Шпаркалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

E_T.docx

— 129.38 Кб (Скачать документ)

-финансов;

-недвижимости и т.д.

2) По субъектам:

-покупателей;

-продавцов;

-гос.заказов;

-посредников.

3) По географическому  положению:

-местный;

-региональный;

-национальный;

-мировой.

4) По уровню насыщенности:

-избыточный;

-равновесный;

-дефицитный.

5) По степени зрелости:

-неразвитый;

-развитый;

-деформированный;

-формирующийся.

6) По характеру продаж:

-оптовый;

-розничный.

7) По соответствию закону:

-легальный;

-нелегальный (серый, розовый, черный)

8) По отраслям:

-нефтяной;

-автомобильный;

-компьютерный и т.д.

9) По проявляющейся конкуренция:

-свободный;

-несвободный.

10) По механизму регулирования:

-регулируемый;

-нерегулируемый.

 

35

В условиях товарного хозяйства  рынок является регулятором общественного  производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры  производства товаров к объему и  структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует  снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут  производиться товары, с помощью  каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для  кого производятся товары, каким образом  должен распределяться национальный доход  между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка  стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти  на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его  распоряжении деньги, оказывает в  конечном итоге определяющее влияние  на то, что производится и куда идут произведенные товары.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу  предпринимательства, свободу перемещения  ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу  выбора продавцов и покупателей.

Другими словами, рыночная экономика  — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать  без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров  производятся миллионами людей без  централизованного руководства, и  при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий  назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым  доказал свою жизнеспособность. В  этом смысле рыночную экономику можно  рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную  из всех существовавших форм организации  общественного производства.

Вместе с тем, было бы большой  ошибкой рассматривать рынок  как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение  равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного  труда. Частные предприниматели  не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения  спроса, поэтому уже материализованные  затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание цен  и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается  из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для  рабочих — безработицу. Поскольку  товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок  может предписать некоторым людям  голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные  или чрезмерные доходы.

Следует также указать, что  рыночный механизм ориентирован на получение  прибыли и поэтому не может  эффективно решать многие стоящие перед  обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.

Наличие у рыночного механизма  существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства  государства в экономическую  жизнь.

 

36

Конкуренция – в переводе с латинского означает "сталкиваться". В самом общем виде конкуренция  – это соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли  или продажи товаров. Конкуренция  – это экономический закон  рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого  участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной  конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.

Конкуренция, при которой  не соблюдается хотя бы один из признаков  совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция  означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним  случаем является ситуация, которая  характеризуется наличием единственного  производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или  единственного покупателя (монопсония).

 

Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и  др.), предусматривающих ограничение  монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию  негативных последствий монополизма  и стимулирование конкуренции в  ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:

Ограничение монополизации  рынка;

Запрещение слияний конкурирующих  компаний;

Запрещение установления монопольных цен;

Сохранение и поддержание  конкуренции в ее цивилизованных формах.

 

37Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

  • Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • Борьба с инфляцией;
  • Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование  рынка ставит перед собой следующие  цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или  отклонение.

Методы государственного регулирования, с помощью которых  достигаются вышеуказанные цели:

  • Путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;
  • Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;
  • Путем установления фиксированных цен.

 

 

38

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что  с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления  всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически  это означает, что первая производная  функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а  вторая — отрицательна. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх. 
Например, для голодного человека полезность первой тарелки супа выше, чем второй, второй — выше, чем третьей, и т. п. 
Из этого закона следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. 
Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

Понятие предельной полезности впервые введено современными экономистами, создавшими теорию ценности по предельной полезности. Под этим названием они  разумеют наименее важный вид пользы, который приносит данное благо в  сфере удовлетворения человеческих потребностей. Предположим, например, что хлеб может служить для  питания человека, для посева, для  корма скота, для винокурения. Последняя  его роль является наименее важной; способность хлеба удовлетворять  эту потребность и есть его  предельная полезность. Даже в отношении  одной и той же потребности  благо может иметь различную  предельную полезность (напр. хлеб —  для сытого и для голодного). Предельная полезность повышается при недостатке блага и понижается при его  избытке.

39

Теория потребительского выбора изучает, каким образом потребитель  формирует свою потребительскую  корзину, т. е. набор товаров и услуг, который он покупает, и каким образом формируется спрос на товары из этого набора.

Теория потребительского выбора исходит из следующих предпосылок.

Свобода потребительского выбора и независимость потребителя. Потребитель независим в своем выборе и свои поведением («голосованием деньгами») определяет структуру и объемы производства фирм. Свобода потребителя не безгранична. В своем выборе потребитель ограничен рыночными ценами товаров и своим доходом.

Рациональность  потребителя. Потребитель выбирает наилучший набор из возможных при заданных ресурсах. Такой набор называется оптимальным.

Совершенство  информации. В процессе выбора потребителю доступна вся информация, необходимая ему для осуществления оптимального выбора.

Таким образом, цель потребителя  заключается в максимизации полезности от приобретения товаров при ограничении  со стороны дохода.

Существуют две теории потребительского выбора.

Кардиналистская (количественная) теория предполагает, что потребитель может точно количественно определить полезность каждого товара в каких-либо единицах. Представителями данной теории были Герман Генрих Госсен (1810 – 1858), Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882), теоретики австрийской школы – Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений фон Беем-Баверк (1851 – 1919).

Ординалистская (порядковая) теория предполагает, что потребитель не может количественно определить полезность каждого товара, но может сравнивать полезности товаров между собой. Сторонниками этой теории были Фрэнсис Эджуорт (1845 – 1926), Джон Хикс (1904 – 1989), Евгений Слуцкий (1880 – 1946).

 

40 Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия  отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и  предпочтениями и не зависит от доходов  или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих  поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Исходные аксиомы  анализа

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

  1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта
  2. Аксиома непрерывности 
    Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.
  3. Аксиома возможности выбора 
    Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).
  4. Аксиома транзитивности 
    Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C. 
    То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.
  5. Аксиома ненасыщенности 
    Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Информация о работе Шпаркалка по "Экономической теории"