Шпаркалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

E_T.docx

— 129.38 Кб (Скачать документ)

Свойства кривых безразличия стандартного вида

Выполнение выше названных  ограничений обуславливает следующие  свойства стандартных кривых безразличия:

  • Кривая безразличия является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.
  • Для любого заданного уровня полезности может быть проведена своя кривая безразличия, отражающая различные комбинации двух товаров, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения.
  • Кривые безразличия описывающие поведение одного потребителя никогда не пересекаются. 
    Докажем это. Предположим, что две кривые безразличия с разными уровнями полезности имеют одну общую точку C. Отметим на графике еще две произвольные (A и K). Потребительские наборы A и C лежат на одной кривой безразличия и приносят одинаковое удовлетворение потребителю. Отсюда следует, что в соответствие с аксиомой транзитивности A = C и C = K, т.е. A = K, что противоречит положению точек на графике.

  • Кривые безразличия не имеют участков возрастания 
    Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого товара (яблоки), так и второго товара (конфеты), то есть в соответствие с аксиомой ненасыщенности возросла бы степень удовлетворения потребителя, а она (степень) должна быть постоянной на всем протяжении кривой безразличия. 
    Отрицательный наклон кривой безразличия отражает возможность замещения потребителем одного товара другим для поддержания уровня своего удовлетворения постоянным.

Кривые безразличия  нестандартного вида

Форма кривых безразличия  и их наклон в данной точке определяется исключительно потребительскими предпочтениями.

Для отдельных товаров  в силу их специфических характеристик  кривые безразличия могут иметь  вид, отличный от стандартного.

Товары — совершенные  заменители

К данной группе товаров  относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в постоянном соотношении, то есть MRS=const (например: отдельные группы товаров конкурирующих производителей)

Проанализируем наиболее простую ситуацию, когда товары замещаются в пропорции один к одному (MRS=1). 
Например, выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходимо приобрести 4 маркера и ему безразлично, какого они цвета. Функция полезности в этом случае будет иметь вид прямой линии с тангенсом угла наклона равным -1.

 
при ,  
или

Кривые безразличия более  высокого порядка будут располагаться  на параллельных прямых выше и правее начальной, но MRS будет прежней.

Товары — совершенные  дополнители

В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки: левая и правая.

Если потребитель выбирает потребительскую корзину, состоящую  из одной правой Y и одной левой  перчатки X, то прибавление к ней  любого количества только левых перчаток не увеличит совокупную полезность данного  набора. Следовательно, все потребительские  корзины типа (1:2) (1:3) или (2:1) (3:1) будут  находится на одной кривой безразличия  с потребительским набором (1:1), а  сама кривая будет иметь вид буквы L.

Нежелательный товар

К нежелательным товарам относятся те товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись.

Степень удовлетворения потребителя  и его оценка полезности будет  тем выше, чем в меньших количествах  нежелательный товар будет присутствовать в наборе. Кривая безразличия в  этом случае будет иметь вид прямой с положительным углом наклона

Нейтральный товар

Подобная ситуация может  возникнуть, когда нам продают  товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но дешевой  нагрузкой.

В этом случае количество нагрузки не будет оказывать влияния на покупку основного товара, и кривые безразличия будут иметь вид  вертикальных прямых, параллельных друг другу. Более высокому уровню удовлетворения соответствуют кривые, лежащие правее по оси Q1.

Явление насыщения

Теоретически можно представить  ситуацию, при которой существует идеальный потребительский набор, максимально удовлетворяющий потребности потребителя, то есть находящийся в точке насыщения (например: доза лекарства, которую необходимо принять за день).

Уменьшение данной дозы не даст улучшения. Чем ближе потребитель  находится к точке насыщения, тем выше полезность его потребительского набора. Графически кривые безразличия  этого потребителя будут иметь  вид эллипсов.

Равновесие  потребителя. Бюджетная линия 
 
3.1 Бюджетная линия 
 
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Но при этом не учитываются ограничения в потреблении и приобретении благ. Мы же не можем приобретать бесконечно. Почему? Потому что блага для потребления мы вымениваем на деньги, а это значит, что мы всегда ограничены уровнем своего дохода. С другой стороны, мы должны учитывать цены на товары, чтобы понять, сколько именно товара можем приобрести. Кривые безразличия показывают возможность безболезненной для потребителя замены одного блага другим. Но они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. 
 
Эту информацию можно получить на основании графика (или уравнения) бюджетной линии (который еще называется линией цен или прямой расходов).  
 
Бюджетная линия учитывает и уровень дохода потребителя и цены на блага. 
 
Бюджетная линия показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. 
 
Описать бюджетную линию мы можем при помощи уравнения: 
 
I = Ра*А + Рb*В; 
 
где I - это доход данного потребителя (income), A -количество потребляемого (приобретаемого) блага А, Ра -цена этого блага, В - количество потребляемого (приобретаемого) блага В, a Pb - его цена. 
 
Мы можем записать уравнение бюджетной линии и в другом виде, как уравнение количества одного из потребляемых благ, например, блага А: 
 
По данному уравнению мы можем построить бюджетную линию. 
 
Угол наклона бюджетной линии определяется отношением цен на оба блага, взятым с отрицательным знаком. То есть это отношение цен будет являться угловым коэффициентом бюджетной линии, который измеряет наклон этой линии к оси абсцисс. Точки пересечения с вертикальной и горизонтальной осями на графике характеризует ситуации, когда потребляется только одно благо из двух (то есть количество другого блага равняется нулю). 
 
Итак, наши предпочтения определяются относительной полезностью - то есть полезностью комбинации двух благ, а наши выгоды и потери от приобретения и потребления этих благ определяются положением бюджетной линии.  
 
Правильно - надо найти точку касания графиков кривой безразличия и бюджетной линии. И это пересечение мы назовем равновесием потребителя. То есть мы уравновесим все его потери и приобретения, ограничения и возможности.  
 
Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией и будет означать состояние равновесия потребителя. 
 
Вспомните, что наклон кривой безразличия в данной точке равен предельной норме замещения MRS, а наклон бюджетной линии - соотношению цен товаров РА/РВ.  
 
Следовательно, в точке потребительского оптимума С:  
 
Но ведь мы уже говорили о том, что кривых безразличия для одного потребителя может быть бесконечное множество. Так почему же выбираем именно ту, которой бюджетная линия касается в точке С? 
 
Кривая безразличия, которая пересекает бюджетную линию в двух местах, во-первых, не дает нам единого равновесного значения. А во-вторых, всегда найдется кривая безразличия, которая будет находиться выше этой кривой, а значит, предоставлять нам более выгодные условия для потребления (чем выше кривая, тем большее количество обоих благ мы можем потреблять). Та, что находится выше - вообще никак не соприкасается с нашей бюджетной линией, то есть в этом случае наши потребности будут неоправданно высоки по сравнению с нашими бюджетными ограничениями.  
 
А кривая U2 - самая высокая кривая безразличия, то есть самая выгодная, при наших бюджетных ограничениях (потребительском доходе и ценах на блага). Соответственно, если будет меняться положение бюджетной линии, то будет меняться и равновесие потребителя.

 

41

Свойство товаров или  услуг удовлетворять потребности  лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемыми (комплементарными) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение.

Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним) и относительной (чай и сахар,автомобиль и бензин).

Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой,и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Свойство благ удовлетворять  потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ.Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы.

Взаимозаменяемость может  быть абсолютной (совершенной), когда  одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).

Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.

Таким образом, если2 продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

 

42 ТОВАРЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ – наиболее нужные потребителю и часто употребляемые товары. Величина эластичности спроса по доходу на такие товары меньше единицы, поскольку с ростом доходов потребители стремятся покупать не товары первой необходимости, а более редкие товары. Кроме того, у таких товаров, как правило, коэффициент эластичности по доходу с ростом доходов снижается, поскольку у них существует предел насыщения. Возьмем, например, такой товар, как зубная паста. Существует некоторый количественный уровень, выше которого зубная паста людям просто не нужна, так как они не смогут ее потребить. С приближением к этому уровню коэффициент эластичности спроса по доходу стремится к нулю: как бы мы ни повышали доходы, спрос на зубную пасту не увеличится. НИЗШИЕ ТОВАРЫ – товары низкого качества, спрос на которые с ростом доходов уменьшается, поскольку потребители начинают заменять их более качественными товарами. К этой категории относятся, например, одежда «секонд-хенд», второсортные продукты питания и т.п. Коэффициент эластичности спроса по доходу для таких товаров сперва положителен, но затем, с достижением некоторого уровня доходов, опускается до нуля и вслед за тем достигает отрицательных значений.

 

43

К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение  цены, так как оно меняет объем  доступных благ и их относительные  цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение  относительных цен и реального  дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Для товаров низшей категории  результирующая обоих эффектов зависит  от степени воздействия каждого  из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует  сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории  будет иметь ту же форму, что и  нормальный товар. Таким образом, закон  спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон  спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон  спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.

44

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Информация о работе Шпаркалка по "Экономической теории"