торговля, основанная на экономии от масштаба производства

 Торговля, основанная  на экономии от масштаба  Взаимовыгодная  торговля между двумя странами  с  одинаковой обеспеченностью  факторами производства может  развиваться на основе специализации  в тех отраслях, где имеет место  возрастающий эффект от масштаба. Эффект масштаба будет проявляться  в снижении издержек в расчете  на единицу выпускаемой продукции  по мере наращивания объема  производства. Такой тип развития  производства может иметь место  под влиянием углубления специализации,  сохранения постоянных издержек  на неизменном уровне и технологической  экономии.

12. Теория внутриотраслевой торговли

международная торговля состоит  из двух потоков — внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли. Пример внутриотраслевой торговли —  экспорт Францией автомобилей фирмы  «Ситроен» и импорт итальянских  автомобилей фирмы «Фиат». Пример межотраслевой торговли — экспорт  Россией нефти и импорт пшеницы. Внутриотраслевая торговля — обмен  между странами дифференцированными  продуктами одной отрасли. Межотраслевая  торговля — обмен между странами гомогенной продукцией различных отраслей. С точки зрения теории внутриотраслевая международная торговля существенно  отличается от межотраслевой. Модель внутриотраслевой торговли базируется на постулатах теории экономии на масштабе. Внутриотраслевой обмен дает дополнительные выгоды от внешнеторговых связей из-за расширения рынка. В этом случае страна может одновременно сократить число производимых ею товаров, но увеличить число потребляемых. Производя меньший набор благ, страна реализует экономию на масштабе, повышая производительность и снижая издержки.

13. Инструменты внешнеторговой политики

К инструментам внешнеторговой политики относятся: 1) тарифные методы;2) нетарифные методы. Таможенные тарифы — это систематизированный пере­чень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле -и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через гра­ницу

14. Тарифные методы регулирования внешней торговли

Тарифный метод основан  на использовании таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это взимаемый  государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза  или вывоза.

Таможенные пошлины устанавливаются  в виде твердой ставки за единицу  товара (например, 2000 руб. за тонну) или  в виде процента к цене товара. Таможенные пошлины могут быть:

• дифференциальные – разные ставки на одинаковые товары;

• преференциальные – устанавливаемые  для всех или некоторых товаров  отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран;

• покровительственные, устанавливаемые  на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок. Разновидностью покровительственных пошлин являются антидемпинговые пошлины, которые применяются в том случае, если импортер продает на внешнем рынке товар по ценам, ниже действующих на внутреннем рынке.

По объекту обложения  различают импортные и экспортные пошлины. Первые взимаются при выпуске  импортных товаров на внутренний рынок, вторые – при выпуске товара за пределы государственных границ.

15. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Наряду с тарифными  методами регулирования внешней  торговли широко используются другие, нетарифные методы, которые представляют собой административное регулирование  внешней торговли путем:

• квотирования экспорта-импорта  – установления в количественном или стоимостном выражении предельного  объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;

• введения государственной  монополии на торговлю определенными  товарами;

• лицензирования – требования получения от государственных органов  разрешения на импорт или экспорт  товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;

• добровольного ограничения  экспорта – принятие экспортером  обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;

• введения технических  и санитарных стандартов;

• налогообложения импортной  продукции.

• выдачи субсидий – денежных выплат, направленных на поддержку  национальных экспортеров и косвенную  дискриминацию импорта. Субсидии часто  принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент  ниже рыночного.

16. Виды таможенных пошлин, их классификация

Тамо́женная по́шлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации Таможенная граница.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"