Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:12, шпаргалка

Описание

1. Меркантилизм
2. Теория абсолютного преимущества Адама Смита
3. Сущность механизма «цена-поток металлических денег»
4. Теория сравнительного преимущества Давида Рикардо
5. Теория Хекшера-Олина
6. Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона
7. Теорема Рыбчинского
8. Эмпирические проверки теории Хекшера-Олина
9. Парадокс Леонтьева
10. Технологические теории международной торговли

Работа состоит из  1 файл

омт.docx

— 54.41 Кб (Скачать документ)

Классификация таможенных пошлин

В зависимости от направления  облагаемых товаров выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они  делятся на:

  • Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);
  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых.

В зависимости от способа  исчисления ставок таможенные пошлины  подразделяют на:

  • Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
  • Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

  • Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  • Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;
  • Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
  • Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

17. Международная торговая система  ГАТТ/ВТО

Первым международным  соглашением, регулирующим мировую  торговлю товарами, было Генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в 1948 г.  
   Всемирная торговая организация, образованная в 1995 г.  
   Принципиальными различиями между ВТО и ГАТТ являются следующие: 
   • ГАТТ - простой свод правил, многостороннее соглашение, имеющее небольшой секретариат. ВТО - постоянная международная организация, действующая на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющая свой секретариат; 
   • ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. ВТО регулирует торговлю не только товарами, но и услугами, включая права на интеллектуальную собственность; 
   • многие соглашения по отдельным товарам, входившие в ГАТТ, охватывали не все, а только некоторые из сторон, участвовавших в ГАТТ, и поэтому были селективными по характеру своего действия; 
   • система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятые решения. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе. 
   В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. 
   К принципам, на которых строится многосторонняя торговая система, относятся следующие: 
   • торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ), означающего обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров; 
   • либерализация международной торговли - проведение многосторонних переговоров таможенных тарифов и устранение других препятствий на пути международной торговли; 
   • применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. 
  

18. Отношения России и ВТО

Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Присоединение РФ к ВТО  вызывает противоположные точки  зрения.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 158 стран  мира, и в ближайшие годы их число  будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО даёт стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными  целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
  • Возможность вступления России в ОЭСР (членство в ВТО — обязательное условие).

19. Этапы экономической интеграции

Выделяют  четыре вида (этапа) международной экономической  интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.

Зона  свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

Положительными  моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость  торговой политики государств – участниц такого альянса.

Отрицательные черты подобных соглашений состоят  в том, что открытие границ определенного  государства для импорта товаров  и услуг из других стран может  создать определенные трудности  для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке  и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Таможенный  союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

Установление  единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что  либо позволяет защитить страны Союза  от внешней зависимости, либо создает  условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции  внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Единый  рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

Создание  ЕР является длительным, сложным и  противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в  производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы  и единого рынка в целом.

Примером  ЕР мог бы стать Союз между Россией  и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и  Киргизией. Однако пика эти Союзы  реально малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).

Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции.

Он  представляет собой объединение  государств на основе создания единого  экономического, правового, военного и  информационного пространства. ЭС, как правило, является составной  частью межгосударственного союза.

В настоящее время в мире существует только один ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

В состав ЕС входят пока 15 европейских  государств.

20. Международное разделение труда и факторы, влияющие на него.

Международное разделение труда, высшая форма общественного территориального разделения труда; специализация производства отдельных стран на определённых видах продукции, которыми они обмениваются.

 

 Факторы, влияющие на международное разделение труда

Можно выделить три основные группы факторов, влияющих на международное разделение труда:

1) социально-географические факторы – проявляются в различии государств по их территориальному расположению, численности, структуре населения, историческому опыту, традициям и менталитету народа;

2) природно-климатические факторы – обусловлены различиями в климатических условиях государств, обеспеченностью природными ресурсами, такими как полезные ископаемые, реки, озера, моря, пахотные земли, лес, разнообразие животного мира и др.; 3) технико-экономические факторы—связаны с тем, что страны имеют различный уровень экономического и научно-технического развития, это обусловливает разную степень целесообразности производства того или иного вида продукции для разных государств, наличие собственных технологий и ноу-хау, научных открытий, новых технологий, машин и оборудования. Этими достижениями можно воспользоваться только путем обмена ценной информацией между государствами и содружествами, что приводит в результате к взаимодействию и формированию единой экономической системы мира.

Научно-технический  прогресс обусловливает усиленное  развитие процесса разделения труда  и приоритетов между производством  государств, т. к. происходит постоянное обновление продукции, внедрение новых технологий в производство, изменение потребностей населения, а значит, и спроса, поэтому становится нерациональным, нерентабельным и неэффективным производство всех видов продукции в одном государстве, что обусловливает необходимость специализации стран на производстве отдельных видов товаров.

Вывод: Значит, характерной чертой мирового хозяйства является то, что все его участники имеют различные условия для «существования» в – нем: они снабжены различными факторами производства, имеют разный уровень развития. Таким образом, получается, что наиболее обеспеченная ресурсами и наиболее развитая в техническом отношении страна будет лидировать на мировом рынке, т. к. ее продукция будет конкурентоспособной и недорогой. Это возможно в идеальных условиях хозяйствования, однако в реальных условиях страна может производить только выгодные для нее в данный момент товары, которые наиболее конкурентоспособны, и снабжать ими мировой рынок. В итоге международное разделение труда способствует производству товаров в большем количестве и лучшего качества.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"