Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит 58 ответов на вопросы для экзамена по дисциплине "Макроэкономика".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по макроэкономике_1.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

Специфика внутр долга такова, что  страна должна сама себе (отношения  между гражданами страны), поэтому  его рост менее опасен чем внешнего. Однако сущ след последствия внутр долга.

1.выплата % по гос долгу приводит  к усилению неравенства в доходах  населения.

2.повышние ставок н-гов с целью  доп-го получения средств для  выплаты внутр долга значительно  подрывает экономические стимулы  развития проз-ва, роста производительности  труда, что замедляет развитие экономики.

3. усиливается неуверенность населения  в своем будущем, а инвесторы  неохотно вкладывают свои капиталы.

4.продавая новые облигации и  используя выручку для выплаты  держателям погашенных облигаций,  правительство тем самым увелич спрос на деньги, следствием этого является увеличение процентной ставки и уменьшение в связи с этим спроса на деньги со стороны частных инвесторов.

 

43. Фискальная политика в ходе экономического цикла. Цели и механизм реализации стимулирующей и сдерживающей фискальной политики.

Фискальная политика – совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого экономического развития, увеличение занятости, снижение инфляции. Цели: сглаживание негативов экономического цикла, достижение высокой занятости, снижение темпов инфляции, стимулирование экономического роста. Различают: дискреционную и недискреционную ф.п. Основные инструменты ф.п.: изменение налоговых ставок, изменение величины гос. расходов. Изменение величины гос расходов включает: гос закупки товаров и услуг, гос трансферты, гос инвестиции, организация общественных работ. Типы ф.п.: стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая ф.п. проводится в период, когда эк-ка нах-ся в спаде  и имеет целью рост реального ВВП и уровня занятости: ↑ гос расходов, ↓ налогов, и то и другое. Повышение гос расходов вызывает изменение нац. дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос ⇒ рост объёма и результатов нац. пр-ва. Сдерживающая ф.п. проводится с целью ↓ инфляции и стабилизации уровня цен в эк-ке: ↓ гос расходов, ↑ налогов, и то и другое.

 

44. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика гос-ва осуществляется пассивно на основе автоматического изменения  уровня финанс-ния гос-х проектов и автоматического изменения  налогов и сборов. При этом стабилизаторами, работающими по принципу саморегулирования, являются:

1. Изменения налоговых поступлений.  Сумма налогов зависит от величины  доходов населения и предприятий.  В период спада производства  доходы начнут уменьшаться, что  автоматически сократит налоговые  поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

2. Системы пособий по безработице  и социальные выплаты. Они также  оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса.

В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Главное достоинство недискреционной  фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

 

45. Банковская система, ее структура и функции в рыночной экономике.

 Банковская система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений страны, которые аккумулируют денежные средства и представляют их в пользование субъектам рынка на условиях срочности, платности и возвратности. Кредитная система гос-ва состоит из банковской системы и небанковских кредитно-финансовых институтов. Банковская система включает всю совокупность банков в национальной экономике страны. Сущ два уровня банк. системы.

1й уровень образует централь  банк и совокупность банковских  учреждений, выполняющих функции централь. банка. За ними закреплена монополия на эмиссию нац денежных знаков, операции с ценными бумагами на открытом рынке, установление нормы резервов для коммерческих банков и др сберегательных учреждений, установление учетной ставки, изъятие из обращения денег, хранение золотовалютных резервов страны, выполнение кредитно-расчетных операций для правительства , хранение резервов коммерч банков и других депозитных учреждений страны и контроль за их деятельностью, поддержание нац валюты и т.д.

2й уровень образуют коммерческие  банки (частные и гос-ные). –  это финансовые институты страны, получившие спец лицензию от  централь банка на право принимать  вклады от населения и фирм  и предоставлять им кредиты.

 

46. Функции Центрального банка в рыночной экономике.

 Центральный банк – это эмиссионный банк, т.е. банк, наделенный правом эмиссии денежных знаков в обращение. Главная задача Центрального банка – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Центральный банк располагает крупными средствами, так как его пассивы – это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку другим банкам и руководить их деятельностью.

ЦБ становится центром по организации  банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и кредитно-финансовые институты.

ФУНКЦИИ ЦБ:

-   эмиссионная;

-   контроль денежного обращения;

-   аккумуляция и хранение  кассовых резервов коммерческих  банков;

-   кредитование КБ, ЦБ  является кредитором последней инстанции;

-   проведение денежно-кредитной  политики;

-   регулирование кредитной  системы, надзор за деятельностью  кредитных организаций;

-   управление государственным  долгом;

-   государственная регистрация  кредитных организаций, выдача лицензий им и организациям, занимающихся их аудитом;

-   валютное регулирование  и валютный контроль.

Важнейшим источником ресурсов ЦБ является эмиссия денежных знаков. Все кассовые резервы концентрируются в ЦБ и их поступление в хозяйственный оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через учреждения ЦБ. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство ЦБ, а в случае необходимости – получают кредиты ЦБ. В итоге и наличный, и безналичный обороты денежных средств концентрируются в ЦБ и его учреждениях.

 

47. Функции коммерческих банков. Банковская система и создание денег. Денежный мультипликатор.

Функции коммерческих банков

Сегодня коммерческий  банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных  банковских продуктов  и  услуг. Не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые  операции).Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:

·      прием депозитов;

·      осуществление денежных платежей и расчетов;

·      выдача кредитов.

Кроме этих основных существует еще  ряд операций(лизинг, факторинг и т.д..)

Счета и депозиты

Свыше 90%   всей потребности в  денежных средствах для осуществления  активных операций банк покрывает за счет привлеченных средств. Основную часть этих средств составляют депозиты, т.е.  деньги,  внесенные в банк клиентами - частными лицами и компаниями.

В большинстве стран классификация  депозитных счетов основана на  учете  двух моментов: срока депозита до момента  изъятия и категории вкладчика.

 Депозиты до востребования  - дают возможность владельцам  получать наличные деньги по первому требованию и   осуществлять платежи с  помощью выписки чека. Главным достоинством этих счетов является   их  высокая  ликвидность,   возможность  их   непосредственного использования   в   качестве   средства  платежа. Основной недостаток - отсутствие уплаты процентов  по  счету. Взнос и  изъятие  денег  осуществляется как частями,  так и полностью в любое время без ограничений. Владелец счета уплачивает банку   комиссию  за  пользование  счетом   в  виде твердой месячной ставки или за каждый выписанный чек.

Денежный мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий во сколько  раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу. Денежный мультипликатор рассчитывается как отношение денежной массы к денежной базе.

 

48. Понятие спроса на деньги и факторы его определяющие.

В отличие от обычного спроса на товарных рынках, который формируется как  поток купленных товаров за определенный период, спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты на определенный момент. Спрос на деньги – это то количество денег (наличность + бессрочные депозиты), которые люди желают иметь. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности объясняет, почему люди предпочитают хранить деньги и выделил три мотива, побуждающие хранить деньги:

1. хранение денег для сделок, то есть для ежедневного финансирования текущих расходов (Трансакционный мотив).

2. сбережение денег на случай будущих непредвиденных расходов (Мотив предосторожности).

3. сохранение денег в ожидании падения цен активов (Спекулятивный мотив).

Величина спроса на деньги, сберегаемых  для этих целей, зависит от двух основных факторов (при неизменном уровне цен): процентной ставки и уровня дохода. Эту зависимость можно выразить в виде функции:    QDm = f(i,Y).

· Люди, храня деньги, отказываются от возможного дохода в виде процента, процентная ставка, следовательно, является альтернативными издержками хранения денег, это ценовой фактор спроса на деньги: чем выше процентная ставка, тем меньше величина спроса на деньги;

· Чем больше доход, тем больше величина спроса на деньги при любом уровне процентной ставки. Это неценовой  фактор спроса на деньги.

 

49. Концепции спроса на деньги.

Факторы спроса на деньги:

1) уровень дохода;

2) скорость обращения денег;

3) ставка процента.

Количественная теория денег определяет спрос на деньги с помощью уравнения  обмена МV = РY.

Предполагается, что скорость обращения V – величина постоянная. При условии постоянства V изменение количества денег в обращении М должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВНП (РY). Но, согласно классической теории реальный ВНП (Y) изменяется медленно и только при изменении величины факторов производства и технологии можно предположить, что Y меняется с постоянной скоростью, а на коротких отрезках времени - постоянен. Поэтому колебания номинального ВНП будут отражать изменения уровня цен. Таким образом, изменение количества денег в обращении не окажет влияния на реальные величины, а отразится на колебаниях номинальных переменных. Это явление получило название «нейтральности денег».

Классическая теория связывает  спрос на деньги главным образом  с реальным доходом. Кейнсианская –  считает основным фактором – ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив их в банк или использовав на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит тем ниже спрос на деньги.

 

50. Предложение денег. Денежные агрегаты.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Предложение денег в экономике  осуществляет государство посредством  банковской системы, включающей Центральный  банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).

В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.

Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"