Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит 58 ответов на вопросы для экзамена по дисциплине "Макроэкономика".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по макроэкономике_1.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

Во всех точках ниже IS, совокупный спрос больше совокупного предложения, рынок не в равновесии.

Сдвиги кривой IS происходят под влиянием следующих факторов:

- изменением автономного потребления

- изменение гос закупок

- изменение чистых налогов

- изменение запланированных инвестиций

- изменение чистого экспорта

Наклон кривой IS отрицательный.

Кривая IS более пологая в случае, если:

- инвестиции и чистый экспорт  высокочувствительны к изменению  процентной ставки

- если предельная склонность  к потреблению МРС велика.

- если предельная ставка налогообложения не велика.

- если предельная склонность  к импортированию не велика 

 

35. Государственный бюджет: сущность, функции. Формирование доходов гос-ва. Баланс между доходами и расходами государственного бюджета.

Бюджет- это роспись государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном порядке.

Функции бюджета

Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов.

Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.

Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

В бюджете находит своё отражение  структура расходов и доходов  государства. Расходы показывают направления  и цели бюджетных ассигнований.

Расходы: затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование),Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям), Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции), Платежи по государственному долгу

Доходы:

Налоги, Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли), Взносы в государственные фонды

Сбалансированность государственного бюджета. Проблема государственного долга.

Баланс бюджета означает равенство  доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный  дефицит .

Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы  бюджета превосходят его доходы.

Государственный долг-это сумма накопленных в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны. Во-первых, государственные  займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.

Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. Госбюджет должен быть сбалансирован ежегодно, правительство должно стремиться к балансу м/доходами и расходами; но, на практике это может привести не к стабилизации эк-ки, а наоборот, к углублению экономического цикла.

 

36. КОНЦЕПЦИИ БАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСБЮДЖЕТА.

Госбюджет должен быть сбалансирован  ежегодно, правительство должно стремиться к балансу м/доходами и расходами; но, на практике это может привести не к стабилизации эк-ки, а наоборот, к углублению экономического цикла.

Г.б. должен быть сбалансирован не каждый год , а за несколько лет, т.е. за продолжительность экономического цикла.

Концепция функциональных финансов; проблема сбалансированности г.б. является не главной, а второстепенной, первостепенное значение имеет стабилизация развития нац. эк-ки

.

37. Дефицит государственного бюджета: понятие, виды и способы финансирования.

Дефицит гос бюджета – сумма  на которую в данном году расходы  бюджета превышают его доходы.

Причины:спад общ-го произ-ва, рост предельных издержек, массовая эмиссия денег, неоправданные  соц программы, огромные расходы  на содержание госаппарата, налоговых  органов, приписки, хищения.

Виды: структурный и циклический: структурные сдвиги в бюд происходят в результате изменений в системе налогообложения и гос расходов. Поэтому дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюдж, наз структурным. Однако при исполнении гос бюджета реальный дефицит оказывается больше структурного. причиной этого является характерный для рыночной экономики циклический характер развития. Спад произ-ва приводит к тому, что доход ы предпринимателей и населения сокращ-ся. Следовательно сокращ и налоговые поступления в госбюджет. В то же время растут расходы, т.к. растут выплаты по безработице и др соц программам. Разность между реальным и структурным дефицитом составляет циклический дефицит. 

Способы покрытия гос дефицита: 1. увеличение налогов – однако это ведет  к снижению деловой активности и стимулов к труду 2.гос займы. Выпуск ценных бумаг – однако ведет к увеличению гос долга. 3. эмиссия необходимого к-ва денег-однако это ведет к росту инфляции.

Уровень дефицита=дефицит гос бюдж/расходная  часть госбюджета*100

 

38. Государственные расходы как инструмент фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов.

К фискальной политике относится деятельность гос-ва по формированию и расходованию бюджетных средств. Госуд-ные расходы являются важным инструментом макроэкономической политики, т.к. они оказывают существенное влияние на распределение не только дохода, но и ресурсов. Крупными статьями явл расходы на оборону, образование, выплата пособий.  Налогообложение также явл важным инструментом политики. Налоги играют значительную роль в распределении доходов между различными сферами экономики и социальными группами населения. Манипулируя гос расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию.

Мультипликатор гос расходов показывает умноженное приращение ВНП в результате увеличения гос расходов. Кмл=∆ВНП/∆ГР (приращение ВНП/приращение гос расходов)

Коэффициент мультипликации показывает, во сколько раз общий прирост  ВНП превосходит прирост гос  расходов. Таким образом, повышение  гос расходов на определенную величину вызывает изменение нац дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос, что в свою очередь вызывает рост нац производства.

 

39. Сущность и принципы налогообложения. Функции налогов.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход гос-ва юридические и физические лица. Доходы от налогов поступают как в местные бюджеты так и в гос бюджет.

Принципы:

1.подданые гос-ва должны участвовать  в содержании правительства соответственно  доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой гос-ва.

2.налог должен быть четко  опрделен(срок уплаты, способ и  сумма платежа).

3.каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, каким удобно налогоплательщику.

4.каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству гос-ва.

Ф-ции:

1.фискальная – она состоит  в формировании доходов гос-ва, которые нужны ему для содержания  гос аппарата, армии, развития  науки и т.д.

2.перераспределительная – заключается в перераспределении доходов от богатых к бедным, из одних отраслей в другие и т.д.

3.экономическая-состоит в воздействии  через налоги на общественное  воспроизводство и соц-экон процессы  в обществе. Налоги в этой функции  могут играть стимулирующую, ограничительную, контролирующую роль.

 

40. Виды налогов. Налоговая система. Кривая Лаффера.

по форме взимания налоги делятся  на прямые- непосредственно взимаются  с доходов и имущества налогоплательщика, косвенные – представляют собой надбавку к цене товаров или услуг, не связаны с доходами наогоплат-ков, в отличии от прямых.

Налоги: подоходный н-г на физ лиц, на прибыль, на добавленную ст-ть, акцизы, н-г на пользование природными ресурсами, н-г на недвижимость, н-г на экспорт  и импорт, земельный н-г,н-г на топливо, транзитный, гос пошлина и сборы и др. Наибольший удельный вес приходится на 1.подоходный н-г, 2.НДС, 3.акцизы.

1.взимается по прогрессивной  шкале. В облагаемый доход не  включаются пособия по соц  страхованию и соц обеспечению, алименты, пенсии, минимум зарплаты и т.д.

2.НДС – это разница между ценой реализованной продукции и ценой материалов и сырья, потребленных при произ-ве продукции. НДС относится к косвенным н-гам, его величина добавляется к ценен товара и оплачивается покупателем.

3.акцизы- косвенные н-ги, фиксируемые  в определенном размере в виде  надбавок к цене товаров и  услуг. 

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Зависимость между ставками н-га и  налоговыми поступлениями в бюджет обосновал амер.эксперт А.Лаффер. он доказал что один и тот же по величине доход в гос бюджет может быть обеспечен как при высокой так и при низкой налоговых ставках.

Осн.точки для анализа:

1.ставка н-га =0, поступлений  в бюджет нет

2.ставка н-га =100% поступлений в  бюджет нет, все уходят в  теневую экономику.

3.в точке А достигается максимум поступлений в бюджет следов-но ставка Rа является оптимальной.

4.дальнейший рост нал-вой ставки  до уровня Rс приводит к уменьшению н-вых поступлений, которые сравниваются с тем уровнем, что существовал при н-говой ставке Rв.

Кривая Лаффера показывает, что более низкая ставка увелич число объектов налогообложения, привлекая к предпринимательской деят-ти большее число людей, чем при высоких н-вых ставках, и наоборот.

(Кривая не дает ответа на впрос, при какой ставке налогообложения поступления н-гов будут максимальны, ибо такая ставка н-гов различна для разных стран и зависит от многих факторов: от нал-вой политики,  размеров и струк-ры гос сектора экономики и т.д.)

 

41 Налоги как инструмент фискальной политики. Влияние налогов на совокупный спрос. Налоговый мльтипликатор.

 Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения.

Налоги являются одним из основных инструментов фискальной политики,так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Увеличение налогов применяется в краткосрочном периоде в сдерживающей фискальной политике в целях снижения темпов инфляции, а также в целях сокращения совокупного спроса и  тем самым помогает снизить инфляцию спроса.

Экономический смысл  эффекта налогового мультипликатора следующий. При  снижении ставки налога увеличивается  уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет, что приводит к росту располагаемого дохода. В результате равновесный ВВП увеличивается.

 

42. Государственный долг: причины образования и система управления. Внешний и внутренний долг, их влияние на экономическое развитие страны.

гос долг – общая сумма задолж-ти страны другим странам, организациям и отдельным лица, а также своим юр и физ лицам.

Различают внутренний и внешний  долг.

 Внутренний – это задолженность  гос-ва населению, предприятиям  и орг-циям своей страны. Это  сумма накопленных за определенный  период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Внешний гос долг – это задолженность  гос-ва гражданам, орг-циям и правительствам других стран.

При внешнем долге нация вынуждена  отдавать странам-кредиторам часть  своего реального богатства для погашения как самого долга, так и процентов по нему, что негативно сказывается на экономич  развитии страны-заемщике. Рост внешнего долга способствует также снижению международного авторитета страны и негативно влияет на состояние торговли страны с другими странами. Вследствие сокращения экспорта нарушается внешнеторговый баланс, что приводит к новым внешним займам. Для регулирования внешнего долга устанавливается его лимит(его доля в ВНП или отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год- не должен этот показатель превышать 25%)

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"